Дело №2-1100/2024 УИД 22RS0067-01-2024-001128-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2024 года г. Барнаул
Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего судьи Гладышевой Э.А.,
при секретаре Демьяновской К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зименс Ольги Васильевны, Зименс Александра к Псковской таможне о взыскании сумм,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Зименс О.В. и Зименс А. обратились в суд с иском к Псковской таможне, Алтайской таможне о взыскании суммы, ссылаясь в обоснование заявленных требований на следующие доводы и обстоятельства.
Истцы являются супругами, состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ. От брака имеют <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С момента регистрации брака проживали на территории Германии, являются полноценной семьей, имеют общий бюджет и ведут совместное хозяйство.
На семейном совете истцами было принято решение вернуться на постоянное место жительство в Россию, а именно, в г. Барнаул Алтайского края.
ДД.ММ.ГГГГ семья Зименс пересекала таможенную границу через Таможенный пост МАПП «Шумилкино», СП «Лавровская волость», находящийся по адресу: <адрес>, двигалась на двух машинах с прицепами, в которых находились бывшие в употреблении вещи для бытовых нужд семьи, принадлежащие истцам на праве совместной собственности.
При пересечении таможенной границы истцами была составлена опись личных вещей с указанием наименования, количества и веса, которая была представлена сотрудникам Таможенного поста.
Сотрудниками таможни ДД.ММ.ГГГГ был произведен таможенный досмотр личных вещей истцов со взвешиванием и фотографированием, по итогам которого составлен акт таможенного досмотра № от ДД.ММ.ГГГГ. Установлен вес вещей - 1259,03 кг.
В связи с чем, Зименс О.В. было предложено внести обеспечение уплаты таможенной пошлины в размере 510564,23 руб., исходя из расчета 4 евро за 1 кг.
Зименс О.В. была вынуждена оплатить указанные суммы, поскольку иного способа на тот момент реализации своей цели у истцов не было.
Однако, сотрудниками таможни не были учтены положения п.4 приложения №3 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107, согласно которому физическое лицо государства-члена временно проживавшее в иностранном государстве не менее 12 месяцев может ввозить на таможенную территорию Союза в сопровождаемом и (или)несопровождаемом багаже с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, товары для личного пользования, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 5000 евро, а также то, что истцы с несовершеннолетним ребенком пересекают границу с целью переезда одной семьей на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, с провозом 2-х автомобилей и общих вещей, бывших в употреблении, для бытовых нужд семьи. Кроме того, не учтено, что стоимость личных вещей, ввозимых в сопровождаемом багаже, не превышает 5000 евро на одного человека.
Также, при пересечении таможенной границы была составлена пассажирская таможенная декларация на транспортное средство марки Mersedes-Benz V-Klasse и прицеп марки Stema. ДД.ММ.ГГГГ на имя Зименс О.В. была оформлена ЭТР № на сумму 1070000 для оформления ТСЛП указанного автомобиля под таможенную процедуру временного ввоза и ЭТР № на сумму 35000 руб. для оформления прицепа прод таможенную процедуру временного ввоза. При оформлении ЭТР сотрудниками таможни не было учтено, что владельцем автомобиля и прицепа является супруг Зименс О.В. – Зименс А.
Ввиду некорректного оформления таможенных документов при пересечении таможенного пункта истцы не могут закрыть процедуру временного ввоза.
На заявление о возврате оплаченных сумм, истцам было отказано ввиду не предоставления документов, подтверждающих основания для освобождения от уплаты таможенных пошлин.
Истцы просили взыскать с Алтайской таможни в пользу Зименс О.В. и Зименс А. в равных долях сумму 1138150 руб., а также взыскать с Псковской таможни в пользу истцов в равных долях сумму 525881,16 руб.
Определением Октябрьского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ истцов Зименс Ольги Васильевны, Зименс Александра от иска в части требований, заявленных к Алтайской таможне, о взыскании суммы.
Производство по делу по иску Зименс Ольги Васильевны, Зименс Александра к Алтайской таможне, Псковской таможне о взыскании сумм прекращено в части требований, заявленных к Алтайской таможне.
В судебном заседании истцы Зименс О.В., Зименс А., представитель истцов Михайлова Т.А. на требованиях, заявленных к Псковской таможне настаивали.
Представитель ответчика Псковской таможни Воробьева О.А. в судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, не согласилась с доводами, изложенными в исковом заявлении, в полном объеме. Поясняла, что п.8 ст. 111 ТК ЕАЭС установлено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Зименс А. в ПТД от ДД.ММ.ГГГГ товары, ввозимые с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (ввоз со льготой) не были заявлены. Ввиду отсутствия факта излишней уплаты или излишнего взыскания сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, основания для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) Зименсу А. сумм таможенных пошлин, налогов в размере 510564,23 руб., отсутствуют.
Представитель ответчика Алтайской таможни Головин А.В. в своих возражениях на иск полагал, что основания для удовлетворения иска отсутствуют. Также уточнил, что сумма в размере 1105000 руб., внесенная Зименс О.В., была возвращена ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. ст. 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Из документов, представленных Псковской таможней следует, что ДД.ММ.ГГГГ на таможенный пост МАПП Шумилкино по направлению въезда в Российскую Федерацию из Эстонии прибыли транспортные средства для личного пользования с регистрационными номерами № (страна регистрации Германия) под управлением собственника – гражданина Германии Зименс А.
На транспортные средства Зименс А. поданы пассажирские таможенные декларации №№, № с целью временного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС. В соответствии со ст. 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза осуществлен временный ввоз транспортных средств, срок временного ввоза установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
На товары для личного пользования (б/у кухонные принадлежности, постельные принадлежности, мебель и др. – всего 54 места, 1259,03 кг, стоимость 8200 евро) Зименс А. подана ПТД №/№
В связи с превышением норм беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, должностным лицом таможенного поста МАПП Шумилкино оформлен таможенный приходный ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 510564,23 руб. Оплата по данному ордеру произведена Зименс А.
ДД.ММ.ГГГГ на таможенный пост МАПП Шумилкино по направлению въезда в Российскую Федерацию из Республики Эстонии прибыли транспортные средства для личного пользования с регистрационными номерами № (страна регистрации Германия). Собственником данных транспортных средств является Зименс А., управляла ими – Зименс О.В. по доверенности №. На данные транспортные средства Зименс О.В. поданы ПТД №, №/№, где в графе 5 ПТД «Сведения о транспортных средствах» проставлена отметка в разделе «Временный ввоз».
В соответствии со ст.264,271 ТК ЕАЭС Зименс О.В. внесено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и оформлены электронные таможенные расписки №/№ на сумму 1070000 руб. и № на сумму 35000 руб.
Основанием возражений представителя ответчика Псковской таможни относительно заявленных исковых требований является то, что Зименс А. в ПТД № от ДД.ММ.ГГГГ товары, ввозимые с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (ввоз со льготой) не заявлялись, а также не представлены документы, подтверждающие основания для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования в соответствии с приложением №3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии № 107 от 20 декабря 2017 года «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
Суд не соглашается с указанной позицией.
Положениями статей 46,47,49,51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что к таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; 4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; 5) таможенные сборы. В отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, в соответствии с главой 37 настоящего Кодекса. Положения настоящей главы и глав 7 - 11 настоящего Кодекса применяются в случаях, предусмотренных главой 37 настоящего Кодекса. Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов. Размеры таможенных сборов не могут превышать примерной стоимости затрат таможенных органов на совершение действий, в связи с которыми установлены таможенные сборы. Плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются законодательством государств-членов. Случаи и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот), а также порядок их применения определяются в соответствии с Договором о Союзе. При установлении в соответствии со статьей 43 Договора о Союзе случаев и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот) в виде снижения ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия вправе определять иные обстоятельства, чем предусмотренные настоящим Кодексом, при наступлении которых прекращается обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) наступает срок уплаты ввозных таможенных пошлин. Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено настоящим Кодексом. База для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-членов.
В соответствии с требованиями Решения Совета Евразийской экономической комиссии № 107 от 20 декабря 2017 года между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Армения, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргыской Республики «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», Решением Комиссии Таможенного союза № 311 о 18 июня 2010 года «О Порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза», Таможенного Кодекса ЕАЭС. Таможенное декларирование товаров осуществляется в таможенном органе, заполненную пассажирскую декларацию декларант подает уполномоченному должностному лицу таможенного органа, предъявляет декларируемые товары и документы подтверждающие сведения, заявленные в декларации.
При таможенном декларировании перемещаемых товаров для личного пользования в письменной форме декларант обязан: 1) представить таможенному органу документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающие уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов; 2) предъявить декларируемые товары по требованию должностного лица таможенного органа; 3) уплатить причитающиеся таможенные платежи или обеспечить уплату таможенных платежей пошлин, налогов в случаях, установленных Кодексом или настоящим Решением; 4) выполнять иные требования, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.
Решением Совета Евразийской экономической комисcии № 107 от 20 декабря 2017 года между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Армения, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргыской Республики «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» установлены стоимостные, весовые и количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Евразийского эконмического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно п.4 Приложения № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии № 107 от 20 декабря 2017 года между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Армения, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргыской Республики «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» физическое лицо государства-члена, временно проживавшее в иностранном государстве не менее 12 месяцев, может ввозить на таможенную территорию Союза в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов товары для личного пользования, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 5 000 евро (за исключением транспортных средств для личного пользования и кузовов транспортных средств для личного пользования), при условии подтверждения факта временного проживания в иностранном государстве в течение указанного срока в соответствии с законодательством государства-члена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ТК ЕАЭС исчисление таможенных пошлин, налогов осуществляется плательщиками таможенных пошлин, налогов за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 52 ТК ЕАЭС. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 52 ТК ЕАЭС сведения об исчислении таможенных платежей указываются в декларации на товары. В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктом 3 и пунктом 4 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа.
В соответствии со статьей 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 67 ТК ЕАЭС, суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами.
В соответствии с частью 2 статьи 67 ТК ЕАЭС, возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего Кодекса, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
В силу части 4 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе.
Частью 7 статьи 67 ТК ЕАЭС установлено, что возврат (зачет) сумм авансовых платежей, иных денежных средств (денег) осуществляется в случаях, порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведена уплата таких авансовых платежей, иных денежных средств (денег).
Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин установлен статьей 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании).
Частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании установлено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно части 4 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Согласно пункту 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года N 18 по смыслу части 2 статьи 147 Федерального закона N 311 во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Однако, то обстоятельство, что истцы не обращались в Псковскую таможню с заявлением о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на ввезенные товары, не свидетельствует о том, что они не имеют права на возврат уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в судебном порядке.
Правовое регулирование таможенных отношений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершена в Киото 18 мая 1973 г.), участником которой с 4 июля 2011г. является Российская Федерация, установлено, что возврат пошлин и налогов производится в случаях их излишнего взыскания в результате ошибки, допущенной при начислении пошлин и налогов. В тех случаях, когда излишнее взыскание произошло вследствие ошибки, допущенной таможенной службой, возврат производится в приоритетном порядке (стандарт 4.22).
Верховный Суд при рассмотрении подобных вопросов указывает, что сведения указанные в заявлении на возврат являются достаточными для объективной оценки требований декларанта о возврате излишне уплаченных денежных средств и подтверждают право на упомянутый возврат (определение Верховного Суда РФ от 12.12.2016 N 303-КГ16-16372 по делу N А51-22200/2015)
В подобных ситуациях у лиц, декларантов нет обязанности по внесению изменений сведений в декларацию, с учетом того, что сведения о товаре не изменяются, а право на льготу и факт излишней ее уплаты декларантом подтверждены.
В случае, если лицо (декларант) считает, что действия по начислению платежей со стороны таможенного органа произведены незаконно, оно имеет право обратиться в суд для разрешения спора им по существу, дав оценку законности всем обстоятельствам дела.
При этом необходимость обращения в таможенный орган перед обращением в суд возникает в тех случаях, когда после выпуска товаров заинтересованное лицо получает возможность доказать иной размер заявленной до выпуска (скорректированной по результатам таможенного контроля) таможенной стоимости (в рассматриваем споре право на льготу по уплате таможенных платежей)в связи со вновь полученными документами, влияющими на достоверность определения таможенной стоимости (в рассматриваем споре права на льготу по уплате таможенных платежей) (пункт 13 постановления Пленума N 18). В этих случаях перечисление таможенных платежей в бюджет в излишнем размере является результатом ошибки декларанта, а соответствующие платежи - рассматриваются в качестве излишне уплаченных, а не взысканных. Права декларанта (плательщика) в такой ситуации считаются нарушенными не самим фактом внесения таможенных платежей в бюджет в излишнем размере, а лишь при необоснованном отказе таможенного органа в возврате излишне уплаченных сумм по заявлению плательщика.
Однако в случае, если лицо основывает свои требования не на новых доказательствах, подтверждающих достоверность первоначально заявляемого им права, а на отсутствии у таможенного органа законных причин для отказа в таком праве. Следовательно, правовая позиция, выраженная в пункте 29 постановления Пленума N 18, к данному спору применению не подлежит.
В рассматриваемом споре важным обстоятельством является тот факт, что основание, которое по существу решает вопрос получения льготы по освобождению от уплаты таможенных платежей, либо не получения таковой, не изменилось после выпуска пассажирской таможенной декларации, что согласно пояснений Верховного Суда Российской Федерации говорит не о новых доказательствах, подтверждающих правомерность и достоверность первоначального требования в предоставлении льготы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случае допущения налогоплательщиком переплаты некой суммы налога на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания (постановление 31 октября 2019г № 32-П, определения от 08 февраля 2007г. № 381-О-П и от 25 мая 2017г. № 959-О).
Из разъяснений, данных Пленумов Верховного Суда Российской Федерации в пункте 34 постановления от 26 ноября 2019г. № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», следует, что с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (част 1 статьи 35 и частью 1 статьи 46) гарантий защиты прав частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).
При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование рассматривается судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.
В данном случае истцы обратились в суд с требованием о возложении на таможенный орган обязанности возвратить таможенные платежи, указав в качестве основания данного заявления на несоответствие таможенному законодательству решений о начислении таможенных платежей.
Решение о возможности применения в отношении гражданина льготы, освобождающей его от уплаты таможенных пошлин, налогов, установленные Приложением 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии № 107 от 20 декабря 2017 года может быть принято таможенным органом на основании совокупности прочих документов и сведений, подтверждающих право на льготы.
Как следует из материалов дела, при декларировании ввезенных товаров, истцы заявляли о льготах, исходя из письменных объяснений при подаче пассажирской таможенной декларации и представленных документов.
Так, из материалов дела следует, что границу РФ пересекала семья Зименс – Зименс А., Зименс О.В., их дочь <данные изъяты>.
Из объяснений Зименс А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он едет из Германии со своей семьей, везет с собой личные вещи, бывшие в употреблении, на машине с прицепом, по приезду в РФ планирует использовать их в личных целях и по назначению.
Супруга Зименс А. – Зименс О.В. является гражданкой РФ, проживала в Германии с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть более ДД.ММ.ГГГГ месяцев.
Также таможенному органу были предоставлены свидетельство о браке от ДД.ММ.ГГГГ между Зименс А. и Герменчук (Зименс) О.В., паспорт гражданина РФ на имя Зименс О.В., свидетельство о постановке на учет Зименс О.В. в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ, официальное подтверждение отказа от прописки от ДД.ММ.ГГГГ на имя Зименс А., Зименс О., ФИО11 свидетельствующее о выписке с места жительства по адресу: <адрес> семьи Зименс.
Кроме того, факт проживания на территории иностранного государства более 12 месяцев Зименс О.В. подтверждается также видом на жительство, выданным Зименс О. ДД.ММ.ГГГГ; подтверждением регистрации Герменчук (Зименс) О. по адресу: <адрес>, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Помимо указанных, в материалы дела дополнительно истцами были предоставлены и другие доказательства переезда на постоянное место жительства в РФ, факта временного проживания на территории иностранного государства, в том числе, свидетельство о постановке на учет Зименс А. в налоговом органе; разрешение на временное проживание со сроком действия от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ на имя Зименс А.; сведения о регистрации истцов по адресу: <адрес>, договор найма жилого помещения на неограниченный срок, сведения о получении гражданства РФ ФИО12.
Все эти доказательства в совокупности подтверждают доводы истцов.
Кроме того, суд принимает во внимание, что согласно расчета таможенной стоимости, произведенной ответчиком (л.д.138-139), стоимость вещей, ввозимых истцами, составляет 239057,69 руб. (239057,69:103,53 = 2309,07 евро), что не превышает сумму, эквивалентную 5000 евро.
При принятии решения, суд принимает во внимание, что право на судебную защиту - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством в соответствии с критериями эффективности и справедливости, формальный же подход не обеспечит достижение данной цели.
На основании изложенного суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требования истцов о взыскании с ответчика Псковской таможни излишне уплаченных таможенных платежей в размере 510 564,23 руб.
Вместе с тем, суд отмечает, что оплаченная истцом комиссия банку в размере 15316,93 руб. при переводе денежных средств по реквизитам ответчика не подлежит взысканию с последнего.
В соответствии с ч. 1 ст. 207 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда в пользу нескольких истцов суд указывает, в какой доле оно относится к каждому из них, или указывает, что право взыскания является солидарным.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика Псковской таможни в пользу каждого из истцов денежной суммы в размере 255282,11 рублей, принимая во внимание, что они являются супругами, таможенные платежи оплачены за общее совместное имущество супругов.
Таким образом, требования истцов подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зименс Ольги Васильевны, Зименс Александра к Псковской таможне о взыскании сумм, удовлетворить частично.
Взыскать с Псковской таможни (ИНН 6027019031, ОГРН 1026000979058) в пользу Зименс Ольги Васильевны (паспорт №), Зименс Александра (ИНН № излишне уплаченные таможенные платежи в размере 510564 руб. 23 коп. в равных долях по 255282 (двести пятьдесят пять тысяч двести восемьдесят два) руб. 11 коп. в пользу каждого.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Э.А. Гладышева