УИД 24OS0000-01-2021-000804-05
3а-204/2022
011а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 февраля 2022 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
Председательствующего судьи Славкина М.М.,
при ведении протокола помощником судьи Привалихиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тимакова Игоря Юрьевича о признании недействующим в части указа Губернатора Красноярского края 10.11.2021 N 341-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 №71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края»,
установил:
27.03.2020 Губернатором Красноярского края издан Указ № 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» (далее - Указ от 27.03.2020 № 71-уг), опубликованный 27.03.2020 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru, 31.03.2020 – на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.04.2020 - в газете «Наш Красноярский край», № 25.
Указом Губернатора Красноярского края от 10.11.2021 № 341-уг «О внесении изменений в Указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» (далее – Указ от 10.11.2021 № 341-уг) в п. 2.9.4 Указа от 10.11.2021 предписано: определить на территории Красноярского края особенности осуществления деятельности в области физической культуры и спорта и особый порядок передвижения граждан при оказании услуг для занятий населения физической культурой.
Указ от 10.11.2021 № 341-уг опубликован 10.11.2021 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru, 10.11.2021 – на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.11.2021 - в газете «Наш Красноярский край», № 87.
Тимаков И.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит суд признать недействующим Указ Губернатора Красноярского края «О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 №71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» от 10.11.2021 в части подпункта 4 дополнений пунктом 2.9.4 из пункта 1 Указа
Заявленные требования мотивировал тем, что административный истец на протяжении нескольких лет регулярно пользовался услугами сети спортивных клубов «Колизей», 15.11.2021 им получен отказ в предоставлении услуги, в связи с изданием Указа от 10.11. 2021 № 341-уг, которым внесены изменения в Указ от 27.03.2020 № 71-уг. По мнению административного истца оспариваемый нормативный правовой акт в оспариваемой части находится в противоречии с нормами Конституции Российской Федерации, в частности с пунктом 2 статьи 21, статьей 41, статьей 18, статьей 19, статьей 44 Конституции Российской Федерации, а также противоречит нормам пункта 2 статьи 7.1 Закона Красноярского края от 10.02.200 №9-631 «О защите населения территории Красноярского края от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «О иммунопрофилактике инфекционных болезней», пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2021 №316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а именно нарушает принцип равенства граждан и понуждает граждан к вакцинированию, вне зависимости от желания, особенностей физиологии организма, вероисповедания и даже наличия медицинских противопоказаний.
Определением Красноярского краевого суда от 01.02.2022 производство по административному делу по административному исковому заявлению Тимакова И.Ю. о признании недействующим в части указа Губернатора Красноярского края 10.11.2021 N 341-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 №71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» в части требований о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта Конституции Российской Федерации прекращено.
В судебном заседании административный истец Тимаков И.Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители Губернатора Красноярского края Куренев Д.С., Гореликова Н.А., действующие на основании доверенности, возражали против доводов, изложенных в административном исковом заявлении, просили в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на соответствие оспариваемого Указа всем нормам действующего законодательства.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Киреев Р.Н., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процесса прокуратуры Красноярского края Дмитриев И.Г. в своем заключении полагал требования административного искового заявления не подлежащими удовлетворению.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы доказательства, заключение прокурора суд считает, что требования административного искового заявления не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, в том числе право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (часть 1 статьи 27), могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с положениями статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года, с изменениями от 13 мая 2004 года, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон от 25 июня 1993 года № 5242-1) ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
На отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено (статья Закона от 25 июня 1993 года № 5242-1).
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ) определяются общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие указанного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как следует из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится:
- принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1);
- принятие решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт «м» пункта 1);
- установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» пункта 1 (подпункт «у» пункта1).
В силу подпункта «ф» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 данного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного (далее – Положение № 794), пунктом 24 которого предусмотрено, что решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться, в том числе, режим повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
На региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) координационными органами единой системы являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации (пункт 7 Положения № 794).
Постановлением Правительства Красноярского края от 2 декабря 2008 года № 209-п образована краевая комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, основными задачами которой, в числе прочих, являются: разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Красноярском крае; координация деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на уровне края; обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 3 Положения о Комиссии).
Комиссия с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет, в частности, следующие функции: рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, готовит предложения о введении режимов функционирования краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее звеньев (пункт 4 Положения о Комиссии).
Подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ определено, что при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Красноярского края от 16.03.2020 № 152-п (ред. от 22.09.2020) «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Красноярском крае новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», принятом на основании решения Комиссии от 16.03.2020 № 7, на территории Красноярского края введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций края. Границами территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, определена вся территория края.
В силу подпунктов «а», «в» пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Согласно пункту 3 статьи 46, статье 85, подпункту «г» части 3 статьи 90 Устава Красноярского края от 05.06.2008 № 5-1777, Губернатор Красноярского края возглавляет исполнительную власть края, является высшим должностным лицом края, к полномочиям которого отнесено осуществление правового регулирования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, Уставом, законами края.
Губернатор Красноярского края по вопросам своей компетенции издает указы и распоряжения. При этом, указами Губернатора края осуществляется нормативное правовое регулирование (пункты 1, 2 статьи 136 Устава).
На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.
Указом Губернатора Красноярского края от 11 ноября 2021 года № 341-уг «О внесении изменений в Указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» (далее – Указ от 10.11.2021 № 341-уг) в п. 2.9.4 Указа от 10.112021 предписано: определить на территории Красноярского края особенности осуществления деятельности в области физической культуры и спорта и особый порядок передвижения граждан при оказании услуг для занятий населения физической культурой и спортом. Установить, что с 15.11.2021 оказание услуг для занятий населения физической культурой и спортом на объектах спорта и спортивных сооружениях, включая услуги крытых спортивных сооружений, бассейнов, фитнес-центров, фитнес-залов, спортивных залов, осуществляется при условии: 1) организации индивидуальных и групповых занятий (не более 20 человек); 2) с загрузкой объектов в объеме не более 50% от единовременной пропускной способности объекта спорта или спортивного сооружения; 3) выполнения: санитарно-эпидемиологических требований, методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей; превентивных мер, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, утвержденных Правительством Красноярского края; 4) предъявления гражданами, достигшими возраста 18 лет, документа, удостоверяющего личность, и при наличии одного из следующих условий: действующего QR-кода, которым подтверждается получение гражданином второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации; действующего QR-кода о перенесенном заболевании COVID-19 (если с даты выздоровления гражданина прошло не более шести календарных месяцев); оригинала сертификата о профилактических прививках на бумажном носителе, содержащего сведения о получении гражданином второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации; оригинала справки на бумажном носителе, подтверждающей, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию и что с даты его выздоровления прошло не более шести календарных месяцев, полученной в медицинской организации; оригинала справки на бумажном носителе, подтверждающей прохождение курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции, полученной в медицинской организации, осуществившей вакцинацию.
Гражданин вправе представить QR-код, предусмотренный абзацами вторым и третьим настоящего подпункта, на электронном устройстве или на бумажном носителе в формате, позволяющем сканировать его камерой смартфона, планшета, иного подобного устройства.
Работники организаций, оказывающих услуги для занятий населения физической культурой и спортом, или иные лица, осуществляющие допуск граждан в объекты, указанные в настоящем пункте, обязаны осуществить проверку соответствия данных о гражданине, содержащихся в QR-коде либо в документах, указанных в абзацах четвертом - седьмом настоящего подпункта, сведениям о гражданине, содержащимся в документе, удостоверяющем личность.";
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
Согласно подпунктов «а», «б» пункта 3 Правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417, граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Статьей 7.1 Закона Красноярского края от 10.02.2000 № 9-631 «О защите населения и территории Красноярского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории края или отдельных муниципальных образований края граждане и организации обязаны исполнять следующие правила поведения, установленные Губернатором края в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ и данным Законом края (пункт 2 указанной статьи), которые включают в себя:
а) ограничение въезда и выезда в населенные пункты и (или) муниципальные образования края;
б) ограничением времени работы или приостановление деятельности образовательных, культурно-развлекательных, спортивных и иных организаций с массовым пребыванием людей;
в) требование к гражданам не покидать место жительства (место пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной медицинской помощью, следования к месту (от места) работы (для работающих в организациях, деятельность которых не ограничена на период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации), приобретения товаров, работ, услуг и иных определенных Губернатором края случаев;
г) требование о соблюдении в общественных местах, организациях, обслуживающих граждан, на общественном транспорте дистанции между гражданами (социальное дистанцирование);
д) ограничение работы общественного транспорта;
е) иные требования к гражданам и организациям, связанные с обеспечением безопасности и защитой прав граждан в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории края.
Как следует из пункта 1 статьи 7.1 Закона края от 10.02.2000 № 9-631 «О защите населения и территории края от ЧС природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от 10.02.2000 № 9-631-ФЗ) (в ред. от 10.12.2020) при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории края или отдельных муниципальных образований края граждане и организации обязаны исполнять правила поведения, установленные Губернатором края в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и настоящим Законом.
Подпунктом «е» пункта 2 статьи 7.1 Федерального закона от 10.02.2000 № 9-631-ФЗ предусмотрено, что правила, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут включать не только те требования, которые прямо поименованы в подпунктах «а» - «д» пункта 2 статьи 7.1, но и иные требования к гражданам и организациям, связанные с обеспечением безопасности и защитой прав граждан в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории края.
В силу статьи 9.1 Федерального закона от 10.02.2000 № 9-631-ФЗ Губернатор края в области защиты населения и территории края от ЧС устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения в соответствии со статьей 7.1 Закона № 9-631.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), ограничительные мероприятия (карантин) представляют собой административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Согласно пункту 2 статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, что организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальный органов – главные государственные санитарные врачи по соответствующим территория и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти.
В силу абзаца 3 подпункта 8 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями вносить предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина).
Из содержания Указа от 27.03.2020 № 71-уг и последующих его изменений следует, что характер и объем введенных ограничений определены высшим должностным лицом Красноярского края не произвольно, а с учетом постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», от 13.03.2020 N 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019", от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020 – 2021 годов», от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», согласно которым высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки в конкретном субъекте Российской Федерации, предоставляется право вводить ограничительные мероприятия и определять перечень таких мероприятий.
Также, при определении Указом от 27.03.2020 № 71-уг характера и объема вводимых ограничений учтены письма Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, согласно которым Губернатору Красноярского края предлагалось ввести ограничительные мероприятия, направленные на улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Красноярского края.
Из преамбулы Указа от 10.11.2021 № 341-уг следует, что данный Указ принят, в том числе на основании письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 29.10.2021 N 24-00-17/02-16471-2021.
В соответствии с письмом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 22.10.2021 № 24-00-17/02-16471-2021, Губернатору Красноярского края предложено, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Красноярского края, с учетом складывающейся неблагоприятной эпидемической обстановки по новой коронавирусной инфекции COVID-2019, ежедневного увеличения количества случаев заболевания коронавирусной инфекцией COVID-2019, принять меры по допуску граждан только при наличии QR-кода, подтверждающего вакцинацию против COVID-2019 или ранее перенесенное в течение не более 6 месяцев заболевания новой коронавирусной инфекцией, в том числе, при посещении объектов спорта, включая крытые спортивные сооружения, бассейны, фитнес-центры, фитнес-залы, спортивные залы для занятий населения физической культурой и спортом.
Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Красноярского края принято решение от 10.11.2021 № 63, согласно которому предложено Губернатору Красноярского края с 15.11.2021 установить доступ граждан для занятий физической культурой и спортом на объектах спорта и спортивных сооружениях, включая услуги крытых спортивных сооружений, бассейнов, фитнес-центров, фитнес-залов, спортивных залов осуществляется при условии предъявления гражданами документа, удостоверяющего личность, и при наличии документа о вакцинации или о перенесенном заболевании COVID-19. Установить обязанность организаций, оказывающих услуги для занятий населения физической культурой и спортом, осуществить проверку соответствия данных о гражданине, содержащихся в документах о вакцинации, о перенесенном заболевании COVID-19, сведениям о гражданине, содержащимся в документе, удостоверяющем личность при допуске на указанные объекты.
На основании вышеназванных предложений, Губернатором Красноярского края 11.11.2021 подписан Указ № 341-уг «О внесении изменений в Указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края».
Таким образом, оспариваемый подпункт 4 дополнений пунктом 2.9.4 из пункта 1 Указа Губернатора Красноярского края «О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 №71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» от 10.11.2021, в части определения на территории Красноярского края особенностей осуществления деятельности в области физической культуры и спорта и особый порядок передвижения граждан при оказании услуг для занятий населения физической культурой, приняты Губернатором Красноярского края, во исполнение рекомендаций Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в целях предупреждения распространения на территории Красноярского края новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Доводы административного истца о том, что эффективность введенных мер не доказана, происходит дискриминация невакцинированных граждан, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.12.2020 N 49-П, Российская Федерация возлагает на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями. При этом выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится, по общему правилу, к дискреции законодателя, который, осуществляя защиту прав и свобод человека и гражданина и устанавливая соответствующее правовое регулирование, обязан предусмотреть эффективные гарантии соблюдения иных прав и свобод граждан, адекватные целям сохранения жизни граждан и их здоровья.
Необходимость защиты жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения и осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией их последствий - учитывая, что жизнь человека является высшей конституционной ценностью, без которой реализация гражданских, экономических, социальных и иных прав становится во многом бессмысленна, - предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, в том числе и свободы передвижения, но только в той мере, в какой это соответствует поставленным целям при соблюдении требований соразмерности и пропорциональности (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Таким образом, введённые оспариваемым Указом требования о наличии у посетителей QR-кодов являются соразмерными, не носят произвольный характер, направлены на защиту конституционно значимых ценностей - жизни и здоровья населения, обусловлены необходимостью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничения эпидемического распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией на территории Красноярского края, и тем самым на обеспечение реализации и защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, проживающих (пребывающих) на территории указанного субъекта Российской Федерации.
При этом следует отметить, что оспариваемые административным истцом ограничительные меры не являются бессрочными и абсолютными, а носят временный характер, поскольку введены только в период действия режима повышенной готовности исходя из складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки.
Доводы об отсутствии доказательств соблюдения баланса между ограничениями прав и свобод человека и защитой его жизни и здоровья в целях поддержания приемлемым условий жизнедеятельности общества и доказательств того, что наличие QR-кодов предотвращает распространение новой коронавирусной инфекции и минимизирует ее негативное воздействие, не могут поставить под сомнение правомерность введенных ограничений, направленных на создание условий для предотвращения распространения на территории Красноярского края новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Таким образом, с учетом указанных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что оспариваемый, в части Указ Губернатора Красноярского края принят уполномоченным на то лицом, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением процедуры их принятия, опубликования и вступления в законную силу.
Вопреки доводам стороны административного истца суд полагает, что установленные данным нормативным правовым актом ограничительные меры (предъявления гражданами, достигшими возраста 18 лет, документа, удостоверяющего личность, и при наличии одного из следующих условий: действующего QR-кода, которым подтверждается получение гражданином второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации; действующего QR-кода о перенесенном заболевании COVID-19 (если с даты выздоровления гражданина прошло не более шести календарных месяцев) согласуются с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, оправданы необходимостью создания условий для предупреждения возникновения распространения короновирусной инфекции на территории Красноярского края.
При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, которые подвергаются риску заражения в случае несоблюдения гражданами и организациями ограничительных мер, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
По решению Всемирной организации здравоохранения 30.01.2020 эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11.03.2020 ситуация признана пандемией.
Принимая во внимание приведенные нормы права, а также наличие реальной угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, которое повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, оспариваемый подпункт 4 дополнений пункта 2.9.4 Указа от 10 ноября 2021 года № 341-уг, возлагающие на гражданина, достигшего возраста 18 лет, обязанность при посещении объектов для занятия физической культурой и спортом на объектах спорта и спортивных сооружениях, включая услуги крытых спортивных сооружений, бассейнов, фитнес-центров, фитнес-залов, спортивных залов, предъявлять документ, удостоверяющего личность, и при наличии одного из следующих условий: действующего QR-кода, которым подтверждается получение гражданином второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации; действующего QR-кода о перенесенном заболевании COVID-19, направлены прежде всего на защиту населения Красноярского края, его (населения) здоровья и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019). При этом граждане Российской Федерации обязаны добросовестно осуществлять предоставленные им права и обязанности, не нарушать права и свободы других лиц.
При принятии оспариваемого Указа, Губернатором Красноярского края были соблюдены требования соразмерности, пропорциональности и обоснованности установленных ограничений прав и свобод, а также их адекватности, ясности, и недвусмысленности, поскольку установленные в оспариваемом акте меры направлены исключительно на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сопровождаются государственной поддержкой наиболее уязвимых сфер экономики, материальной поддержкой широких категорий граждан, носят временный характер и регулярно пересматриваются на предмет соответствия (пропорционально) текущей ситуации.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с требованиями законодательства и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, суд полагает в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Тимакова Игоря Юрьевича о признании недействующим указа Губернатора Красноярского края от 10.11.2021 N 341-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 №71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» в части подпункта 4 дополнений пунктом 2.9.4 из пункта 1 указа - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи частной жалобы через Красноярский краевой суд.
Председательствующий М.М. Славкин
Дата изготовления решения в окончательной форме: 15 февраля 2022 г.