Председательствующий – Алеховиков В.А. Дело № 33-800
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 августа 2016 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего – Черткова С.Н.
судей – Шинжиной С.А., Антуха Б.Е.
при секретаре – Володиной Е.С.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Социаловой А.С., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО14, на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от <дата>, которым
отказано в полном объеме в удовлетворении исковых требований Социаловой А.С., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО14, к администрации МО «Кош-Агачский район» об обязании в целях улучшения жилищных условий выделить денежные средства путем предоставления жилищной субсидии на приобретение благоустроенного жилого помещения в <адрес>, как семье, имеющей инвалида <данные изъяты>.
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Социалова А.С., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО14, обратилась в суд с иском к администрации МО «Кош-Агачский район», мотивируя свои требования тем, что с <дата> ее сын, ФИО14, стоит в администрации МО «Кош-Агачский район» в очереди на представление жилья как инвалид <данные изъяты>. Жилищным кодексом РФ предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим <данные изъяты>, однако до настоящего времени жилое помещение несовершеннолетнему не предоставлено. Администрацией не приняты меры для оказания семье истца мер социальной поддержки. Социалова А.С. с сыном ФИО14 проживают в доме общей площадью <данные изъяты>, по адресу: <адрес>. Сторона истца просила обязать администрацию МО «Кош-Агачский район» предоставить на территории муниципального образования «Кош-Агачский район» вне очереди ФИО14, Социаловой А.С. как семье, имеющей <данные изъяты>, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Впоследствии Социалова А.С. уточнила исковые требования, просит обязать администрацию МО «Кош-Агачский район» в целях улучшения жилищных условий, выделить денежные средства путем предоставления жилищной субсидии на приобретение благоустроенного жилого помещения в <адрес>, как семье, имеющей инвалида <данные изъяты>.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Социалова А.С., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО14, указывая, что проживают в доме общей площадью <данные изъяты>. ФИО14 принят на учет с <дата> как инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ. Суд, отказывая в иске, исходил из того, что истец состоит на учете как инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий, с <дата> под №, а также стоит на учете граждан, изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в общим списке под №, в категории работающих - №. Очередь под № ближе к получению жилья по этой программе. Но судом не принято во внимание то, что согласно п. п. 16, 17 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> №, на каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело. Одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по следующим категориям граждан: а) инвалиды <данные изъяты>, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, б) пенсионеры, в) граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, г) работающие граждане. Социалова А.С., имеющая <данные изъяты>, должна стоять в категории граждан, инвалиды <данные изъяты>, поскольку ребенок родился в районе, приравненным к Крайнему Северу, однако состоит в последней группе «г» и в общем списке под №. В соответствии с п.2 ч.1 ст. 2 ЖК РФ обеспечиваются условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Положение, утвержденное Постановлением Правительства РА № от <дата> определяет форму и порядок предоставления в Республике Алтай мер социальной поддержки по обеспечению жильём, вставшим на учет для улучшения жилищных условий до <дата>. Социалова Н.С. состоит на учете с <дата> и указанное Положение, утвержденное Постановлением Правительства РА от <дата> №, не подлежит применению в рассматриваемой ситуации. Жилищном кодексом РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального Закона РФ «Об общих принципах, организации местного самоуправления в РФ» могут осуществлять финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления из полученных субвенций из соответствующих бюджетов для решения вопросов в области жилищных отношений. Органы местного самоуправления имеют право приобрести жилье гражданам, страдающим <данные изъяты>, поскольку органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и в порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Социалова А.С. не просит предоставить жилье в <адрес> по договору социального найма, а просит выделить денежные средства в виде субсидии на приобретение благоустроенного жилья, с учетом того, что предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным, применительно к условиям данного населенного пункта. В <адрес> нет жилья, отвечающего необходимым требованиям. В соответствии со ст. 7 ЖК РФ в рассматриваемом случае возможно применить аналогию закона по вопросу предоставления жилищных субсидий. Правительством Республики Алтай принято Постановление № 35 от 21 февраля 2008 года, которым утверждено Положение о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и признании утратившим силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай», где в подп. 2 п. 2 говорится, что граждане обеспечиваются жилым помещением путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, а право гражданина на получение социальной выплаты удостоверяется Гарантийным письмом. Приобретаемое за счет предоставленной социальной выплаты жилое помещение оформляется в собственность гражданина. 16 марта 2012 года принят Закон Республики Алтай «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Республике Алтай», которым органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жильем определенных категории граждан, в том числе инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года.
Представитель администрации МО «Кош-Агачский район» Абатаева М.Ж. в возражениях на жалобу указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав Социалову А.С., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно справке № от <дата>, несовершеннолетнему ФИО14 до <дата> установлена инвалидность по группе <данные изъяты>.
ФИО14, <дата> года рождения, страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378.
Согласно списку граждан МО «Кош-Агачский район», нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставших на учет после <дата>, утвержденного председателем жилищной комиссии, Кабылова Н.С. (Социалова А.С.), поставлена на учет <дата>, в связи с тем, что в семье имеется <данные изъяты>, номер очередности установлен №.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по предоставлению истицу вне очереди жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на администрацию МО «Кош-Агачский район» – собственника муниципального жилищного фонда.
Принимая оспариваемое решение, суд в соответствии с приведенными в решениями нормами жилищного законодательства и установленными по делу обстоятельствами правильно исходил из того, что ФИО14 имеет право на внеочередное предоставление ему жилого помещения по договору социального найма, что по существу не оспаривалось и ответчиком.
Такие выводы суда первой инстанции соответствуют нормам жилищного законодательства и признаются судебной коллегией правильными.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01марта 2005 года,предусмотрел институт социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда малоимущими гражданами, признанными по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и иными определенными федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориями граждан, признанными по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (части 1, 2, 3 статьи 49).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1).
Вместе с тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Пункт 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». До 01 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований») инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством.
С 01 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на соответствующий учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3).
Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на соответствующий учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением только путем предоставления инвалиду или семье, имеющей детей-инвалидов, жилого помещения по договору социального найма. Действующим законодательством не предусмотрена возможность реализации данного права при предоставлении указанной категории граждан мер социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Социаловых.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно не применил аналогию закона несостоятельны, поскольку в силу п. 1 ст. 7 ЖК РФ аналогия закона может быть использована в случае, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством. В данном случае правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов или семьей, имеющих детей-инвалидов, установлены нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (Раздел III).
Тот факт, что Социалова А.С. состоит на учете в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых на приобретение жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в данном случае правового значения не имеет, поскольку истцом заявлены другие требования и по иным основаниям.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, исследованных и установленных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, в связи с чем, не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанций полно и всесторонне, выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны, нормы материального и процессуального права не нарушены, в том числе, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, которые являются безусловным основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Социаловой А.С., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО14 – без удовлетворения.
Председательствующий – С.Н. Чертков
Судьи – С.А. Шинжина
Б.Е. Антух