Дело № 2-1009/2016
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации
13 мая 2016 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Крючкова С.И., с участием истца Логиновой И.Н., представителя ответчика Поповой Л.А., при секретаре судебного заседания Иващенко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логиновой И.Н. к ГУ УПФ РФ № 11 по г.Москве и Московской области об обязании назначения пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Логинова И.Н. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ УПФ РФ № 11 по г.Москве и Московской области о признании за ней права на досрочное назначение пенсии по старости; обязании ответчика досрочно назначить истцу страховую пенсию по старости с 12 ноября 2015 года.
Из текста искового заявления и объяснения истца Логиновой И.Н., данного в ходе судебного разбирательства и в настоящем судебном заседании, видно, что 15 октября 2015 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту в связи со снижением пенсионного возраста на основании ст.ст.33 и 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС». Решением комиссии от 24.11.2015 года ей было отказано в назначении пенсии в связи с не достижением пенсионного возраста, поскольку ответчик считает, что нельзя суммировать периоды проживания на территории зоны проживания с правом на отселение, и на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом для разрешения вопроса уменьшения пенсионного возраста. Данный отказ является незаконным, так как нарушает её конституционные права: она проживала и работала 7 лет в зоне с правом на отселение и более 8 лет в зоне с льготным социально-экономическим статусом, её возраст на дату подачи заявления составлял 50 лет. Факт проживания и работы в указанных зонах подтверждается предоставленными ею документами и не оспаривается ответчиком.
Из объяснения представителя ответчика ГУ УПФ РФ № 11 по г. Москве и Московской области Поповой Л.А., данного в ходе судебного разбирательства и в настоящем судебном заседании, видно, что право на пенсионное обеспечение у истца возникнет только с 12 ноября 2018 года, так как нельзя суммировать периоды проживания на территории зоны проживания с правом на отселение, и на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом для разрешения вопроса уменьшения пенсионного возраста. Возможно применить только один порядок льготного исчисления пенсионного возраста: либо в соответствии со ст.33 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС», либо в соответствии со ст.34 указанного Закона.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования «Нарышкинское» Тепло-Огаревского р-на Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с копиями паспорта, трудовой книжки, льготного удостоверения, справок администраций ООО «Управляющая организация «Комфорт» г.Узловая Тульской области, ГБУ ТО «МФЦ» г.Узловая Тульской области, Администрации муниципального образования «Нарышкинское» Тепло-Огаревского р-на Тульской области, администрации ГУЗ «Тепло-Огаревская центральная районная больница», свидетельств о перемене имени и расторжении брака - истец Логинова И.Н., <дата> рождения, проживала в зоне проживания с правом на отселение в г.Узловая Тульской области с 03 января 1991 года по 31 января 1998 года; была зарегистрирована по <адрес>, с 03 января 1991 года по 25 ноября 2002 года; в период времени с 30 июля 1986 года по 20 декабря 1990 года (согласно справки Администрации муниципального образования «Нарышкинское» Тепло-Огаревского р-на Тульской области от 16 ноября 2015 года) или с 20 января 1987 года по 20 декабря 1990 года (согласно справки Администрации муниципального образования «Нарышкинское» Тепло-Огаревского р-на Тульской области от 31 марта 2016 года) была зарегистрирована по месту своего жительства по <адрес> – в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, и работала заведующей Красавским фельдшерским пунктом, расположенным по <адрес>, в период времени со 02 апреля 1986 года по 21 декабря 1990 года (л.д. 12, 13, 14, 15, 16, 17-18, 19, 21, 22, 37, 38, 39, 40).
Истец Логинова И.Н. обратилась с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в ГУ УПФ РФ № 11 по г. Москве и Московской области – Серпуховский отдел – 15 октября 2015 года (л.д. 35).
Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 24.11.2015 года № 1526, Представления в данную Комиссию, приложения к Представлению и измененного приложения видно, что комиссия приняла решение в назначении пенсии Логиновой И.Н. отказать в связи с не достижением пенсионного возраста, поскольку нельзя суммировать периоды проживания на территории зоны проживания с правом на отселение, и на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом для разрешения вопроса уменьшения пенсионного возраста – возможно предоставление льгот по снижению пенсионного возраста только по одному из указанных оснований; право на пенсию возникает с 12 ноября 2017 года (первое приложение) или с 12 ноября 2018 года (измененное приложение) (л.д. 9, 10, 11, 36).
Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает возможным отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;…иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года за N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года за N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
На основании ч.1 пунктов 7, 8 ст.13 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в частности, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7); граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).
В соответствии с положениями ст.28.1 указанного Закона отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст.35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет). Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1-10, 16-18 части 1 ст.30 и пунктами 1-6 части 1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом, если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Согласно ст. 33 настоящего Закона гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно ст. 34 настоящего Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Таким образом, системный анализ положений вышеуказанных норм и установленные фактические обстоятельства позволяют сделать вывод об отсутствии у истца правовых оснований досрочного назначения ему страховой пенсию по старости с 12 ноября 2015 года в связи со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст.ст.33 и 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС», так как данная мера социальной поддержки может быть предоставлена истцу только по одному из оснований по его выбору, в данном случае, либо в соответствии с положениями ст.33 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС», либо в соответствии с положениями ст.34 указанного Закона.
Исходя из изложенного, на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года за N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС», ст.ст.8, 12 ГК РФ и руководствуясь ст.ст.167,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Логиновой И.Н. к ГУ УПФ РФ № 11 по г.Москве и Московской области о признании за истцом права на досрочное назначение пенсии по старости; обязании ответчика ГУ УПФ РФ №11 по г. Москве и Московской области досрочно назначить истцу страховую пенсию по старости с 12 ноября 2015 года, отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Крючков С.И.
Мотивированное решение составлено 18 мая 2016 года.