УИД 61RS0023-01-2023-003561-73
Дело № 2-3731/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2023 года г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе
судьи Колосковой О.Р.,
с участием помощника прокурора Крылова А.А.,
при секретаре Семяновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Шахты в интересах Российской Федерации в защиту прав и свобод законных интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты о присуждении к исполнению обязанности и понуждении произвести обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально Прокурор города Шахты обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой г.Шахты проведена проверка исполнения на территории г. Шахты требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки установлено, что площадка накопления ТКО по <адрес>, не обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что является нарушением п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ директору МКУ г. Шахты «Департамент городского хозяйства» внесено представление, однако мер, направленных на обустройство данных площадок накопления ТКО, не принято.
Просил обязать Администрацию г.Шахты в течении 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МКУ г.Шахты «Департамент городского хозяйства» на проведение работ по проведению работ по приведению контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес> надлежащее состояние, в том числе оборудования ее специальной площадкой для накопления крупногабаритных отходов. Обязать МКУ г.Шахты «Департамент городского хозяйства» в течении 8 (восьми) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по приведению контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес> надлежащее состояние, в том числе оборудования ее специальной площадкой для накопления крупногабаритных отходов.
В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял исковые требования, окончательно сформулировав их к МКУ г. Шахты «Департамент городского хозяйства», просил обязать МКУ г. Шахты «Департамент городского хозяйства» в течение 8 (восьми) месяцев со дня выделения денежных средств провести работы по приведению контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, в надлежащие состояние, а именно: обустроить ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Прокурор в судебное заседание явился, уточненные исковые требования к МКУ г.Шахты «Департамент городского хозяйства» поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты Клипаченко Е.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, ссылаясь на то, что без поступления денежных средств выполнить данные работы невозможно, пояснила, что по мере выделения и поступления денежных средств будут заключаться муниципальные контракты и выполняться работы. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав прокурора, представителя МКУ «ДГХ» г. Шахты, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно части 4 статьи 8 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
Судом установлено, что согласно Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Шахты» по адресу: <адрес> имеется бункер-накопитель на твердом покрытии.
В ходе прокурорской проверки установлено, что площадка накопления ТКО по <адрес>, не обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что является нарушением п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ директору МКУ г. Шахты «Департамент городского хозяйства» вынесено представление, однако мер, направленных на обустройство данных площадок накопления ТКО, не принято.
Согласно п. 4.2 Устава МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, утвержденного постановлением Администрации города Шахты от ДД.ММ.ГГГГ. №, предметом деятельности и целями создания МКУ является исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправлении, предусмотренных пунктами 4,5,6,7,11,14,23,24,25 ч. 1 ст. 16 и п. 8,2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» или иными законами в сферах, регламентирующих дорожную и транспортную деятельность, муниципальное жилье, сферу охраны окружающей среды, организации ритуальных услуг и сферы мест захоронения, деятельность по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов, в сфере благоустройства территории муниципального образования…
Таким образом, функции по содержанию в надлежащем состоянии мест сбора коммунальных отходов в городе Шахты возложены на МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты учредительным документом.
В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно акта проверки площадок накопления ТКО по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., проведенной прокуратурой г.Шахты было установлено, что ограждение площадок частично разрушено, что не обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что подтверждается фототаблицей.
Доказательств обратного ответчик не представил.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования Прокурора г.Шахты к МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты удовлетворить.
При рассмотрении дела суд исходил из доказательств, представленных сторонами, иных доказательств суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» города Шахты (ИНН 6155045140 ОГРН 1026102773751) в течение 8 месяцев с момента выделения денежных средств провести работы по приведению контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, в надлежащие состояние, а именно: обустроить ее ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23.10.2023 года.
Судья О.Р. Колоскова