Председательствующий по делу Дело № 33-4536-2015
Судья Лоншакова Т.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Процкой Т.В.
и судей краевого суда Ходусовой И.В.
Щаповой И.А.
при секретаре Башуровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 19 ноября 2015 года гражданское дело по иску Рябченко Г. А. к министерству территориального развития Забайкальского края о восстановлении нарушенных жилищных прав,
по апелляционной жалобе представителя истца Пимоновой М.И.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 26 августа 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявленных требований Рябченко Г. А. отказать.
Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия
установила:
Рябченко Г.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в период с 1952 года по 1979 год и в период с 1981 года по 1988 год проживала в Магаданской области, в связи с чем в 2014 году обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Уведомлением от 07 июля 2014 года ей отказано в постановке на данный учет по причине выезда из Магаданской области ранее 1 января 1992 года, с чем она не согласна. Просила признать за ней право на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, обязать ответчика поставить истца на учет граждан Российской Федерации, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения <л.д.>.
Судом постановлено вышеприведенное решение <л.д.>.
В апелляционной жалобе представитель истца Пимонова М.И. просит решение отменить, иск удовлетворить в полном объеме. Полагает, что истец имеет право на жилищную субсидию в соответствии с ранее действующим законодательством и в соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Нарушению конституционных прав истца в решении суда оценка не дана <л.д.>.
В письменных возражениях представитель ответчика Савчук М.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рябченко Г.А., Министерство территориального развития Забайкальского края, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайство об отложении дела не заявили. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Рябченко Г.А. – Пимонову М.И., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Районным судом установлено и из материалов дела следует, что истица до 21 июня 1988 года проживала в Магаданской области, затем выехала на постоянное место жительства в Читинскую область. Истица с 7 июля 1988 года была зарегистрирована <адрес>, с 11 октября 2004 года зарегистрирована <адрес>.
В мае 2014 года Рябченко Г.А. обратилась в Министерство территориального развития Забайкальского края с заявлением о постановке на учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
Распоряжением Министерства территориального развития Забайкальского края от 22 июня 2014 года № Рябченко Г.А. отказано в постановке на учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья по причине того, что истица выехала из такой местности ранее 1 января 1992 года.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее – граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Согласно статье 1 Федерального закона №125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (часть 1 статьи 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (статья 2).
Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года №1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года №937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году»).
По смыслу приведенных норм, названная жилищная субсидия предоставляется гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, при этом они должны выработать определенный стаж работы в данных местностях и отвечать условию нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Разрешая спор, районный суд, руководствуясь указанными положениями закона, регулирующими спорные правоотношения, принимая во внимание вышеустановленные обстоятельства, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Так, Рябченко Г.А. выехала из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – Магаданской области в Читинскую область в 1988 году, то есть до 1 января 1992 года.
Суд первой инстанции также верно отметил, что распоряжение Министерства территориального развития Забайкальского края от 27 июня 2014 года № об отказе в принятии Рябченко Г.А. на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, истица не обжаловала.
Кроме того, из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица от 19 ноября 2015 года следует, что Рябченко Г.А. являлась собственником ? доли в праве собственности на квартиру № <адрес> на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от <Дата>.
Из названной выписки ЕГРП и свидетельства о государственной регистрации права от 3 апреля 2014 года <л.д.> усматривается, что по договору дарения недвижимого имущества от 03 марта 2014 года, заключенному между Рябченко Г.А. и Н., Рябченко Г.А. подарила ? доли в праве собственности на указанную квартиру.
Таким образом, выехав из Магаданской области 21 июня 1988 года, проживая по договору социального найма с 07 июля 1988 года <адрес>, с 11 октября 2004 года <адрес>, в 2008 году приватизировала квартиру № <адрес>, истица не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с суждениями районного суда о том, что оснований для признания за Рябченко Г.А. права на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения и обязании министерства поставить ее на соответствующий учет не имелось.
Выводы суда в полной мере согласуются с определением Верховного Суда РФ от 21 ноября 2008 года №4-В08-24, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы.
Исходя из указанного определения законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона №131-ФЗ, не ограничивало граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилищных субсидий, поэтому постановка гражданина, обладающего таким правом, в очередь на улучшение жилищных условий и получение жилищной субсидии после введения нового правового регулирования не может свидетельствовать об утрате им такого права.
Между тем, в рассматриваемом случае Рябченко Г.А. право на приобретение жилищной субсидии в соответствии с ранее действующим и действующим в настоящее время законодательством не приобрела, так как выехала из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до 1 января 1992 года, нуждающейся в улучшении жилищных условий не признавалась и в настоящее время не признана.
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 26 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Рябченко Г.А. – Пимоновой М.И. – без удовлетворения.
Председательствующий: Т.В.Процкая
Судьи: И.В.Ходусова
И.А.Щапова