№ 2-338/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля «17» мая 2017 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Коваленко Е.Н.,
при секретаре Поляковой Ю.А.,
с участием помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Чекуновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Трехостровского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о ликвидации несанкционированных свалок,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Трехостровского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, находящихся на территории сельского поселения.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Трехостровского сельского поселения выявлены три несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора.
Так, на свалке, расположенной на территории поселения, имеющей географические координаты 49°5"19.36" с.ш. и 43°54"3.97" в.д., имеющей площадь 50 кв.метров присутствуют отходы продукции полистирола, и его сополимеров (пластиковые бутылки), целлофана, бумаги, картона, ветвей деревьев.
На свалке с географическими координатами 49°5"12.68" с.ш. и 43°55"7.75" в.д., имеющей площадь 20 кв.метров присутствуют отходы 2 класса опасности – одиночные гальванические элементы (батарейки), отходы 4 класса опасности – мусор от офисных и бытовых помещений организаций, отходы бумаги и картона, содержащие отходы фотобумаги, отходы от жилищ, несортированные.
На свалке с географическими координатами 49°5"43.06" с.ш. и 43°54"57.29" в.д., имеющей площадь 15 кв.метров присутствуют отходы продукции полистирола, и его сополимеров (пластиковые бутылки), целлофана, бумаги, картона, ветвей деревьев.
Обязанность по организации раздельного сбора, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов законодательством возложена на органы местного самоуправления. Непринятие достаточных мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает основные принципы природоохранного законодательства, является фактором, оказывающим негативное воздействие на окружающую природную среду, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор Чекунова Е.С. поддержала заявленные требования в полном объёме, сославшись на изложенные в заявлении обстоятельства. Пояснила, что на территории Трехостровского сельского поселения выявлены три несанкционированные свалки, на которых размещены отходы производства и потребления различного класса опасности. По морфологическому составу отходы представляют собой древесные отходы от сноса и разборки зданий, отходы из жилищ несортированные. Собственник и лицо, разместившее, отходы не установлены.
Учитывая положения статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпункта 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», размещенные отходы являются собственностью муниципального образования, что создает обязанность администрации муниципального образования по ликвидации данных несанкционированных свалок. Данные нарушения создают угрозу безопасности неопределённого круга лиц.
Представитель ответчика - администрации Трехостровского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, в представленном заявлении глава администрации Иванов С.В. просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указал о согласии с заявленными прокурором требованиями.
Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании ст. 3 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии с пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к указанному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Пунктами 1.2, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
При разрешении спора судом установлено, что по результатам прокурорской проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации Трехостровского сельского поселения, было установлено, что администрация не принимает участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. На территории поселения отсутствуют контейнеры для временного хранения отходов, в том числе, на жилой территории, транспортировка отходов не осуществляется. Непринятие мер по организации деятельности по сбору отходов явилось следствием образования на территории поселения многочисленных несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора.
Указанное обстоятельство подтверждается актом проверки от 19 апреля 2017 года с фототаблицами к нему (л.д.6-13).
Как следует из акта проверки, составленным помощником прокурора Иловлинского района Чекуновой Е.С. совместно с и.о. начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в Иловлинском, Ольховском и Фроловском районах Илясовой Т.О., на свалке, расположенной на территории поселения, имеющей географические координаты 49°5"19.36" с.ш. и 43°54" 3.97" в.д., имеющей площадь 50 кв.метров присутствуют отходы продукции полистирола, и его сополимеров (пластиковые бутылки), целлофана, бумаги, картона, ветвей деревьев.
На свалке с географическими координатами 49°5"12.68" с.ш. и 43°55"7.75" в.д., имеющей площадь 20 кв.метров присутствуют отходы 2 класса опасности – одиночные гальванические элементы (батарейки), отходы 4 класса опасности – мусор от офисных и бытовых помещений организаций, отходы бумаги и картона, содержащие отходы фотобумаги, отходы от жилищ несортированные
На свалке с географическими координатами 49°5"43.06" с.ш. и 43°54"57.29" в.д., имеющей площадь 15 кв.метров присутствуют отходы продукции полистирола, и его сополимеров (пластиковые бутылки), целлофана, бумаги, картона, ветвей деревьев.
Как следует из указанных выше правовых норм, орган местного самоуправления организовывает деятельность в области обращения с отходами на территории соответствующего муниципального образования. Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах поселения, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является компетенцией муниципального образования.
Ненадлежащее исполнение администрацией Трехостровского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области указанной обязанности по организации сбора и транспортированию твердых коммунальных отходов населения села привело к образованию трех несанкционированных свалок мусора на территории сельского поселения. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривалось представителем ответчика в представленном суду заявлении.
Непринятие администрацией Трехостровского сельского поселения своевременных мер по решению вопросов местного значения в части ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда с учётом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ, и полагает возможным установить срок исполнения решения суда четыре месяца. Указанный срок исполнения решения, с учетом характера допущенного ответчиком нарушения, социальной значимости исполнения решения суда и периода времени, прошедшего до вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для исполнения.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Трехостровского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о ликвидации несанкционированных свалок удовлетворить.
Возложить на администрацию Трехостровского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области обязанность по ликвидации трех несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, расположенных на территории Трехостровского сельского поселения с координатами: 49°5"19.36" с.ш. и 43°54" 3.97" в.д., 49°5"12.68" с.ш. и 43°55"7.75" в.д., 49°5"43.06" с.ш. и 43°54"57.29" в.д., установив срок исполнения решения суда 4 месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Коваленко