ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
60RS0024-01-2023-001394-47
№ 88-23553/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 28 октября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Птоховой З.Ю.,
судей Гейнце О.В., Лепской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-17/2024 по иску358/2023 по иску прокурора Себежского района, в интересах ФИО1 к Государственному казенному учреждению Псковской области «Управление обеспечения деятельности в чрезвычайных ситуациях», администрации Себежского района Псковской области об обязании совершить определенные действия, по кассационной жалобе ФИО1 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 16 мая 2024 г.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю., объяснения прокурора ФИО8, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Себежского района Псковской области, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Псковской области «Управление обеспечения деятельности в чрезвычайных ситуациях» (далее - ГКУ ПО «Управление ОД в ЧС») и администрации Себежского района Псковской области об обязании демонтировать оконечное оборудование АС- 300 с общего имущества, а именно: с фасада и лестничной площадки многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, и восстановить после демонтажных работ целостность фасада многоквартирного дома и лестничной площадки с приведением его в первоначальное состояние в соответствии с конструкцией дома в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу и обязании установить указанное оконечное оборудование АС-300 в другом месте в д. Креково Себежского района Псковской области в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Себежского района Псковской области по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, по результатам которой установлено, что на основании государственного контракта от 13 декабря 2022г. № 3026 на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ но реконструкции региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Псковской области, заключенного между ГКУ ПО «Управление ОД в ЧС» и ООО «ЦРТ-Софт», проводятся работы по установке на многоквартирном доме по адресу: <адрес>, оконечного оборудования АС- 300 для гарантированного оповещения населения Псковской области, в том числе в д. <адрес>. Оборудование размещено подрядчиком на фасаде указанного многоквартирного жилого дома, являющемся его ограждающей конструкцией, и в силу приведенных норм закона относящемся к общему имуществу собственников помещений в этом доме и лестничной площадке. Данное оборудование размещено на указанном доме согласно представленному Администрацией Себежского района в ГКУ ПО «Управление ОД в ЧС» адресному плану установки оконечных устройств оповещения в МО «Себежский район».
В данном многоквартирном доме имеются квартиры, находящиеся в частной собственности (кв. №№ 4, 10 и другие). Соответственно, этот жилой дом в муниципальной собственности не находится. Однако в нарушение требований закона общее собрание собственников помещений в указанном многоквартирном доме по указанному вопросу, связанному с принятием решения о пользовании общим имуществом собственников помещений в доме, не проводилось. В связи с этим прокурор считает, что действия ГКУ ПО «Управление ОД в ЧС»» и ООО «ЦРТ-Софт», выразившиеся в несоблюдении установленного порядка пользования общим имуществом и в размещении на общем имуществе многоквартирного дома указанного оборудования, нарущают права общей долевой собственности, принадлежащие всем собственникам помещений в многоквартирном доме. По этим же основаниям, истец полагает, что нельзя признать законными и действия администрации Себежского района, представившей в ГКУ ПО «Управление ОД в ЧС» адресный план установки оконечных устройств оповещения. ДД.ММ.ГГГГг. в адрес начальника ГКУ ПО «Управление ОД в ЧС» прокуратурой района вносилось представление об устранении нарушений жилищного законодательства, однако данные нарушения закона до настоящего времени не устранены.
Исходя из изложенного, учитывая, что ФИО1, обратившийся в прокуратуру Себежского района Псковской области, является пенсионером ФСБ РФ, имеет плохое здоровье, преклонный возраст и самостоятельно в суд за зашитой нарушенных прав обратиться не может, прокурор в соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с настоящим иском.
Решением Себежского районного суда Псковской области от 30 ноября 2023 г. в удовлетворении исковых требований прокурора отказано.
На основании пункта 4 части 4, части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда 5 марта 2024 г. перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением решение Себежского районного суда Псковской области от 30 ноября 2023 г. отменено, по делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить апелляционное определение, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец ФИО1, ответчики ГКУ ПО «Управление ОД в ЧС»), администрация Себежского района Псковской области, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, 13 декабря 2022г. между ГКУ ПО «Управление ОД в ЧС» (заказчик) и ООО «ЦРТ-Софт» (подрядчик) заключен государственный контракт №3026 на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по реконструкции региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Псковской области (далее государственный контракт).
Согласно п.13.1 данного государственного контракта, любые изменения и дополнения к Контракту имеют силу только при условии их оформления в письменном виде в форме дополнительного соглащения и подписания сторонами. Изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается кроме случаев предусмотренных ст.95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с Приложением №2 к Техническому заданию по контракту, в адресном плане для выполнения работ по первому этапу, под номером 24.3 указан адрес в <адрес> - д<адрес> наименованием устанавливаемого оборудования: БАО-600 и АС-600.
Согласно адресному плану установки оконечных устройств оповещения в МО «Себежский район» под № 8 имеется адрес: д<адрес> (многоквартирный дом) и указан результат согласования – согласовано.
Из выписки из реестра муниципального имущества от 01.02.2023 № П-в, следует, что в соответствии с приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и имущественным отношениям от 23 декабря 2005г. № 599 «О передаче объектов коммунальнобытового назначения, относящихся к собственности области, в муниципальную собственность Себежского района», а также на основании акта приемки-передачи имущества от 31 декабря 2005г., в реестр муниципального имущества внесены следующие объекты, находящиеся в казне муниципального образования «Себежский район»: жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>
К данной выписке из реестра муниципального имущества приложен приказ Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и имущественным отношениям от 23.12.2005 № 599 «О передаче объектов коммунально-бытового назначения, относящихся к собственности области, в муниципальную собственность Себежского района» и акт приемки-передачи имущества от 31 декабря 2005г. с приложением перечня передаваемых объектов, в их числе три жилых дома по адресу: <адрес>
Согласно постановлению Администрации городского поселения «Себеж» от 20 октября 2017г. № 76 «О фактических адресах домов в Креково Себежского района», три многоквартирных жилых дома постановлено считать по адресам: <адрес>
В соответствии с техническим заданием и адресным планом (Приложением №2) к государственному контракту по реконструкции региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Псковской области, к настоящему времени на стене жилого <адрес> д.<адрес> установлено оборудование АС-600 (акустическая система мощностью 600 Вт), состоящая из четырех громкоговорителей мощностью 150 Вт каждый, и предназначена для оповещения в режиме передачи сигнала тревоги «Внимание всем» и в режиме передачи речевого сообщения на территории, прилегающей к месту его расположения, в радиусе оповещения.
Блок акустического оповещения БАО - 600, входящий в комплект оборудования, установлен на стене в подъезде дома, предназначен для обработки получаемых команд оповещения и передачи их через трансляционные усилители мощностью 600 Вт.
Блок БАО - 600 соединяется с АС-600 специальным кабелем с низким уровнем затухания, длиной не более 50 метров. Блок оповещения БАО - 600 устанавливается только в помещениях, обеспечивающих постоянную положительную температуру воздуха и исключающих внешнее воздействие атмосферных осадков, (т.2, л.д.60)
Из выписок из ЕГРН от 18 октября 2023 г. о правах на помещения жилого <адрес> д.<адрес>, следует, что <адрес> принадлежит ФИО12, <адрес> - ФИО13, ФИО14, <адрес> - ФИО15, <адрес> - ФИО16, <адрес> - ФИО24, ФИО22, ФИО23 (ответ ГУ ПО «БТИ и ГКО» от ДД.ММ.ГГГГ), <адрес> - ФИО17, ФИО18, <адрес> - ФИО1, <адрес> - ФИО20, <адрес> - ФИО19, <адрес> - ФИО21, ФИО9
Квартира № находится в собственности Муниципального образования «Себежский район» Псковской области.
Несмотря на то, что <адрес> числится в реестре муниципального имущества Себежского района, исходя из сведений ЕГРН жилые помещения в этом доме имеют собственников – граждан, которым наряду с жилыми помещениями принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Как следует из письма ГКУ ПО «Управление ОД в ЧС» от 28 февраля 2023г., региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения (далее РАСЦО) предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил гражданской обороны, а так же сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Псковской области.
В рамках реализации государственной программы утвержденной Постановлением Администрации Псковской области от 28.10.2013 №489 « Об утверждении государственной программы Псковской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности», в соответствии с требованиями Распоряжения правительства Псковской области от 28 декабря 2022 г. № 621-р «О планировании мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2023 год» проводится реконструкция РАСЦО Псковской области на основании указанного выше государственного контракта.
Предметом государственного контракта является выполнение работ по реконструкции РАСЦО Псковской области на базе модернизированного КТСО П -166 М и существующей системы связи и передачи данных ЕДД муниципальных образований Псковской области с учетом включения в РАСЦО зоны экстренного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.1.3, государственного контракта целями реконструкции РАСЦО Псковской области являются : повышение устойчивости и эффективности функционирования системы, боевого управления системой централизованного оповещения органов управления и населения Псковской области дальнейшего ее развития на базе современных технических средств, обеспечение оповещения руководящего состава территориальной подсистемы РСЧС Псковской области и населения при переводе с мирного на военное время и в ходе военный действий, а так же в ходе возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное время; организационное, техническое и программное сопряжение с муниципальными, локальными системами оповещения, системами мониторинга прогнозирования и лабораторного контроля ПОО, существующей системой экстренного оповещения; замена морально и технически устаревшего оборудования и дальнейшее развитие возможностей системы оповещения на базе современных телекоммуникационных технологий.
Из ранее действовавшей программы Псковской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности», в том числе на 2022-2023 года, следует, что необходимость принятия новых технологических решений по реконструкции системы оповещения области обусловлена требованиями, изложенными в Указе Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций», где определено, что комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях должна обеспечить своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации. Это предполагает обязательное включение в региональную систему оповещения муниципальных образований, что позволяет применить новый комплекс оповещения П-166М, который способен передавать сигналы оповещения и информацию непосредственно по цифровым каналам связи и по существующей сети Интернет, а также сопрягается с уже смонтированным комплексом П-166.
Постановлением Правительства Псковской области от 26 сентября 2022г. № 175 утверждено «Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Псковской области», где говорится о том, что передача сигналов оповещения и экстренной информации населению Псковской области осуществляется подачей сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» через региональную систему оповещения путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи.
в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут.
Сигналы оповещения передаются через региональную систему оповещения с рабочего места оперативного дежурного РАСЦО, а по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, по заявке оперативного дежурного Главного управления МЧС России по Псковской области непосредственно с передающих станций операторов связи и организаций телерадиовещания.
Для обеспечения своевременной передачи населению Псковской области сигналов оповещения и экстренной информации через региональную систему оповещения комплексно могут использоваться: сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем; сети проводного радиовещания; сети эфирного телерадиовещания; сети подвижной радиотелефонной связи; сети связи операторов связи и ведомственные; громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения. (п.16 Положения).
Из материалов дела также следует, что на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции выполнены работы по монтажу и установке оборудования, его аттестации, однако пуско-наладочные работы и сдача по акту приема-передачи работ не выполнены в виду судебного спора, как пояснил представитель ГКУ.
Прокурор, подавая иск в интересах одного гражданина ФИО1, не преклонного и не пенсионного возраста, не имеющего инвалидности, полагал, что его права, как собственника жилого помещения в данном доме нарушены, поскольку отсутствует решение собрания собственников жилья о пользовании общим имуществом в многоквартирном доме.
Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции исходил из того, что использование общего имущества многоквартирного жилого дома в различных целях имеет определенные особенности и различное правовое регулирование, в частности, такие особенности имеются при использовании общего имущества многоквартирного дома в целях размещения на нем оконечного оборудования, входящего в состав сиренно - речевой установки «Марс-Арсенал», как элемента РАСЦО, состоящей из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации, развернутой на территории субъекта РФ, обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РегСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
Представитель ГКУ ФИО10 в суде пояснила, что в Блоке акустического оповещения Б АО - 600, входящего в комплект оборудования, установленного на стене в подъезде дома, имеется радиомодем. Через VPN сеть по каналу ПАО «Мегафон» сигнал об опасности поступает от оперативного дежурного на радиомодем, запускается усилитель, срабатывает динам Для функционирования системы РАСЦО между ГКУ и ПАО «Мегафон» заключен контракт на оказание услуг связи.
Таким образом, судом второй инстанции установлено, что сопряжение оконечного оборудования, установленного на доме, для информирования населения об угрозе ЧС, военных действий, событий техногенного характера, с Центром ЕДДС, с пунктом управлении РАСЦО, с пунктом управления Правительства обеспечивается оператором связи.
Из акта обследования монтажа сиренно-речевой установки оповещения, из справки о выборе месторасположения для ее размещения от 17 апреля 2024 следует, что Себежский район граничит со странами блока НАТО, поэтому в данном районе установлено 19 точек СРУ. (намного больше, чем в других районах). При выборе населенных пунктов внутри района первостепенной задачей является оповещение районного центра, где расположены социально значимые объекты и места массового пребывания людей.
При предварительном осмотре была выбрана <адрес> с населением 119 человек, иных объектов для размещения оборудования в данном направлении представлено не было. <адрес> расположен практически по центру населенного пункта и на некотором преобладающем возвышении, что важно для распространения сиренно-речевого сигнала.
С учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ч. 4.2. ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд второй инстанции пришел к выводу, что по аналогии с новым регулированием правоотношений по обеспечению конституционного права граждан на доступ к информации через информационно- коммуникационные сети без обязательного согласия на установку оборудования сетей связи не менее 2/3 собственников помещений в многоквартирном доме, к сложившейся ситуации по настоящему делу можно применить положения о том, что необходимость информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, военных действий через установку оборудования оповещения в местах, отвечающих требованиям по размещению сирено-речевых установок для оповещения населения с максимальным охватом, не может ставится в зависимость от желания /нежелания некоторых собственников помещений в МКД при отсутствии нарушения или угрозы нарушения прав жильцов, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований прокурора.
Отклоняя доводы ФИО1 о том, что водонапорная башня, могла быть задействована в качестве сооружения, на котором можно установить оборудование оповещения, судебная коллегия исходила из того, что она выслужила предельно допустимые сроки, планируется ее демонтаж, при монтаже на нее оборудования оповещения требуется изготовление дополнительных конструкций, помещение для размещения автоматики и насосного оборудования неотапливаемое, поэтому комиссия пришла к выводу об отсутствии в деревне Креково иных объектов муниципальной собственности для монтажа СРУ.
Доводы истца о неудобствах для жильцов при частом срабатывании сигнала при отключении электропитания в деревне, по мнению судебной коллегии, не обоснованы, поскольку, как следует из ГОСТ Р 42.3.01-2021. и пояснений представителя ГКУ ФИО10 в оборудовании установлен резервный источник питания - аккумуляторы, поддерживающие бесперебойное питание оборудования, что предусмотрено проектным решением, и отображено на фотографиях оборудования.
Так же для учета потребляемой электроэнергии рядом с блоком Б АО - 600 установлен счетчик, который будет учитывать электроэнергию отдельно, потребляемую только данным оборудованием.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, в судебном постановлении мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Основания и мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к данным выводам полно и объективно изложены в апелляционном определении и в дополнительной мотивировке не нуждаются.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ФИО1 в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом исследования, получили надлежащую оценку в обжалуемом судебном постановлении, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Несогласие стороны с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами, не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 196, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 16 мая 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Мотивированное определение изготовлено 6 ноября 2024г.