Решение по делу № 33-725/2013 от 17.01.2013

Судья Сергеева Е.Е. Дело № 33-725/2013 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сажина А.В.,

судей Слободянюк Т.А., Тебеньковой Л.Г.,

при секретаре Шелеповой Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании 11 февраля 2013 года дело по апелляционным жалобам Агентства Республики Коми по социальному развитию и администрации муниципального района «Вуктыл» на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 06 декабря 2012 года, которым

исковые требования прокурора г. Вуктыл Республики Коми в интересах Берсенева Т.Т. к администрации муниципального района «Вуктыл» - удовлетворены;

обязана администрация муниципального образования муниципального района «Вуктыл» предоставить Берсеневу Т.Т., ... года рождения, на состав семьи ... человек благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, находящееся на территории муниципального образования муниципального района «...» на условиях договора социального найма, не менее 33 кв. метров общей площади.

Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А., заключение прокурора Чершкуте Е.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Вуктыл Республики Коми обратился в суд в защиту прав и законных интересов Берсенева Т.Т., ... года рождения с заявлением об обязании администрации муниципального района «Вуктыл» во внеочередном порядке предоставить Берсеневу Т.Т. (состав семьи - ... человек) благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, находящееся на территории муниципального образования муниципального района «...» на условиях договора социального найма, не менее 33 кв. метров общей площади.

В судебном заседании прокурор в полном объеме поддержал заявленные исковые требования.

Представитель Межрайонного сектора опеки и попечительства отдела организации и координации деятельности по опеке и попечительству Агентства Республики Коми по социальному развитию (г.Вуктыл) также настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика исковые требования не признал в полном объеме.

Представитель третьего лица - Агентства Республики Коми по социальному развитию представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором не согласен с требованиями. Просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию просит отменить решение суда, как незаконное. Заявитель в жалобе не согласен с определенной судом нормой предоставления истцу жилого помещения в размере 33 кв.м. общей площади.

В апелляционной жалобе администрация муниципального района «Вуктыл» просит отменить решение суда, как необоснованное. В своей жалобе заявитель указывает на то обстоятельство, что судом не определен источник финансирования предоставления истцу жилого помещения; не исследован факт наличия или отсутствия свободных жилых помещений по месту закрепления жилого помещения за Берсеневым в с.... и мест, предназначенных для обеспечения жильем лиц из числе детей, оставшихся без попечения родителей, в иных муниципальных образованиях, указывая на отсутствие в собственности администрации муниципального района «Вуктыл» жилищного фонда. При этом заявитель указал на отсутствие финансирования.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Из материалов дела следует, что Берсенев Т.Т., ... является сиротой. Мать Берсенева Т.Т. - ... Е.В. умерла <Дата обезличена>, сведения об отце, согласно справки о рождении Отдела ЗАГС г. Вуктыла Управления ЗАГС Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, указаны со слов матери.

Берсенев Т.Т. проживал и имел регистрацию в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, закрепленного за ним постановлением главы администрации ... сельского совета муниципального образования «Город Вуктыл» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О закреплении жилой площади за несовершеннолетним Берсеневым Т.Т.».

Согласно справке администрации сельского поселения «Подчерье» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> дома по <Адрес обезличен> снесены в связи с ветхостью и аварий­ным состоянием в <Дата обезличена>., Берсеневу Т.Т. жилое помещение не предос­тавлялось, поскольку в этот период он находился в детском доме. Согласно акту администрации сельского поселения «...» от <Дата обезличена> дом <Адрес обезличен> разобран. Факт отсутствия указанного дома по данному адресу подтверждается и соответствующими фотоматериалами.

Решением Вуктыльского городского суда Республики Коми по делу <Номер обезличен> установлен факт ликвидации жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>.

Берсенев Т.Т. состоял в очереди на предоставлении жилого помещения в Агентстве Республики Коми по социальному развитию на предоставление жилого помещения под номером .... В настоящее время он состоит в очереди на предоставление жилого помещения в администрации муниципального образования муниципального района «Вуктыл» под номером ....

Поскольку истец как лицо, оставшееся без попечения родителей, в собственности жилого помещения не имеет, то есть обязательства по обеспечению Берсенева жильем согласно имеющейся льготе государством не выполнены, суд пришел к выводу о возложении на администрацию муниципального образования муниципального района «Вуктыл» обязанности по предоставлению жилого помещения.

Вывод суда согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона, подлежащего применению, и является правильным.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

С учетом правил приведенной статьи, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с установленными предписаниями принят Закон Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма".

На основании статьи 3 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления: 1) по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения; 2) по месту нахождения закрепленного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, имеющих закрепленное жилое помещение, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания; 3) по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья, иное) - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми, а также граждан, местом выявления и первичного учета которых являются населенные пункты, признанные в установленном порядке закрывающимися.

Установив, что Берсенев Т.Т. имеет право на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом не имеет закрепленного жилья, пригодного для проживания, в установленном законом порядке жильем не обеспечен, избрал постоянным местом жительства территорию муниципального района «...», суд правомерно удовлетворил требования прокурора г. ... и возложил обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на администрацию муниципального района «...».

Не может повлечь отмену судебного решения довод апелляционной жалобы Агентства Республики Коми по социальному развитию о несогласии с определенной судом нормой площади жилого помещения, предоставленного истцу, в размере 33 квадратных метров общей площади.

Суд обоснованно принял во внимание Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011, в соответствии с которым часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 г. в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 г. № 32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.

Кроме того, п. 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1203, определяет размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, при исчислении которого учитывается социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина в 33 кв.м.

Применение иного размера общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление государственного полномочия, фактически ведет к ненадлежащему исполнению органами государственной власти субъекта РФ по социальной поддержке детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, и нарушению конституционных прав лиц указанной категории на жилище.

При таких обстоятельствах, несостоятелен и довод жалобы администрации муниципального района «Вуктыл» об отсутствии надлежащего финансирования, поскольку отсутствие у органа местного самоуправления достаточных денежных средств для исполнения решения суда не является основанием для освобождения администрации муниципального района «Вуктыл» от возложенной на нее обязанности.

Не может быть принят во внимание довод о том, что судом не определен источник финансирования предоставления истцу жилого помещения, поскольку основанием для отказа в предоставлении истцу жилой площади, которая положена ему по закону, не является.

Вопреки доводам автора жалобы, согласно которым жилое помещение Берсеневу Т.Т. должно быть предоставлено в г. ... или в с. ... Вуктыльского района, вывод суда о возложении обязанности на администрацию муниципального района «Вуктыл» обеспечить Берсенева Т.Т. жилой площадью на территории МО МР «...» обоснован.

Изложенное выше было предметом рассмотрения суда первой инстанций и не свидетельствует о наличии нарушений закона, которые могут повлечь отмену судебных постановлений.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом не исследовался факт наличия или отсутствия свободных жилых помещений по месту закрепления жилого помещения за Берсеневым в с. ... и мест, предназначенных для обеспечения жильем лиц из числе детей, оставшихся без попечения родителей, в иных муниципальных образованиях, указывая на отсутствие в собственности администрации муниципального района «Вуктыл» жилищного фонда, является необоснованным. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия жилищного фонда или достаточных денежных средств.

Указание в жалобе на отсутствие у прокурора полномочий по обращению в суд в интересах Берсенева Т.Т. основан на неправильном толковании норм права.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

К исковому заявлению приложено заявление Берсенева Т.Т. Прокурору г. Вуктыла с просьбой обратится в суд в его интересах по предоставлению ему жилья.

Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что прокурор не вправе был обращаться в суд с настоящим иском, является необоснованным.

Иные доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 06 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Агентства Республики Коми по социальному развитию и администрации муниципального района «Вуктыл» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-725/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
11.02.2013Судебное заседание
27.02.2013Дело сдано в канцелярию
27.02.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее