Дело № 2-1880/2024
18RS0021-01-2024-003505-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 07 ноября 2024 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Бажиной Е.В.,
с участием старшего помощника Можгинского межрайонного прокурора Малюгановой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к БУЗ УР «Можгинская районная больница Министерства здравоохранения УР» об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к БУЗ УР «Можгинская районная больница Министерства здравоохранения УР» (далее по тексту БУЗ УР «Можгинская РБ МЗ УР») об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне.
Исковое заявление мотивировано тем, что Можгинской межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста ОНД и ПР г. Можги, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Удмуртской Республике проведена проверка соблюдения законодательства при использовании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Проверкой установлено, что БУЗ УР «Можгинская районная больница Министерства здравоохранения УР» на праве оперативного управления принадлежит помещение противорадиационного укрытия, расположенное по адресу: УР, г. Можга, ул. Сюгаильская, д. 19 (Инв.№63), а также помещения противорадиационного укрытия, расположенные по адресам: УР, Можгинский район, с. Большая Кибья, ул. Школьная, д.10, и с. Пычас, ул. Кирова, д. 19А.
В части содержания защитных сооружений и их эксплуатации ответчиком допускаются нарушения. А именно:
- в организации ненадлежащим образом организовано обучение работников в области ГО. Должностные лица, включенные в состав комиссии по вопросам повышения и устойчивости, не прошли обучение (в том числе Чиркова К.С.), что является нарушением пункта 3 подпункта «б» постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, абзаца 3 пункта 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; абзаца третьего подпункта 16.1 Положения об организации ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях;
- План гражданской обороны организации ежегодно не уточняется (последняя дата корректировки 16 января 2012 г.), что является нарушением пункта 42 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; приказа МЧС России от 27.03.2020 г. № 216 ДСП;
- В защитных сооружениях № 063 – 18, 409 – 18, 410 – 18 (с. Большая Кибья, ул. Школьная 10; с. Пычас ул. Кирова, д.19А; г. Можга, ул. Сюгаильская д. 19 – здание роддома) нарушена гидроизоляция (подтапливается грунтовыми водами в коридоре, происходит отслоение краски и штукатурки), что является нарушением п. 3.2.1., 3.2.2., 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583 (далее – Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
- Не назначены приказом ответственные за ЗС ГО – нарушение п.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;
- Оценка технического состояния ЗС ГО не осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния инвентаризации – в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 28 – ФЗ; пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункта 4.1.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;
- Техническое обслуживание и планово – предупредительный ремонт строительных конструкций не проводятся. Отсутствует проектно – сметная документация по ремонту, обслуживанию помещений ЗС ГО (денежные средства на вышеуказанные мероприятия не заложены) – в нарушение п.п. 1.3, 5.2.1 – 5.3.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; п. 5, 6 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 № 575; п. 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее – Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны);
- Комплексная оценка технического состояния ЗС ГО один раз в три года не проводится (отсутствуют подтверждающие документы), что является нарушением п. 4.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;
- Отсутствуют подтверждающие документы, определяющие номенклатуру создаваемых запасов, а также запасы материально – технических средств - в нарушение пункта четыре абзаца первого постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379;
- Не созданы необходимые нештатные формирования по обеспечению мероприятий по гражданской обороне – в нарушение абзаца первого пункта 2 статьи 9, пункта 5 статьи 15 Федерального закона № 28 – ФЗ, абзаца второго пункта 12, абзаца второго пункта 21 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, абзаца пятого подпункта 16.6, абзаца второго подпункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; пункта 2, абзаца второго пункта 9 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
- Количество работников уполномоченных на решение задач в области ГО не соответствует нормам. В организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, с количеством работников от 501 человека, отсутствуют 2-3 освобожденных работника в области ГО, что является нарушением пункта 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), пунктов 5, 5.1, 5.1.1, 5.1.2, 5.2, 5.3, 6, 7 Положения об уполномоченных на решение задач области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного приказом МЧС России от 23.05.2017 № 230 (далее – Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций).
Таким образом, достаточные мероприятия по содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых в БУЗ УР «Можгинская РБ МЗ УР» не проводятся, защитные сооружения к приёму укрываемых не готовы, что является недопустимым.
На основании изложенного, прокурор просит обязать ответчика в срок до 01.09.2025 г. провести в защитных сооружениях гражданской обороны следующие мероприятия:
- уточнить План Гражданской обороны организации;
- в защитных сооружениях провести мероприятия по восстановлению гидроизоляции;
- назначить приказом ответственных должностных лиц за содержание защитных сооружений гражданской обороны;
- провести оценку технического состояния ЗС ГО при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации;
- провести техническое обслуживание и планово – предупредительный ремонт строительных конструкций защитных сооружений;
- провести комплексную оценку технического состояния защитных сооружений гражданской обороны;
- установить номенклатуру создаваемых запасов, а так же запасы материально – технических средств.
В судебном заседании старший помощник Можгинского межрайонного прокурора Малюганова Е.Н. на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика БУЗ УР «Можгинская РБ МЗ УР» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Преставителем ответчика Горбуновой М.В. представлено ходатайство от 06 ноября 2024 г. о рассмотрении дела без участия представителя БУЗ УР «Можгинская РБ МЗ УР».
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Вышеуказанные нарушения законодательства о гражданской обороне послужили поводом для обращения прокурора в суд с рассматриваемым иском.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне - комплекс мероприятий, направленных на создание условий для эффективного решения задач в области гражданской обороны органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
подготовку своих работников в области гражданской обороны;
и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ).
Порядок подготовки к ведению гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством (пункт 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации).
Подпункт «б» пункта 3 приложения к Положению о подготовке населения в области гражданской обороны, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, предусматривает курсовое обучение личного состава формирований и служб по месту работы.
Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утв. приказом от 14 ноября 2008 г. N 687, устанавливает, что план основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, которыми установлено: должна быть обеспечена сохранность герметизации и гидроизоляции всего сооружения (пункт 3.2.1).
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны устанавливают:
В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (пункт 1.3).
Оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации (пункт 4.1.1).
Планово – предупредительный ремонт строительных конструкций (пункт 5.2), ведение проектно – сметной документации по ремонту (пункт 1.3).
Комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО (пункт 4.1.3).
В соответствии с пунктом 4 Положения "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", утв. Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379, номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исходя из возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Положением об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (приложение к Приказу МЧС РФ от от 23.05.2017 N 230) установлено, что количество работников по гражданской обороне в структурном подразделении организации с учетом численности ее представительств и филиалов от 501 до 2000 человек включительно составляет 2 - 3 освобожденных работника (пункт 5.1.1).
Ответчиком не оспаривается и справкой помощника Можгинского межрайонного прокурора по результатам проверки подтверждается, что по состоянию на 21.08.2024 г. обязанность по исполнению требований законодательства о гражданской обороне ответчиком не исполняется, достаточные мероприятия по содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых не проводятся, что, безусловно, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций.
Поскольку БУЗ УР «Можгинская РБ МЗ УР» в силу закона обязано нести бремя по содержанию защитных сооружений гражданской обороны, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и необходимости возложения на ответчика обязанности совершить действия по приведению ЗС ГО в соответствии с требованиями законодательства.
Срок для исполнения решения суда, предложенный прокурором, отвечает требованиям разумности и, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, подлежит установлению судом.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к БУЗ УР «Можгинская РБ МЗ УР» (ИНН 1830001644) об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне – удовлетворить.
Обязать БУЗ УР «Можгинская РБ МЗ УР» в срок до 01.09.2025 г. провести в защитных сооружениях гражданской обороны, расположенных по адресам: УР, г. Можга, ул. Сюгаильская, д. 19 (инвентарный номер 63); Можгинский район, с. Пычас, ул. Кирова, д. 19А (инвентарный номер 181409); Можгинский район, с. Большая Кибья, ул. Школьная, д. 10 (инвентарный номер 18/410) следующие мероприятия:
- уточнить План гражданской обороны организации;
- в защитных сооружениях провести мероприятия по восстановлению гидроизоляции;
- назначить приказом ответственных должностных лиц за содержание защитных сооружений гражданской обороны;
- провести оценку технического состояния ЗС ГО при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации;
- провести техническое обслуживание и планово – предупредительный ремонт строительных конструкций защитных сооружений;
- провести комплексную оценку технического состояния защитных сооружений гражданской обороны;
- установить номенклатуру создаваемых запасов, а также запасы материально – технических средств.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 07.11.2024 г.
Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.