Решение по делу № 1-15/2020 от 28.06.2019

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Астрахань                                                                                  13 января 2020 г.

Кировский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Сокольской Е.В.,

при секретаре Иванове В.О.,

с участием:

гособвинителя – ст.помощника прокурора Кировского района г.Астрахани Поваляевой В.Н.,

представителя потерпевшего ФИО14,

подсудимого Аксенова А.В.,

защитника-адвоката АФ СПКА «Ивановы и партнеры» Давыдова П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по обвинению

Аксенова Алексея Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, с высшим образованием, женатого, имеющего малолетнего ребенка 2014 г.р., неработающего, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, несудимого,

в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 Уголовного кодекса Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Аксенов А.В., являясь заведующим сектора по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат министерства социального развития и труда Астраханской области, имея умысел на хищение чужого имущества путем обмана, в особо крупном размере, с использованием своего служебного положения, из корыстных побуждений, в период с 19.02.2015 по 31.01.2019 с использованием своего служебного положения совершил хищение путем обмана денежных средств министерства социального развития и труда Астраханской в общей сумме 2 897 096, 35 рублей, что является особо крупным размером.

    Преступление совершено при следующих обстоятельствах:

Согласно приказу министра социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ -л «О переводе Аксенова А.В. на иную должность государственной гражданской службы», с 27.02.2012 Аксенов А.В. переведен на должность государственной гражданской службы заведующего сектором по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат министерства социального развития и труда Астраханской области.

В соответствии с положением о секторе по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат министерства социального развития и труда Астраханской области (далее-сектор), утвержденным 27.02.2012 министром социального развития и труда Астраханской области Е.А. Лукьяненко, сектор возглавляет заведующий сектором, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром по представлению первого заместителя министра, курирующего сектор. На сектор, в том числе, возлагается задача по реализации государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере назначения дополнительного пенсионного обеспечения государственным служащим Астраханской области и дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам за заслуги перед областью. Согласно пункту 3.3.1 Положения, заведующий сектором распределяет обязанности между работниками сектора, разрабатывает положение о секторе и представляет его на утверждение министру социального развития и труда, должностные регламенты специалистов сектора представляются на согласование первому заместителю министра, курирующему сектор.

В соответствии с должностным регламентом заведующего сектором по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат министерства социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, заведующий сектором по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат министерства социального развития и труда Астраханской области Аксенов А.В. должен уметь планировать работу отдела, осуществлять системный подход к решению поставленных задач, принимать управленческие решения, координировать работу подчиненных, оценивать результаты их работы, делегировать полномочия. Кроме этого, в обязанности заведующего сектором Аксенова А.В. входило производство назначений пенсий за выслугу лет, ежемесячных доплат государственным служащим, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления области, депутатам, осуществлявшим полномочия без отрыва от основной деятельности, а также дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам за заслуги перед областью; осуществление контроля за начислением и подготовкой выплатных документов пенсий за выслугу лет (ежемесячных доплат) и дополнительного ежемесячного материального обеспечения, производимого по распоряжениям Правительства Астраханской области; участие в формировании заявок на финансирование из бюджета Астраханской области доплат государственным служащим, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления области, депутатам, осуществлявшим полномочия без отрыва от основной деятельности, а также гражданам за заслуги перед областью; контроль работы по формированию и поддержанию базы данных государственных служащих, лиц, замещавших должности в органах государственной власти и управления области, депутатов, осуществлявших полномочия без отрыва от основной деятельности, а также граждан, к трудовым пенсиям которых назначена пенсия за выслугу лет, ежемесячная доплата и дополнительное обеспечение. Таким образом, Аксенов А.В. выполнял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Так, заведующий сектором по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат министерства социального развития и труда Астраханской области Аксенов А.В., имея умысел на хищение чужого имущества путем обмана, с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере, из корыстной заинтересованности, заведомо зная о порядке назначения и начисления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности гражданской службы, в соответствии с законом Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О государственной гражданской службе Астраханской области» и постановлением Губернатора Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Астраханской области», решил похитить путем обмана денежные средства министерства социального развития и труда Астраханской области, с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере, путем внесения ложных сведений в программу «Адресная социальная помощь» (далее-АСП), ежемесячного внесения ложных сведений в потребности и электронные реестры получателей пенсий за выслугу лет о получателе пенсии за выслугу лет – Тихонове С.Ф., состоящем с Аксеновым А.В. в родственных связях, заведомо зная, что Тихонов С.Ф. не имеет на то правовых оснований.

Во исполнение своего преступного умысла, Аксенов А.В. в период времени до 19.02.2015, точное время следствием не установлено, обратился к Тихонову С.Ф. с просьбой предоставить ему банковскую карту ПАО «Сбербанк» для личных нужд. Тихонов С.Ф., введенный в заблуждение и не подозревающий об истинных намерениях Аксенова А.В., передал последнему банковскую карту с расчетным номером , открытым в Астраханском отделении ПАО Сбербанка России по адресу: <адрес>, которая в дальнейшем находилась в постоянном пользовании Аксенова А.В.

Далее Аксенов А.В. в период до 19.02.2015 внес в программу АСП ложные сведения о Тихонове С.Ф. для начисления ему пенсии за выслугу лет, заведомо зная, что он не имеет на то правовых оснований. Затем в период с 19.02.2015 по 31.01.2019, Аксенов А.В., находясь на своем рабочем месте в министерстве социального развития и труда Астраханской области по адресу: <адрес>, используя свой рабочий компьютер, в дневное время суток, в течение рабочего дня, ежемесячно вносил в потребности и электронные реестры получателей пенсий за выслугу лет ложные сведения о получателе пенсии за выслугу лет – Тихонове С.Ф., заведомо зная, что он (Тихонов С.Ф.) не имеет на то правовых оснований, в которых отразил суммы денежных средств, подлежащих перечислению лицам, замещавшим должности гражданской службы Астраханской области на основании закона Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О государственной гражданской службе Астраханской области», с учетом незаконно начисленной пенсии за выслугу лет Тихонову С.Ф. на общую сумму 2 897 096,35 рублей, а именно: в феврале 2015 года на 60560,82 рублей, в марте 2015 года на 60560,82 рублей, в апреле 2015 года на 60560,82 рублей, в мае 2015 года на 60560,82 рублей, в июне 2015 года на 60560,82 рублей, в июле 2015 года на 60560,82 рублей, в августе 2015 года на 60560,82 рублей; в сентябре 2015 года на 60560,82 рублей, в октябре 2015 года на 60560,82 рублей, в ноябре 2015 года на 60560,82 рублей, в декабре 2015 года на 60560,82 рублей, в январе 2016 года на 60560,82 рублей, в феврале 2016 года на 60560,82 рублей, в марте 2016 года на 60560,82 рублей, в апреле 2016 года на 60560,82 рублей, в мае 2016 года на 60560,82 рублей, в июне 2016 года на 60315,67 рублей, в июле 2016 года на 60315,67 рублей, в августе 2016 года на 60315,67 рублей, в сентябре 2016 года на 60315,67 рублей, в октябре 2016 года на 60315,67 рублей, в ноябре 2016 года на 60315,67 рублей, в декабре 2016 года на 60315,67 рублей, в январе 2017 года на 60315,67 рублей, в феврале 2017 года на 60315,67 рублей, в марте 2017 года на 60315,67 рублей, в апреле 2017 года на 60315,67 рублей, в мае 2017 года на 60315,67 рублей, в июне 2017 года на 60315,67 рублей, в июле 2017 года на 60315,67 рублей, в августе 2017 года на 60315,67 рублей, в сентябре 2017 года на 60315,67 рублей, в октябре 2017 года на 60315,67 рублей, в ноябре 2017 года на 60315,67 рублей, в декабре 2017 года на 60315,67 рублей, в январе 2018 года на 60163,50 рублей, в феврале 2018 года на 60163,50 рублей, в марте 2018 года на 60163,50 рублей, в апреле 2018 года на 60163,50 рублей, в мае 2018 года на 60163,50 рублей, в июне 2018 года на 60163,50 рублей, в июле 2018 года на 60163,50 рублей, в августе 2018 года на 60163,50 рублей, в сентябре 2018 года на 60163,50 рублей, в октябре 2018 года на 60163,50 рублей, в ноябре 2018 года на 60163,50 рублей, в декабре 2018 года на 60163,50 рублей, в январе 2019 года на 60163,50 рублей, которые представлял в бухгалтерию министерства, а затем в ГКУ АО «Центр информационно-технологического обеспечения деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области».

После чего, сотрудниками бухгалтерии министерства, а затем ГКУ АО «Центр информационно-технологического обеспечения деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области», неосведомленными о преступной деятельности Аксенова А.В., в период с 19.02.2015 по 31.01.2019, на основании представленных Аксеновым А.В. потребностей, изготовлены заявки на кассовый расход: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, содержащие ложные сведения о получателе – Свидетель №1, направленные в Управление Федерального казначейства по Астраханской области по адресу: <адрес> для перечисления денежных средств с лицевого счета на счет , открытый в Астраханском отделении ПАО «Сбербанк России», расположенном по адресу: <адрес>.

Сотрудниками Астраханского отделения ПАО «Сбербанк России», введенными в заблуждение и не предполагавшими об истинных намерениях заведующего сектором Аксенова А.В., на основании представленных заявок на кассовый расход, изготовленных сотрудниками бухгалтерии министерства, а затем ГКУ АО «Центр информационно-технологического обеспечения деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области», и электронных реестров получателей пенсий, изготовленных Аксеновым А.В., содержащих ложные сведения о получателе пенсии за выслугу лет Тихонове С.Ф., в период с 19.02.2015 по 31.01.2019, были перечислены на принадлежащий Тихонову С.Ф. лицевой счет , открытый в Астраханском отделении ПАО «Сбербанка России» по адресу: <адрес>, денежные средства в особо крупном размере в общей сумме 2 897 096, 35 рублей, которые Аксенов А.В. с использованием своего служебного положения похитил и израсходовал путем снятия с банковской карты, находившейся в его постоянном пользовании, в личных целях, причинив министерству социального развития и труда Астраханской области ущерб в общей сумме 2 897 096, 35 рублей.

    Подсудимый Аксенов А.В. вину в совершении преступления признал и пояснил, что действительно при обстоятельствах, изложенных в обвинительном заключении, путем обмана похитил денежные средства министерства социального развития и труда Астраханской области. Однако совершил данное преступление ввиду нехватки денежных средств на лечение своего заболевания и на содержание малолетнего ребенка.

    Допросив подсудимого, представителя потерпевшего, огласив с согласия сторон показания свидетелей, исследовав материалы дела и оценив как в отдельности, так и в совокупности все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что виновность Аксенова А.В. в совершении преступления полностью доказана.

    Так, представитель потерпевшего Сорокина Ю.В. суду пояснила, что она состоит в должности начальника отдела нормативно-правового управления министерства социального развития и труда Астраханской области. В министерстве была создана комиссия, которая, проведя проверку, выявила факт хищения Аксеновым А.В. денежных средств министерства за счет перечисления пенсии за выслугу лет Тихонову С.Ф., который права на получение этой пенсии не имел. В результате чего министерству причинен материальный ущерб в сумме 2 897 096 рублей 35 копеек.

    Из показаний свидетеля Патеевой Д.Р., данных на стадии предварительного следствия и оглашенных в суде с согласия сторон на основании ч.1 ст.281 УПК Российской Федерации, следует, что она состоит в должности начальника нормативно-правового управления министерства социального развития и труда Астраханской области. Государственная пенсия за выслугу лет гражданским служащим начисляется на основании Закона Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О государственной гражданской службе Астраханской области». Порядок выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Астраханской области, утвержден постановлением Губернатора Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Астраханской области». Согласно данного порядка гражданин обращается с заявлением в государственный орган, в котором он работает для установления ему доплаты за выслугу лет. Государственный орган регистрирует данное заявление, на основании документов принимает решение об установлении пенсии за выслугу лет в виде правового акта (решения) и к решению прилагается пакет документов, который направляется в министерство социального развития и труда Астраханской области. Министерство регистрирует данный пакет документов, рассматривает его на соответствие требованиям, указанным в постановлении Губернатора Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения принимается одно из двух решений: либо об определении размера пенсии за выслугу лет, либо в отказе от рассмотрения документов в случае неполного пакета документов либо недостоверных сведений. При назначении пенсии за выслугу лет принимается правовой акт министерства социального развития и труда Астраханской области об определении размера пенсии за выслугу лет, который подписывается министром. Министерство со дня принятия решения об определении размера пенсии за выслугу лет оформляет документы для выплаты пенсии за выслугу лет на лицевой счет, открытый в кредитной организации. На основании приказа и.о. заместителя председателя правительства Астраханской области – министра социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ в целях контроля за исполнением законодательства о дополнительном пенсионном обеспечении государственных служащих Астраханской области рабочей группой, в которую входила она, начальник отдела финансового контроля и аудита управления финансового контроля, аудита и отчетности министерства Леонова Н.А., директор ГКУ АО «Центр информационно-технологического обеспечения деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области» Анисимов П.П., в период с 4 по 8 февраля 2019 года проведена проверка документов, подтверждающих правовые основания для назначения и выплаты доплат и пенсий умерших и выбывших получателей, среди которых документов на Тихонова С.Ф. не обнаружено. Назначением пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Астраханской области, до февраля 2019 года занимался заведующий сектором по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат управления бюджетно-финансовой политики Аксенов А.В. Насколько ей известно, Аксенов А.В. занимался ведением реестра лиц, которым в соответствии с решением министерства социального развития и труда Астраханской области установлен размер пенсии за выслугу лет, в виде файла формата (DBF). Учет и хранение выплатных дел на каждого гражданина, которому установлена пенсия за выслугу лет, осуществлял Аксенов А.В. (т.6 л.д.3-7).

Из показаний свидетеля Леоновой Н.А., данных на стадии предварительного следствия и оглашенных в суде с согласия сторон на основании ч.1 ст.281 УПК Российской Федерации, следует, что она занимает должность начальника отдела финансового контроля и аудита министерства социального развития и труда Астраханской области. В ходе проверки, проведенной рабочей группой, в которую она входила, выявлено отсутствие документов, подтверждающих правовые основания для назначения и выплаты пенсии за выслугу лет Тихонову Сергею Феонтиевичу, который был указан в файле (DBF). Непосредственно назначением пенсии за выслугу лет, рассмотрением пакета документов, поступивших из государственных органов в министерство социального развития и труда Астраханской области, занимался начальник сектора по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат управления бюджетно-финансовой политики Аксенов А.В. Также Аксенов А.В. занимался подготовкой документов по выплате пенсий за выслугу лет, и он же осуществлял перерасчет размеров пенсии за выслугу. Данные Тихонова С.Ф. Аксенов А.В. вносил в специальный реестр, который ведется в виде файла формата DBF, доступ к которому имел только он. Учет и хранение выплатных дел на каждого гражданина, которому установлена пенсия за выслугу лет, осуществлял Аксенов А.В. Перечисление пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы, осуществляет ГКУ АО «Центр информационно-технологического обеспечения деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области». Перечисление осуществляется следующим образом: начальник сектора по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат управления бюджетно-финансовой политики сообщает в ГКУ АО «Центр информационно-технологического обеспечения деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области» общую сумму, необходимую для перечисления гражданам, имеющим право на получение пенсии за выслугу лет, которая заказывается в министерстве финансов Астраханской области. После чего работниками ГКУ АО «Центр информационно-технологического обеспечения деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области» формируется платежное поручение на данную сумму, без указания конкретных получателей и установленных им сумм денежных средств. После составления данного платежного поручения начальнику сектора по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат Аксенову А.В. сообщается номер данного поручения. Аксенов А.В. в свою очередь составляет реестр получателей пенсии за выслугу лет в виде файла формата DBF с указанием сумм пенсии по каждому получателю и номера счета, а также присваивает ему номер, идентичный платежному поручению, составленному на общую сумму. После чего передает данный реестр в отдел статистического учета и прогнозирования социальных выплат ГКУ АО «Центр информационно-технологического обеспечения деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области», который возглавляет Ларина Е.А., где данный реестр проверяется на предмет соответствия сумм, указанных в реестре, общей сумме, указанной в платежном поручении. После проверки данное платёжное поручение с приложенным к нему реестром получателей направляется в кредитное учреждение для осуществления перечислений (т.6 л.д.76-81).

Из показаний свидетеля Анисимова П.П., данных на стадии предварительного следствия и оглашенных в суде с согласия сторон на основании ч.1 ст.281 УПК Российской Федерации, следует, он занимает должность директора ГКУ АО «Центр информационно-технологического обеспечения деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области», которое осуществляет выплаты мер социальной поддержки, ведение бухгалтерского учета министерства. Сотрудники ГКУ АО «ЦИТОД МСР и Т АО» на основании потребности, представленной сектором по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат управления бюджетно-финансовой политики министерства, формируют заявку на кассовый расход в министерство финансов Астраханской области на выплату пенсий за выслугу лет гражданам. Ранее заведующим указанного сектора являлся Аксенов А.В. Также сотрудники учреждения отправляют файл в формате DBF в кредитные учреждения. Однако составлением реестра получателей доплат к пенсиям, содержащегося в указанном файле, занимались сотрудники сектора по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат управления бюджетно-финансовой политики министерства (т.6 л.д.140-143).

Из показаний свидетеля Тихонова С.Ф., данных на стадии предварительного следствия и оглашенных в суде с согласия сторон на основании ч.1 ст.281 УПК Российской Федерации, следует, что Аксенов А.В. женат на дочери его супруги. В 2015 году, точной даты не помнит, Аксенов А.В. обратился к нему с просьбой открыть на свое имя банковскую карту в отделении ПАО «Сбербанк». Свою просьбу он мотивировал тем, что ему это необходимо для его нужд. Каких именно, он не пояснял. Он доверял Алексею, поэтому согласился, открыл счет и передал карту Аксенову А.В. Затем примерно в феврале-марте 2019 года Алексей обратился к нему с просьбой закрыть расчетный счет и банковскую карту. Потом Алексей в ходе личной беседы сообщил, что на его банковскую карту он незаконно начислял денежные средства. Должностей государственной гражданской службы он не занимал (т.6 л.д.51-55).

Из показаний свидетеля Цыбиной Е.А., данных на стадии предварительного следствия и оглашенных в суде с согласия сторон на основании ч.1 ст.281 УПК Российской Федерации, следует, что после увольнения Аксенова А.В. она выполняет его работу. На основании документов, полученных из государственных органов, откуда гражданин вышел на пенсию, в программный продукт АСП вносятся исходные данные, а именно: анкетные данные лица, месячное денежное содержание, процент по стажу, пенсия по старости (инвалидности), позволяющие рассчитать пенсию за выслугу лет. Изначально формируется потребность на выплату к пенсии за выслугу лет, которая передается в отдел ГКУ АО «ЦИТОД МСР и Т АО» для формирования заявки на кассовый расход. После составления заявки и присвоения ей номера производится выгрузка из базы получателей доплат к пенсии за выслугу лет пофамильных списков с номерами счетов, открытых в кредитных учреждениях в виде файла формата DBF. Указанному файлу присваивается номер заявки на кассовый расход, которая была подготовлена специалистами отдела ГКУ АО «ЦИТОД МСР и Т АО» и в электронном виде по средством внутренней локальной сети из сектора по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат передается в ГКУ АО «ЦИТОД МСР и Т АО». Вышеуказанный файл проверяется на предмет соответствия сумм, указанных в данном файле и заявке на кассовый расход, и в электронном виде с помощью соответствующей программы направляется в кредитные учреждения для перечисления на счета получателей доплаты. Учитывая даты составления, документы составлены Аксеновым А.В. В ряде предъявленных ей документов подписи Аксенова А.В. отсутствуют. В программном продукте АСП в настоящее время некоторые выплаты в адрес Тихонова С.Ф. отсутствуют. Кем они были удалены, ей неизвестно, однако до нее к записям имел доступ только Аксенов А.В. Тем не менее сведения о произведенных выплатах Тихонову С.Ф. имеются в файлах формата DBF, отправленных Аксеновым А.В. в ГКУ АО «ЦИТОД МСР и Т АО». Решение о назначении пенсии принимается государственным органом, решение об определении размера принимается министерством социального развития и труда Астраханской области (т.6 л.д.131-136).

Из показаний свидетеля Турченковой И.В., данных на стадии предварительного следствия и оглашенных в суде с согласия сторон на основании ч.1 ст.281 УПК Российской Федерации, следует, что она занимает должность начальника отдела социальных выплат отдельным категориям граждан мер социальной поддержки ГКУ АО «Центр информационно-технологического обеспечения деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области», который осуществляет деятельность по перечислению доплат к пенсиям за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Астраханской области на основании данных, предоставленных сотрудниками сектора по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат министерства социального развития и труда Астраханской области. Потребность подписывал Аксенов А.В., сам лично передавал сотруднику ее отдела Алеповой Ольге Владимировне. Полученный документ никак не регистрировался, но у них оставался оригинал. Алеповой О.В. после получения от Аксенова потребности составлялась заявка на кассовый расход в министерство финансов Астраханской области. После составления заявки на кассовый расход заявке присваивался номер, который сообщался Аксенову А.В. Далее составленная заявка на кассовый расход из программы «1С-бухгалтерия» выгружалась в программу министерства финансов Астраханской области «Смарт-бюджет». Министерство финансов Астраханской области в свою очередь проверяло данную заявку на кассовый расход и в электронном виде перенаправляло ее в управление федерального казначейства по Астраханской области. Алепова О.В. на копии потребности, ранее полученной от Аксенова А.В., ставила номер заявки на кассовый расход и передавала обратно Аксенову А.В. Пофамильные списки получателей доплат за выслугу лет с указанием номеров их счетов в кредитные учреждения направлял сам Аксенов А.В. (т.6 л.д. 68-72).

Аналогичные показания даны свидетелем Алеповой О.В. (т.6 л.д.147-150).

Из показания свидетеля Лариной Е.А., данных на стадии предварительного следствия и оглашенных в суде с согласия сторон на основании ч.1 ст.281 УПК Российской Федерации, следует, что она занимает должность начальника отдела статистического учета и прогнозирования социальных выплат ГКУ АО «Центр информационно-технологического обеспечения деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области», который занимается только отправкой электронных реестров (файлов) в коммерческие организации для зачисления социальных выплат, в том числе доплат к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы. Примерно до начала 2019 года составлением электронных реестров (файлов) в коммерческие организации для зачисления доплат к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы, занимался Аксенов Алексей. На общий сервер, где имеется специальная папка, записывались электронные реестры (файлы) в формате DBF по названиям коммерческих организаций. Кроме того, у нее хранится журнал регистрации электронных реестров (файлов) для отправки в коммерческие организации, где сотрудниками, подготовившими электронные реестры, в том числе Аксеновым А.В., вносились сведения о названии реестра и сумме. Перед внесением записи в журнал, она проверяла наличие электронного реестра (файл) в вышеуказанной папке. Достоверность содержащихся в нем сведений ею не проверялась (т.6 л.д.154-157).

Из показаний свидетеля Джалиловой М.А., данных на стадии предварительного следствия и оглашенных в суде с согласия сторон на основании ч.1 ст.281 УПК Российской Федерации, следует, что она занимает должность начальника отдела служебной корреспонденции и обращений граждан министерства. В отделе отсутствует журнал входящей корреспонденции, так как вся входящая и исходящая корреспонденция регистрируется в системе электронного документооборота «DIRECTUM». Пакет документов для назначения пенсии за выслугу лет Тихонову С.Ф. в отдел документационного обеспечения и работы с обращениями граждан департамента общественных связей и коммуникационных технологий министерства не поступал. В журнале регистрации и контроля распоряжений по основной деятельности министерства запись об определении размера пенсии за выслугу лет Тихонову С.Ф. отсутствует. В объединенном архиве министерства отсутствует распоряжение об определении размера пенсии за выслугу лет Тихонову С.Ф. Во всех случаях пакет документов по назначению государственным служащим пенсии за выслугу лет проходит регистрацию в системе электронного документооборота «DIRECTUM». Затем передается в сектор по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат для рассмотрения. В системе «DIRECTUM» по Тихонову С.Ф. никаких документов не было, пакет документов по нему регистрацию не проходил (т.8 л.д.223-226).

Из показаний свидетеля Зуб И.П., данных на стадии предварительного следствия и оглашенных в суде с согласия сторон на основании ч.1 ст.281 УПК Российской Федерации, следует, что с мая 2013 года по 21.11.2017 она занимала должность заместителя министра социального развития и труда Астраханской области. В ее обязанности входило: организация работы по своевременному обеспечению начисления социальных и иных выплат гражданам, в ее ведении был сектор по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат, который возглавлял Аксенов А.В.. Непосредственным руководителем Аксенова А.В. была начальник управления бюджетно-финансовой политики Трофименко И.М.. В обязанности Аксенова А.В. входило рассмотрение документов, представленных государственными органами о назначении доплат к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Астраханской области; их проверка и начисление размера пенсий; подготовка документов на перечисление пенсий; внесение сведений в базу. Также Аксенов А.В. вел учет и хранение личных дел лиц, которым назначена доплата к пенсии за выслугу лет. Относительно порядка поступления и проверки документов, начисления пенсии и перечисления денежных средств свидетель дала показания, аналогичные показаниям других свидетелей. Характеризует Аксенова А.В. с положительной стороны (т.8 л.д.215-219).

Показания свидетеля Трофименко И.М. аналогичны показаниям свидетеля Зуб И.П. (т.9 л.д.12-16).

Из показаний свидетеля Потеребчук Г.В., данных на стадии предварительного следствия и оглашенных в суде с согласия сторон на основании ч.1 ст.281 УПК Российской Федерации, следует, что с 16.09.2016 по 01.02.2019 она занимала должность заместителя начальника управления – начальника отдела планирования расходов на оплату труда управления бюджетно-финансовой политики министерства. С 01.02.2019 работает в должности начальника управления бюджетно-финансовой политики министерства. В ее обязанности входит: планирование расходов бюджета министерства на содержание подведомственных учреждений и на социальные выплаты. В ее обязанности заместителя начальника управления не входил контроль за деятельностью сектора, возглавляемого Аксеновым А.В. По итогам проверки, выявившей отсутствие документов на Тихонова С.Ф. ею просмотрены журналы входящей корреспонденции, а также журналы регистрации распоряжений министра о назначении доплат за выслугу лет. Каких-либо документов по Тихонову С.Ф. не обнаружено. (т.8 л.д.230-233).

Согласно показаниям специалиста Поварниной В.Ю., данным на стадии предварительного следствия и оглашенным в суде с согласия сторон на основании ч.1 ст.281 УПК Российской Федерации, она является специалистом-ревизором УЭБ и ПК УМВД России по Астраханской области. На основании поручения старшего следователя СЧ СУ УМВД России по Астраханской области Тайлянова Е.Г. ею проведено исследование документов в отношении физического лица Тихонова Сергея Феонтиевича по вопросу перечисления денежных средств на лицевой счет Тихонова С.Ф. в качестве пенсии за выслугу лет за период с февраля 2015 года по январь 2019 года с разбивкой по датам. Установлено, что в указанный период УФК по Астраханской области (Минсоцразвития Астраханской области) на лицевой счет Тихонова С.Ф. перечислило денежные средства в качестве пенсии за выслугу лет в размере 2 897 096,35 рублей (т.6 л.д.233-236).

Виновность Аксенова А.В. подтверждается также письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании:

- заявлением и.о.заместителя председателя правительства Астраханской области – министра социального развития и труда Астраханской области Петелина О.А. о принятии решения по итогам проведенной проверки в части контроля за исполнением законодательства о дополнительном пенсионном обеспечении государственных служащих Астраханской области (т.1 л.д.11);

- протоколом выемки, в ходе которой в министерстве социального развития и труда Астраханской области изъяты должностные инструкции Аксенова А.В., Положение о секторе по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат министерства социального развития и труда Астраханской области, журналы входящей корреспонденции, потребности, заявки на кассовые расходы, платежные поручения и иные документы (т.5 л.д.196-201);

- протоколом осмотра вышеназванных документов. Согласно приказу министра социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ -л «О переводе Аксенова А.В. на иную должность государственной гражданской службы», с 27.02.2012 Аксенов А.В. переведен на должность государственной гражданской службы заведующего сектором по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат министерства социального развития и труда Астраханской области. Согласно должностному регламенту от 16.04.2012, в обязанности заведующего сектором Аксенова А.В. входило производство назначений пенсий за выслугу лет, ежемесячных доплат государственным служащим, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления области, депутатам, осуществлявшим полномочия без отрыва от основной деятельности, а также дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам за заслуги перед областью; осуществление контроля за начислением и подготовкой выплатных документов пенсий за выслугу лет (ежемесячных доплат) и дополнительного ежемесячного материального обеспечения, производимого по распоряжениям Правительства Астраханской области; участие в формировании заявок на финансирование из бюджета Астраханской области доплат государственным служащим, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления области, депутатам, осуществлявшим полномочия без отрыва от основной деятельности, а также гражданам за заслуги перед областью; контроль работы по формированию и поддержанию базы данных государственных служащих, лиц, замещавших должности в органах государственной власти и управления области, депутатов, осуществлявших полномочия без отрыва от основной деятельности, а также граждан, к трудовым пенсиям которых назначена пенсия за выслугу лет, ежемесячная доплата и дополнительное обеспечение. Осмотренные потребности, заявки на кассовые расходы и платежные поручения подтверждают сумму похищенных денежных средств. Журналы входящей корреспонденции и регистрации и контроля распоряжений, скриншоты из программы «Директум» свидетельствуют о том, что документы в отношении Тихонова С.Ф. в министерство не поступали (т.6 л.д.27-36, 37-44);

- заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которого подписи от имени Аксенова А.В. в потребностях, представленных на исследование, вероятно выполнены самим Аксеновым Алексеем Владимировичем, образцы подписей которого представлены. Решить вопрос в категорической форме не представилось возможным по причине краткости и простоты строения исследуемых подписей. Рукописные тексты в этих потребностях, свидетельствующие об их сдаче, выполнены Аксеновым Алексеем Владимировичем, образцы почерка которого представлены (т.6 л.д.223-229);

- протоколом осмотра рабочего компьютера Аксенова А.В., с которого осуществлено копирование на оптический диск файлов «DBF» с персональными данными и счетами получателей пенсий за выслугу лет за период с февраля 2015 года по январь 2019 года (т.6 л.д.161-164);

- протоколом осмотра диска DVD-RW, содержащего электронные реестры (файлы) в формате DBF получателей пенсии за выслугу лет в соответствии с законом Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Астраханской области» за период с января 2015 года по февраль 2019 года. В ходе осмотра установлено, что получателем денежных средств также являлся Тихонов Сергей Феонтиевич. (т.8 л.д.189-196);

- протоколом осмотра диска DVD-RW, содержащего выписки по счетам Тихонова С.Ф. Согласно выписке, денежные средства на банковскую карту с поступали ежемесячно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в указанных в обвинении суммах (т.5 л.д.175-180);

- явкой с повинной Аксенова А.В. от 06.03.2019, в которой он признался, что в период с февраля 2015 года по январь 2019 года, являясь заведующим сектором по выплате государственных пенсий за выслугу лет и иных доплат министерства социального развития и труда Астраханской области, без законных оснований перечислил на счет своего тестя Тихонова С.Ф., открытый в АОСБ №8625 денежные средства бюджета Астраханской области в качестве выплаты пенсии за выслугу лет в сумме 2 897 096,35 рублей. Указанные денежные средства использовал лично, Тихонов С.Ф. осведомлен об этом не был (т.5 л.д.83);

- справкой от ДД.ММ.ГГГГ по результатам исследования документов в отношении физического лица Тихонова С.Ф., в ходе которой установлено, что из представленной к исследованию выписки по лицевому счету в Астраханском отделении ПАО Сбербанка России (на электронном носителе) за период с 28.01.2015г. по 31.01.2019г. следует, что за период с 19.02.2015г. по 31.01.2019г. на лицевой счет Тихонова С.Ф. с назначением платежа: «зачисление денежных средств на счета по вкладам физических лиц из ГРЦ» поступили денежные средства в размере 2 897 096,35 рублей (т.6 л.д.168-170, 171-173).

Все вышеназванные доказательства получены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, согласуются между собой и в совокупности свидетельствуют о виновности Аксенова А.В. в совершении преступления.

Показания представителя потерпевшего, свидетелей и специалиста являются последовательными, неизменными, согласуются между собой, с письменными доказательствами и признательными показаниями подсудимого. Оснований подвергать доказательства сомнению не имеется, суд признает их достоверными и кладет в основу приговора.

Действия Аксенова А.В. суд квалифицирует по ч.4 ст.159 Уголовного кодекса Российской Федерации как мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере.

Установлено, что Аксенов А.В., действуя умышленно, из корыстных побуждений, путем обмана похитил денежные средства министерства социального развития и труда Астраханской области, распорядившись деньгами по своему усмотрению, чем причинил министерству материальный ущерб.

Квалифицирующий признак – совершение преступления «с использованием служебного положения» нашел свое подтверждение, поскольку Аксенов А.В. как начальник сектора был наделен организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, в силу использования которых стало возможным хищение.

Квалифицирующий признак – совершение преступления «в особо крупном размере» нашел свое подтверждение, поскольку сумма похищенных денежных средств превышает установленный законом размер в 1 000 000 рублей.

Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы, Аксенов А.В. способен осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. У него имеется иное болезненное состояние психики. В этой связи суд признает Аксенова вменяемым, а следовательно, подлежащим привлечению к уголовной ответственности.

При определении вида и размера наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, обстоятельства, смягчающие наказание, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого, суд в соответствии с ч.ч.1,2 ст.61 УК Российской Федерации признает привлечение к уголовной ответственности впервые, признание вины, раскаяние, явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, частичное добровольное возмещение материального ущерба, наличие малолетнего ребенка, состояние здоровья, положительные характеристики, наличие грамот, благодарностей и наград и мнение представителя потерпевшей, не настаивающей на строгом наказании.

Обстоятельств, отягчающих наказание, не установлено.

Суд учитывает все вышеприведенные обстоятельства, однако, принимая во внимание характер и степень общественной опасности содеянного и обстоятельства совершения преступления, приходит к выводу о невозможности исправления подсудимого и достижения иных целей наказания, предусмотренных ст.43 Уголовного кодекса Российской Федерации, без изоляции его от общества и считает необходимым назначить Аксенову А.В. наказание в виде реального лишения свободы с применением ч.1 ст.62 УК Российской Федерации.

Принимая во внимание, что переход из особого порядка в общий порядок судебного разбирательства произошел не по инициативе подсудимого, а ввиду необходимости установления его психического состояния, суд считает необходимым при назначении наказания применить также ч.5 ст.62 УК Российской Федерации.

При этом с учетом совокупности смягчающих наказание обстоятельств, суд полагает возможным не назначать Аксенову А.В. дополнительное наказание в виде штрафа и ограничения свободы.

С учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности суд не находит оснований для применения ч.6 ст.15 и ст.73 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, не имеется. В этой связи суд не усматривает оснований для применения к Аксенову А.В. положений ст.64 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу граждан, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Представителем потерпевшего заявлен гражданский иск о взыскании с Аксенова А.В. в счет возмещения материального ущерба 2 897 096, 35 рублей, который был поддержан гособвинителем частично на сумму 2 892 461,35 рублей с учетом частично возмещенного ущерба в сумме – 4 635 рублей.

Аксенов А.В. признал иск на сумму не возмещенного им ущерба.

Учитывая, что Аксеновым А.В. ущерб частично возмещен, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить гражданский иск частично на сумму не возмещенного вреда - 2 892 461,35 рублей.

Арест, наложенный на имущество Аксенова А.В., следует сохранить до исполнения приговора в части гражданского иска.

Вещественные доказательства – диски и приобщенные копии документов по вступлении приговора в законную силу следует хранить при уголовном деле.

Вещественные доказательства – оригиналы документов следует вернуть по принадлежности.

Учитывая характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, а также в целях обеспечения исполнения приговора суд считает необходимым меру пресечения Аксенову А.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении на период апелляционного обжалования приговора изменить на заключение под стражу.

унование для обвинения в совершени

          На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.296-299, 302-306, 307-309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПРИГОВОРИЛ:

        Аксенова Алексея Владимировича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 Уголовного кодекса Российской Федерации, и назначить ему наказание в виде 3 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Меру пресечения Аксенову А.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу изменить на заключение под стражу, взяв его под стражу в зале суда.

Срок наказания Аксенову А.В. исчислять со дня вступления приговора в законную силу. Зачесть в срок отбытия наказания время содержания Аксенова А.В. под стражей в период с 13.01.2020 года по день вступления приговора в законную силу включительно из расчета один день содержания по стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.

Арест, наложенный на имущество Аксенова А.В., - сохранить до исполнения приговора в части гражданского иска.

Вещественные доказательства – диски и приобщенные копии документов по вступлении приговора в законную силу - хранить при уголовном деле.

Вещественные доказательства – оригиналы документов - вернуть по принадлежности.

Гражданский иск представителя потерпевшего удовлетворить частично. Взыскать с Аксенова Алексея Владимировича в пользу Министерства социального развития и труда Астраханской области в бюджет Астраханской области в счет возмещения материального ущерба денежные средства в сумме 2 892 461,35 рублей.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение 10 суток, а в части меры пресечения – в течение 3 суток со дня его вынесения, а осужденным, содержащимся под стражей, – в тот же срок со дня вручения копии приговора.

В случае подачи апелляционной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, а также воспользоваться правом пригласить защитника для участия в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции либо ходатайствовать о назначении защитника судом.

        Председательствующий:                                                           Е.В. Сокольская

1-15/2020

Категория:
Уголовные
Статус:
Вынесен ПРИГОВОР
Истцы
Поваляева В.Н.
Другие
Давыдов П.А.
Аксенов Алексей Владимирович
Сорокина Юлия Валерьевна
Суд
Кировский районный суд г. Астрахань
Судья
Сокольская Е.В.
Статьи

159

Дело на странице суда
kirovsky.ast.sudrf.ru
21.01.2020Регистрация поступившего в суд дела
21.01.2020Передача материалов дела судье
21.01.2020Решение в отношении поступившего уголовного дела
21.01.2020Судебное заседание
21.01.2020Судебное заседание
21.01.2020Судебное заседание
18.11.2019Производство по делу возобновлено
18.11.2019Судебное заседание
27.11.2019Судебное заседание
17.12.2019Судебное заседание
25.12.2019Судебное заседание
10.01.2020Судебное заседание
13.01.2020Провозглашение приговора
15.02.2020Регистрация поступившего в суд дела
15.02.2020Передача материалов дела судье
15.02.2020Решение в отношении поступившего уголовного дела
15.02.2020Судебное заседание
15.02.2020Судебное заседание
15.02.2020Судебное заседание
21.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2020Регистрация поступившего в суд дела
04.06.2020Передача материалов дела судье
04.06.2020Решение в отношении поступившего уголовного дела
04.06.2020Судебное заседание
04.06.2020Судебное заседание
04.06.2020Судебное заседание
13.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее