Дело №а-843/2020 копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2020 года город Тейково
Тейковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Димитриенко Т.А.,
при помощнике судьи Глушко М.А.,
с участием административного истца –Тейковского межрайонного прокурора Кролева Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тейковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тейковского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия, обязании разработки и утверждения проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения,
УСТАНОВИЛ:
Тейковский межрайонный прокурор обратился в Тейковский районный суд с вышеназванным административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указав, что в результате проверки, проведенной Тейковской межрайонной прокуратурой, установлено, что на автомобильную дорогу общего пользования <адрес>, протяженностью <данные изъяты>, (идентификационный номер №, кадастровый номер №), собственником которой является Тейковский муниципальный район, не разработан и не утвержден проект организации дорожного движения.
Проект организации дорожного движения разрабатывается и утверждается в установленном порядке на основании п. 2 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Федерального закона № 196-ФЗ. По общему правилу проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, утверждаются органами местного самоуправления. Таким образом, разработка проекта организации дорожного движения является обязанностью органа местного самоуправления и направлена на обеспечение безопасности жителей, а также обеспечение безопасности дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Данная обязанность напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта.
Неисполнение администрацией Тейковского муниципального района Ивановской области требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения существенным образом нарушает права неопределенного круга лиц - пользователей автодороги в области обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании изложенного, просит суд: признать бездействие администрации Тейковского муниципального района Ивановской области в части разработки и утверждения проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Тейковского муниципального района Ивановской области с идентификационным номером №; обязать администрацию Тейковского муниципального района Ивановской области разработать и утвердить проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Тейковского муниципального района Ивановской области с идентификационным номером № соответствии с требованиями нормативных актов, технических норм в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный истец –Тейковский межрайонный прокурор Кролев Д.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административным иске, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Тейковского муниципального района Ивановской области, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также письменный отзыв, в котором указал, что в бюджете Тейковского муниципального района в рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения на территории Тейковского муниципального района» предусмотрены средства на мероприятия по повышению безопасности дорожного движения. Подпрограммой «Развитие системы организации движения транспортных средств и пешеходов, повышение безопасности дорожных условий», в рамках вышеуказанной программы, предусмотрены средства на мероприятия по разработке проектов организации дорожного движения на дороги общего пользования местного значения Тейковского муниципального района и дороги внутри населенных пунктов, их корректировку и реализацию. Срок реализации указанной программы до 2021 года. В период с января по сентябрь текущего года, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), администрацией Тейковского муниципального района указанные мероприятия программы не реализовывались. В настоящее время готовится документация для заключения договора на выполнение работ по разработке проекта организации дорожного движения для автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Тейковского муниципального района Ивановской области. Срок заключения вышеуказанного договора планируется на октябрь -ноябрь 2020года.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 3 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности но обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами; контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения и пропускной способности дорог регулируются органами местного самоуправления, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утвержденных в установленном порядке.
Проект организации дорожного движения разрабатывается и утверждается в установленном порядке на основании п. 2 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Федерального чакона № 196-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 443-ФЗ) проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения.
Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 443-ФЗ внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков либо его повторное утверждение должно осуществляться не реже чем один раз в три года.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По общему правилу проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, утверждаются органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность — это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч. 12 указанной статьи закона, содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Как следует из материалов дела, Тейковской межрайонной прокуратурой на основании решения № 307 от 28.09.2020 проведена проверка по вопросу исполнения администрацией Тейковского муниципального района Ивановской области законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ (л.д.9).
В ходе проверки установлено, что на автомобильную дорогу общего пользования <адрес>, протяженностью <данные изъяты>, (идентификационный номер №, кадастровый номер №), не разработан и не утвержден проект организации дорожного движения. Указанное подтверждается ответом администрации Тейковского муниципального района исх. № 2829от 29.09.2020 года (л.д. 10-12).
Как следует из выписки из реестра муниципального имущества и подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права, спорная автомобильная дорога находится в собственности Тейковского муниципального района Ивановской области (л.д.12-14, 22).
Неисполнение администрацией Тейковского муниципального района Ивановской области требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения существенным образом нарушает права неопределенного круга лиц - пользователей автодороги в области обеспечения безопасности дорожного движения.
На момент рассмотрения настоящего административного дела выявленные прокуратурой нарушения не устранены, проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования <адрес>, протяженностью <данные изъяты>, (идентификационный номер №, кадастровый номер №) не разработан и не утвержден, что не оспаривалось административным ответчиком.
В соответствии с ч. 10 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Таким образом, разработка проекта организации дорожного движения является обязанностью органа местного самоуправления и направлена на обеспечение безопасности жителей, а также обеспечение безопасности дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Данная обязанность напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта.
Таким образом, вопрос о разработке Проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования <адрес>, протяженностью <данные изъяты>, (идентификационный номер №, кадастровый номер №)относится к компетенции администрации Тейковского муниципального района Ивановской области.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными выносится в том случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, как в рассматриваемом случае) и на административного ответчика следует возложить обязанность устранить соответствующие нарушения прав, свобод и законных интересов или препятствия к их осуществлению.
Согласно п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (иных лиц, в защиту интересов которых он обращается) возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Оценивая доводы административного истца о нарушении оспариваемым бездействием органа местного самоуправления интересов неопределенного круга лиц, включая их право на обеспечение безопасности дорожного движения, суд считает возможным с ними согласиться, учитывая, что незаконное бездействие публичного органа по осуществлению возложенных на него полномочий, безусловно, нарушает как интересы государства, так и интересы его граждан.
Срок для обращения в суд с административным исковым заявлением, установленный ст.219 КАС РФ, административным истцом соблюден.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований административного истца, признав бездействие администрации Тейковского муниципального района Ивановской области в части разработки и утверждения проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Тейковского муниципального района Ивановской области с идентификационным номером № незаконным,и обязав ее разработать и утвердить проект организации дорожного движения на указанную автомобильную дорогу общего пользования в соответствии с требованиями нормативных актов и технических норм.
При этом суд, руководствуясь п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, во избежание чрезмерной нагрузки на местный бюджет, исходя из необходимости планирования соответствующих расходов бюджета на исполнение возложенных судом обязанностей, учитывая, что на заключение договора на выполнение работ по разработке проекта организации дорожного движения потребуется определенное время, полагает необходимым установить административному ответчику срок для выполнения возложенных на него решением суда обязанностей в количестве 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Учитывая, что стороны освобождены от уплаты государственной пошлины на основании п.19 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Тейковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тейковского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия, обязании разработки и утверждения проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения удовлетворить.
Признать бездействие администрации Тейковского муниципального района Ивановской области в части разработки и утверждения проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Тейковского муниципального района Ивановской области с идентификационным номером № незаконным.
Обязать администрацию Тейковского муниципального района Ивановской области разработать и утвердить проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Тейковского муниципального района Ивановской области –<адрес>, протяженностью <данные изъяты> (идентификационный номер №, кадастровый номер №)в соответствии с требованиями нормативных актов и технических норм в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: подпись Димитриенко Т.А.
Мотивированное решение суда изготовлено 22 октября 2020 года.