Дело № 2-2709/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2024 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Гордеева И.И.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ФИО2 об обязании освободить лесной участок,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к ФИО2 об обязании освободить участок лесного фонда путем демонтажа (сноса) в выделе 93 квартал 2 Клинского сельского участкового лесничества Клинского лесничества забора в общей площади участка 0,0547 га, присоединенного к земельному участку с кадастровым номером №, принадлежащему ответчику. Иск обоснован тем, что ответчик допустила самовольное занятие и использование территории земель лесного фонда, что было выявлено в ходе проверки.
В последующем исковые требования уточнены, указаны координаты запользованной части земель ГЛФ.
Представитель истца Комитета лесного хозяйства Московской области в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, пояснив их по существу.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, а ее представитель в судебном заседании просили отказать в иске, указав, что истцом не представлено правоустанавливающих документов, подтверждающих принадлежность истцу земельного участка, в отношении которого заявлен иск. Также представителем ответчика заявление о применении срока исковой давности.
Суд, исследовав письменные материалы дела, выслушав доводы явившихся лиц, приходит к следующим выводам.
Суд, исследовав письменные материалы дела, выслушав доводы явившихся лиц, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ судопроизводство в РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Положениями пункта 1 статьи 55 ГПК РФ закреплено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Как следует из материалов дела, при патрулировании земель лесного участка в составе земель лесного фонда по маршруту № в выделе 93 квартал 2 Клинского участкового сельского лесничества Клинского лесничества было обнаружено, что ФИО2 в выделе 93 квартал 2 Клинского сельского участкового лесничества Клинского лесничества допустила самовольное занятие и использование лесного участка площадью 0,0299 га в выделе 49 квартала 29 Снежского участкового лесничества Клинского лесничества допустила самовольное занятие и использование лесного участка площадью 0,0248 га, огородив участок забором, общая площадь присоединённого участка составляет 0,0547 га.
По выявленным нарушениям были составлены протоколы о привлечении к административной ответственности по составам ст. 7.9 и ч.2 ст.8.26 КоАП РФ.
Общая площадь присоединенного лесного участка к земельному участку с кадастровым номером № принадлежащего ответчику составляет 0,0547 га.
Согласно акту патрулирования от ДД.ММ.ГГГГ № на момент осмотра нарушения устранены не были.
В соответствии со ст. 101 ЗК РФ порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Лесным кодексом РФ установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 3); право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ст.9).
Порядок предоставления в аренду гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулирован ст.71 Лесного кодекса РФ, согласно ч.2 которой предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с данным Кодексом.
В соответствии с п.1 ст.72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст.25 Лесного кодекса РФ.
Ответчик ФИО4 не предоставил суду доказательств того, что участок государственного лесного фонда, находящийся в его пользовании и огороженный забором, предоставлен ему в установленном законом порядке.
Таким образом, совокупность исследованных судом материалов дела позволяет сделать вывод о том, что ответчиком без законных на то оснований, в нарушение лесного законодательства, использован лесной участок, относящийся к землям лесного фонда, соответственно находящийся в федеральной собственности.
Представитель ответчика не отрицал, что ответчик запользовал спорный земельный участок, однако настаивал, что запользованный участок необходим ответчику для подъезда к принадлежащему ему земельному участку.
Согласно ч. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 4.2 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с ч. 3 ст. 70.1 Лесного кодекса РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
В силу пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Органом, осуществляющим данные полномочия, с 01.07.2012 является Комитет лесного хозяйства Московской области, который осуществляет указанные выше полномочия на основании постановления Губернатора Московской области от 15.05.2012 N115-ПГ (в редакции от 08.02.2022), Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N863/22, управление государственным имуществом в области лесных отношений с 01.07.2012 осуществляет Комитет лесного хозяйства Московской области.
Согласно пункту 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Исходя из вышеизложенного суд отклоняет доводы представителя ответчика о том, что истцом не представлено правоустанавливающих документов, подтверждающих принадлежность истцу земельного участка, в отношении которого заявлен иск, поскольку спорный земельный участок ГЛФ находится в федеральной собственности, а на основании статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вышеуказанные земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Представителем ответчика заявлено о применении срока исковой давности, однако по заявленным исковым требованиям не подлежит применению срок исковой давности, поскольку исковая давность не распространяется на требования собственника об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (абз. 5 ст. 208абз. 5 ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст.64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Земельные споры возникают, в частности, по поводу нарушения границ землепользования, самовольным занятием и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица.
В соответствии с частью 1 статьи 11 ЛК РФ, граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также не древесных ресурсов.
В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка (п.2 ч.1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п.4 ч.2).
При таких обстоятельствах дела иск подлежит удовлетворению, а нарушенное право - восстановлению путем возложения на ответчика обязанности освободить участок государственного лесного фонда в указанных в исковом заявлении координатах.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворить.
Обязать ФИО2 (№) освободить участок лесного фонда путем демонтажа (сноса) в выделе 93 квартал 2 Клинского сельского участкового лесничества Клинского лесничества, в выделе 29 квартал 49 Сенежского участкового лесничества Клинского лесничества забора из профнастила высотой 2,5 метра на общей площади присоединенного лесного участка 0,0547 га, присоединенного к земельному участку с кадастровым номером № принадлежащего ответчику.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течении одного месяца с момента составления мотивированного решения 10.07.2024.
Судья И.И. Гордеев