2-1000/2022
УИД 66RS0024-01-2022-000574-13
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.12.2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург |
14.12.2022 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Абрашкиной Е.Н., судей Ильиной О.В., Деменевой Л.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семерневой К.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
прокурора г. Верхняя Пышма в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Среднеуральск, обществу с ограниченной ответственностью «Золотой Альянс» о возложении обязанности совершить действия.
Заслушав доклад председательствующего, пояснения представителя истца – прокурора Карауша С.А., представителя ответчика Администрации городского округа Среднеуральск -Барахвостова М.А., действующего на основании доверенности № 7 от 01.04.2022, действительной по 31.12.2022, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТСН «Златогорье» - Кашфуллина Е.Р., действующего на основании доверенности от 20.06.2022, действительной по 19.06.2023, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора города Верхней Пышма обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, в котором просил возложить обязанности на администрацию городского округа Среднеуральск организовать водоснабжение и водоотведение на территории <адрес> до устранения нарушений и возобновления осуществления обязанностей гарантирующей организацией; возложить обязанность на ООО «Золотой Альянс», как на гарантирующую организацию в срок до 01.09.2022 обеспечить бесперебойное функционирование очистных сооружений, находящихся в собственности ООО «Золотой Альянс», соответствии требованиями «МКД 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных Приказом Госстроя РФ от 31.12.2019 №168.
В обоснование иска указано, что по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по поручению прокуратуры Свердловской области прокуратурой города Верхняя Пышма проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе проверки установлено, что поставщиком холодного водоснабжения на территории ( / / )8 расположенного в <адрес>, является ООО «Золотой Альянс». Согласно постановлению администрации ГО Среднеуральск от 04.02.2022 № 89-ПА «Об определении гарантирующих организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение на территории ГО Среднеуральск», на территории поселка Кирпичный в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение в границах эксплуатируемых водопроводных и канализационных сетей, определено ООО «Золотой Альянс».
Установлено, что имущество, посредством которого обеспечивается водоснабжение ( / / )9 (насосная станция второго подъема с резервуарами запаса воды (из состава объекта: <адрес>, 1 пусковой комплекс), водопроводная сеть (от скважины <№>Р до водопровода <адрес>) и комплекс зданий и сооружений, расположенных на земельном участке с разрешенным использованием сооружение артезианской скважины, находятся в собственности ООО «Золотой Альянс».
В период с 31.12.2021 по настоящее время ООО «Золотой Альянс» проводится аварийное ограничение холодного водоснабжения с целью аккумуляции холодной воды для бесперебойной передачи. Причиной возникающих перебоев поставки холодного водоснабжения в многоквартирных домах является недостаточный объем резервуаров насосной станции.
Также проверкой установлено, что между собственниками жилых помещений, расположенных на территории ЖК «Золотая горка», и поставщиком коммунальной услуги по водоснабжению и водоотведению отсутствуют соответствующие договоры о предоставлении коммунальных услуг, при этом между гарантирующей организацией ООО «Золотой Альянс» и потребителями собственниками жилых помещений, расположенных на территории ( / / )10 фактически сложились договорные отношения по снабжению жилых и многоквартирных жилых домов водоснабжением и водоотведением, в связи с чем на ответчике ООО «Золотой Альянс» лежит обязанность по обеспечению бесперебойного снабжения жителей водоснабжением и водоотведением.
Кроме того, с февраля 2022 года по настоящее время ООО «Золотой Альянс» фактически не исполняет обязанности гарантирующего поставщика на территории <адрес>.
В соответствии с информацией администрации ГО Среднеуральск представители ООО «Золотой Альянс» с февраля 2022 года на совещаниях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства не присутствуют, на звонки и письменные сообщения не отвечают, представление прокуратуры города Верхней Пышмы не исполняют.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МКУ «Управление ЖКХ» и ТСН «Златогорье».
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены, постановлено: «Возложить на администрацию городского округа Среднеуральск (ИНН 6606004035, КПП 668601001, ОГРН 1026600728880, юридический адрес: <адрес>) обязанность организовать водоснабжение и водоотведение на территории <адрес> до устранения нарушений и возобновления осуществления обязанностей гарантирующей организацией.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Золотой Альянс» (ИНН 660607524063,, ОГРН 1206600057179, юридический адрес: <адрес> Б, офис.13) обязанность как на гарантирующую организацию обязанность в срок до 01.09.2022 обеспечить бесперебойное функционирование очистных сооружений, находящихся в собственности ООО «Золотой Альянс», соответствии требованиями «МКД 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных Приказом Госстроя РФ от 31.12.1999 №168.».
Не согласившись с решением суда, ответчик Администрация городского округа Среднеуральск принес на него апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В доводах апелляционной жалобы истец указывает, что судом не учтено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения относится организация водоснабжения населения в случае невозможности исполнения своих обязанностей по обеспечению населения водоснабжением и водоотведения гарантирующими организациями, то есть в случае отказа гарантирующей организации от исполнения своих обязанностей. В данном случае централизованные сети поселка принадлежат ООО «Золотой альянс», тогда как Администрация городского округа Среднеуральск не имеет возможности эксплуатировать данные сети за счет местного бюджета, при этом данные сети не признаны бесхозяйными, что исключает возможность и передать их иным хозяйствующим субъектам для обслуживания.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу, которые прокурор поддержал в суде апелляционной инстанции, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица ТСН «Златогорье» также просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся участников процесса, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что ООО «Золотой Альянс» на праве собственности принадлежат централизованные сети водоснабжения и водоотведения в <адрес>, к которым подключены, в том числе и многоквартирные жилые дома ТСН «Златогорье» (6 МКД с количеством квартир от 14-45 в каждом из домов). Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле не оспаривается.
В декабре 2021 года и январе 2022 года в администрацию ГО Среднеуральск поступали обращения жителей и письма с просьбой о рассмотрении обращений граждан, связанных с перебоями в водоснабжении в <адрес> (( / / )11 В январе 2022 в единую - дежурную диспетчерскую службу поступали заявки о сбоях холодного водоснабжения от жителей ТСЖ «Северные ворота» и ТСН «Злотогорье», данные заявки были направлены собственнику оборудования водоснабжения ООО «Золотой Альянс» для решения возникших проблем.
Причиной отсутствия холодного водоснабжения 17.12.2021 являлось отключение насоса для перекачки воды к скважине. Подача холодного водоснабжения на сетях водопровода восстановлена 19.12.2021 в 15-00.
На время отключения администрацией ГО Среднеуральск, в лице МКУ «Управление ЖКХ» были приняты меры по обеспечению питьевой водой жителей ( / / )12 18.12.2021 с 19-00 до 21-00 часов, 19.12.2021 с 09-00 до 10-00 часов.
Собственником оборудования определен график подачи ресурса в МКД и график набора воды на втором подъеме, в связи с тем, что причина нехватки ресурса холодного водоснабжения не определена.
31.12.2021 в единую - дежурную диспетчерскую службу поступила заявка о сбое холодного водоснабжения. Заявка были направлена собственнику оборудования водоснабжения ООО «Золотой Альянс» для решения возникших проблем. Собственником были предприняты меры по устранению причин отсутствия холодного водоснабжения.
Причиной возникающих перебоев поставки холодного водоснабжения в МКД является недостаток заполнения резервуаров насосной станции второго подъема ресурсом, в связи с чем в настоящее время проводится периодическое прекращение подачи холодного водоснабжения. Для выяснения причин нехватки ресурса и устранения нарушений подачи холодного водоснабжения представителям ООО «Золотой Альянс» в течение января 2022 года было обещано проведение полного обследования скважины и оборудования.
18.01.2020 администрацией ГО Среднеуральск проведено совещание по вопросам ЖКХ на котором было принято решение о проведении совместных мероприятий между ООО «Золотой Альянс» и собственниками МКД. Для поддержки обеспечения питьевыми ресурсами на время отсутствия бесперебойной подачи МКУ «Управление ЖКХ» получены гарантийные обязательства по доставке питьевой воды.
25.01.2022 по результатам совещания в администрации ГО Среднеуральск по вопросам ЖКХ, представителем ООО «Золотой Альянс», а так же управляющим ТСН «Златогорье» доведена информация о состоявшемся 21.01.2022 собрании собственников МКД и представителей ООО «Золотой Альянс» на котором была достигнута договоренность о подготовке и рассмотрению 28.01.2022 проекта договора на содержание сетей и оборудования холодного водоснабжения и водоотведения.
28.01.2022 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области проводилась выездная проверка по вопросу состояния систем водоснабжения и водоотведения. Представителем ООО «Золотой Альянс» были представлены планы выполнения работ по устранению неисправности, также ООО «Золотой Альянс» подготовлен и повторно в феврале 2022 года совместно с собственниками рассмотрен договор водоснабжения и водоотведения. Договор не принят, не подписан.
Постановлением администрации ГО Среднеуральск от 04.02.2022 № 89-ПА «Об определении гарантирующих организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение на территории ГО Среднеуральск», на территории <адрес> в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение в границах эксплуатируемых водопроводных и канализационных сетей, определено ООО «Золотой Альянс» в границах эксплуатируемых водопроводных и канализационных сетей.
03.03.2022 в связи с отсутствием планового прекращения подачи холодной воды с 12:17 для накопления резервуаров, произошло опустошение резервуаров и прекращение подачи водоснабжения в МКД, а также 04.03.2022 к 9-00 час. была вновь организована доставка питьевого водоснабжения.
МКУ «Управление ЖКХ» в ООО «Золотой Альянс» направлялись письма об устранении сложившейся ситуации, представители общества регулярно приглашались на совещания по вопросам ЖКХ в администрацию ГО Среднеуральск.
С февраля 2022 года по настоящее время ООО «Золотой Альянс» фактически не исполняет обязанности гарантирующей организации на территории <адрес>, при этом иных сетей водоснабжения и водоотведения, кроме принадлежащих ООО «Золотой Альянс» в <адрес> не имеется.
14.02.2022 прокурором города Верхняя Пышма вынесено представление в адрес администрации ГО Среднеуральск «Об устранении нарушений Федерального законодательства».
24.03.2022 состоялось заседание комиссии по рассмотрению писем, информации и представлений прокуратуры города Верхняя Пышма и прокуратуры Свердловской области, правоохранительных и следственных органов по устранению нарушений действующего законодательства. По итогам которой было принято решение принять к сведению представление прокуратуры города Верхняя Пышма от 14.02.2022 № 1-96в2022 «Об устранении нарушений Федерального законодательства», отделу общественной безопасности и МКУ «Управление ЖКХ» в кратчайшие сроки подготовить и направить материалы по вопросу обеспечения водоснабжения и водоотведения населения посредствам объектов инженерно-технологического обеспечения, расположенных на территории ( / / )13 в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ГО Среднеуральск.
Также судом было установлено, что фактически гарантирующая организация ООО «Золотой Альянс» отказалась от исполнения своих обязательств.
Установив указанные фактические обстоятельства, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался ч.1 ст.1, ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 6, ст. 38 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999 № 168 (далее - ПТЭ).
Судебная коллегия с постановленным решением суда первой инстанции соглашается, поскольку суд первой инстанции, разрешая иск с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства имеющие значение для дела судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее ФЗ №416) гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно ст. 12 данного закона органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется; гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п.п. 1 и 4 ст. 12).
То обстоятельство, что ООО «Золотой альянс» наделено статусом гарантирующей организации лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 ч. 1 с. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными ФЗ №416.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ №416 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Факт неоказания коммунальных услуг по обеспечению жилого комплекса холодным водоснабжением и водоотведением установлен судом и также не оспаривается ответчиком администрацией.
Порядок отказа от исполнения договора горячего водоснабжения, договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, в том числе особенности применения этих мер в отношении отдельных категорий абонентов и в случае невыполнения абонентами своих обязательств по таким договорам установлен Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Вместе с тем, вопреки доводам апеллянта, само по себе то, что в настоящее время Общество уклоняется от исполнения обязанности по обеспечению жилого комплекса холодным водоснабжением и (или) водоотведением, игнорирует предписания прокуратуры, свидетельствует о наступлении обстоятельств, в результате которых органы местного самоуправления обязаны взять на себя обязательства по выполнению работ, направленных на восстановление технологического подключения к централизованным сетям холодного водоснабжения и (или) водоотведения домов жилого комплекса.
Также, судебная коллегия принимает во внимание то, что постановлением администрации городского округа Среднеуральск от 30.01.2014 № 37 ( / / )14 как застройщику, наряду с разрешенным использованием основного земельного участка для размещения индивидуальных жилых домов, было дано разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером <№> для размещения многоквартирных домов.
В последующем данному Обществу были выданы технические условия на подключение внутриквартальных сетей жилого комплекса к действующим магистральным инженерным сетям ( / / )15 которые при этом не имели присоединения к центральным инженерным сетям городского округа. То есть в данном случае на территории жилого комплекса было организовано и введено в действие локальное центральное водоснабжение и водоотведение (разрешение на строительство, справка от 12.12.2014 № 55). Кроме того, Правительством Свердловской области Управлением государственного строительного надзора Свердловской области от 23.10.2013 дано заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, в частности сетей водопровода и насосной станции.
Таким образом, выдавая разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, как инженерных сетей, так и жилых строений (многоквартирных домов и домов индивидуальной жилой застройки) муниципальный орган взял на себя ответственность по обеспечению жилого комплекса коммунальными ресурсами в случае невозможности (отказа) выполнения своих обязательств гарантирующей организацией.
Довод заявителя о том, что в данном случае возложение на администрацию обязанности по обеспечению жилого комплекса водоснабжением и водоотведением преждевременно в виду того, что инженерные сети не признаны бесхозяйными не состоятелен, поскольку наличие собственника таких инженерных сетей на территории жилого комплекса, где расположены в том числе и многоквартирные дома, не освобождает уполномоченный орган от выполнения возложенных на него законом полномочий.
Поскольку спорные отношения возникли непосредственно вследствие несовершения органом местного самоуправления, наделенного соответствующими публичными полномочиями по организации водоснабжения и/или водоотведения населения, определенных действий, то исполнение обязанности по организации водоснабжение и водоотведение на территории <адрес> возможно способами определенными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», таким как в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 71 Правил); при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению № 3 (п. 74 вышеуказанных Правил).
Учитывая, что срок установленный для гарантирующей организации по обеспечению бесперебойного функционирования очистных сооружений (01.09.2022) истек, при этом решение должно быть исполнено и является обязательным для всех судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части указание на срок исполнения судебного акта в отношении гарантирующей организации до 01.09.2022.
Учитывая изложенное иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, аналогичны процессуальной позиции ответчика в суде первой инстанции и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 28.07.2022 изменить, исключив из резолютивной части указание на срок исполнения судебного акта.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Председательствующий Абрашкина Е.Н.
Судьи Деменева Л.С.
Ильина О.В.