РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2020 года город Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Артёмовой Ю.Н.,
при секретаре Оняновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-639/2020 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области к Решетникову Валерию Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному округу г. Братска Иркутской области (далее - ИФНС России по ЦО г. Братска) обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Решетникову В.В., в котором просит взыскать в свою пользу задолженность по налогу в общей сумме задолженность по налогу в общей сумме 16231.00 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (до 01.01.2017): взнос в размере 388,85 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии: взнос в размере 19356,48 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (с 01.01.2017): пени в размере 10,64 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (с 01.01.2017): пени в размере 179,92 руб.
В обоснование предъявленного административного иска ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области указала, что административный ответчик Решетников В.В. состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что к обязательным платежам относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального Закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального Закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
В законодательство Российской Федерации были внесены соответствующие изменения № 243-ФЗ от 03.07.2016г., №"250-ФЗ от 07.07.2016г.), согласно которым с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщикам страховых взносов. Решетников В.В. являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязан был уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в установленные законом сроки. Однако свои обязательства не выполнил, по состоянию на текущую дату за Решетниковым В.В. числится задолженность:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (до 01.01.2017)-388.85 руб.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - 19 356.48 руб.
В связи с неуплатой должником в установленные сроки страховых взносов, должнику начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 190.56 руб., из них: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (с 01.01.2017) - 10.64 руб. (за период с 29.04.2017 по 27.07.2017); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - 179.92 руб. (за период с 29.04.2017 по 27.07.2017).
В связи с неуплатой налога и пени в установленные законом сроки. Инспекцией в соответствии со ст. 69 НК РФ направлено заказным письмом по почте требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 49239 от 27.07.2017.
Учитывая, что указанные требования об уплате налога направлены в адрес ответчика в течение 3-х месяцев со дня выявления недоимки. Инспекцией, срок, установленный п. 1 с. 70 ИК РФ соблюден.
В связи с неуплатой налога и пени в установленные законом сроки, срок исполнения требования истек, налоговым органом принято решение о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица через суд в порядке ст. 48 НК РФ.
Мировым судьей судебного участка № 45 Центрального района г. Братска Иркутской области по заявлению налогового органа вынесен судебный приказ № 2а-520/2018 от 05.03.2018, который был отменен, согласно определению от 19.03.2019, в связи с тем, что задолженность оплачена. В соответствии со ст. 129 ГПК РФ заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.
В соответствии с п.3 ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ), рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Принудительное взыскание задолженности с физических лиц осуществляется Инспекцией в соответствии с положениями ст. 48 НК РФ. Ввиду большого количества налогоплательщиков, значительного документооборота, а также в связи с тем, что определением от 19.03.2019 об отмене судебного приказа № 2а-520/2018 от 05.03.2018 поступило в адрес Инспекции 12.11.2019, инспекцией не соблюден вышеуказанный порядок принудительного взыскания задолженности.
Истец просит суд также учесть, то обстоятельство, что в рассматриваемой ситуации при невозможности восстановления срока на подачу искового заявления, будет утрачена возможность взыскания задолженности с Решетникова Валерия Владимировича, тем самым будет нанесен ущерб бюджету.
Инспекция просит суд признать данную причину уважительной и восстановить пропущенный срок для обращения с заявлением о взыскании задолженности с Решетникова Валерия Владимировича.
В соответствии с п. 3 ст. 21 ФЗ №229-ФЗ от 02.10.2009г. «Об исполнительном производстве» судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи, данный приказ 26.02.2019 был направлен в ПАО Сбербанк по адресу: 443125, РОССИЯ, г. Самара, шоссе Московское. 270 «В» на взыскание задолженности в размере 19935.89 рублей. По состоянию на 27.11.2019, задолженность по судебному приказу № 2а-520/2018 от 05.03.2018 взыскана.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, просит рассмотреть административное дело в его отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик Решетников В.В. не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.ст. 3, 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что к обязательным платежам относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального Закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального Закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
В законодательство Российской Федерации были внесены соответствующие изменения (№ 243-ФЗ от 03.07.2016г., № 250-ФЗ от 07.07.2016г.), согласно которым с января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы о Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законам о конкретных видах обязательного социального страхования:
лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ, база для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца, как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом. В соответствии со ст. 423 НК РФ, расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяце календарного года.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе: предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела судом установлено, что согласно выписке из информационных ресурсов электронной базы данных налоговых органов, Решетников В.В. состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщикам страховых взносов Решетникову В.В. начислены страховые взносы.
По состоянию на текущую дату за Решетниковом В.В. числится задолженность:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (до 01.01.2017)-388.85 руб.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - 19 356.48 руб.
В связи с неуплатой административным ответчиком в установленные сроки страховых взносов, должнику начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 190.56 руб., из них:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (с 01.01.2017) - 10.64 руб. (за период с 29.04.2017 по 27.07.2017);
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - 179.92 руб. (за период с 29.04.2017 по 27.07.2017).
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора ответчику было направлено требование № 49239 от 27.07.2017 о добровольной уплате задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов. Указанное требование было направлено должнику по почте, о чем свидетельствует копии почтового реестра. Однако, срок исполнения требований истек.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога с физического лиц, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 того же Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных той же статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено тем же пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с частью 2 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Согласно требования № 49239 от 27.07.2017 о добровольной уплате задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов ответчику предоставлен срок уплаты до 16.08.2017г. Исходя из установленных обстоятельств возможность принудительного взыскания у налогового органа задолженности по страховым взносам с Решетникова В.В. до 17.02.2018. Однако судебный приказ № 2а-520/2018 о взыскании с Решетникова В.В. задолженности по страховым взносам вынесен 05.03.2018 с пропуском шестимесячного срока.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обращение налогового органа с заявлением о выдаче судебного приказа, имело место за пределами сроков, установленных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, что влечет отказ в удовлетворении административного иска, оснований о восстановлении срока обращения судом не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области о взыскании с Решетникова Валерия Владимировича задолженности по налогу в общей сумме 16 231,00 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (до 01.01.2017): взнос в размере 388,85 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии: взнос в размере 19356,48 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (с 01.01.2017): пени в размере 10,64 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (с 01.01.2017): пени в размере 179,92 руб. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Ю.Н. Артёмова