Дело № 2-114-2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ижморский районный суд Кемеровской области
в составе председательствующего – судьи Алтынбаевой Н.А.,
при секретаре Волошиной Т.В.,
с участием прокурора Тарасовой С.И.,
представителя ответчика – администрации Ижморского муниципального района Завизионовой Е.Н., действующей по доверенности ДД.ММ.ГГГГ
представителя ответчика – МКДОУ «Троицкий детский сад № 9» - Потаповой Е.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
п.г.т. Ижморский 13 сентября 2017г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ижморского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Троицкий детский сад № 9» и администрации Ижморского муниципального района о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ижморского района обратился в суд с иском к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Троицкий детский сад № 9» и администрации Ижморского муниципального района о понуждении к совершению действий, свои требования, мотивируя тем, что в рамках осуществления надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратурой района поведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите детей-инвалидов.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В силу ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Согласно статье 2 Федерального закона № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу части 1 статьи 15 Федеральный закон № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения также является одним из основополагающих принципов законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в соответствии со ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Порядок взаимодействия всех участников процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, для беспрепятственного пользования инвалидов объектами транспорта, средствами связи и информации, а также последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определены Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22.12.1999 «Об утверждении Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр (далее Свод правил), а также Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (далее Приказ), Письмом Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» (вместе с Разъяснениями по вопросам исполнения приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» и Приказом Минобрнауки России от 2 декабря 2015 г. N 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»).
Согласно п. 6 Свода правил, пп. а, б, в, г, д, е п. 3, пп. а п. 4 Приказа, Разъяснениям руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
- возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них (входные группы должны быть оборудованы тактильными направляющими для лиц с нарушениями зрения, информационным табло для лиц с нарушениями слуха);
- возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги (в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски);
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта (должны быть специальные направляющие, перила, знаки, указатели для самостоятельного передвижения незрячих или специальные сопровождающие, помогающие инвалиду с нарушениями зрения ориентироваться в пространстве);
- оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий (сотрудники, прошедшие инструктирование или обучение, должны быть компетентны в адаптации информации об услугах для инвалидов по слуху, зрению, с ментальными нарушениями);
- содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта (сотрудники организации должны проконсультировать инвалида и при необходимости помочь ему в определении маршрута и в организации его входа или выхода из организации. Эти обязанности могут исполнять сотрудники охраны, которые должны быть проинструктированы).
Установлено, что в здании Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Троицкий детский сад № 9», расположенном по адресу: ул. Молодежная, 23, с. Троицкое, Ижморский район, Кемеровская область, указанные требования к созданию условий доступности для инвалидов образовательных услуг не исполнены, а именно входные группы не оборудованы тактильными направляющими для лиц с нарушениями зрения, информационным табло для лиц с нарушениями слуха, на территории здания отсутствуют специальные направляющие, знаки, указатели для самостоятельного передвижения незрячих или специальные сопровождающие, сотрудники, прошедшие инструктирование или обучение, которые должны быть компетентны в адаптации информации об услугах для инвалидов по слуху, зрению, с ментальными нарушениями.
Отсутствие условий для беспрепятственного доступа и перемещения детей-инвалидов в здание образовательных учреждений района, а также необходимой информации об образовательном учреждении нарушает права детей-инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и иным законодательством.
На основании ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Здание указанного образовательного учреждения является муниципальной собственностью Ижморского муниципального района и находится на балансе в оперативном управлении учреждения.
Просит суд обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Троицкий детский сад № 9», администрацию Ижморского муниципального района устранить нарушения законодательства, а именно в здании, расположенном по адресу: ул. Молодежная, 23, с. Троицкое, Ижморский район, Кемеровская область, обеспечить:
- возможность беспрепятственного входа и выхода из него, самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления образовательной услуги;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения;
- оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
- информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта. В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования, просил обязать ответчиков: 1. обеспечить возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них путем оборудования входных групп здания МКДОУ «Троицкий детский сад № 9» информационным табло для лиц с нарушениями слуха.
2. Оборудовать территорию МКДОУ «Троицкий детский сад № 9» специальными знаками для самостоятельного передвижения незрячих по территории объекта.
3. Обязать МКДОУ «Троицкий детский сад № 9» провести инструктирование с работниками организации для оказание инвалидам помощи и адаптации информации, необходимой для получения в доступной форме о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий для инвалидов по слуху, зрению, с ментальными нарушениями.
4. Обеспечить информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта путем проведения инструктажа с работниками МКДОУ «Троицкий детский сад № 9» по доступным маршрутам общественного транспорта.
Не возражал против установления срока для совершения действий по пунктам 1 и 2 до 01.09.2018 г., по п. 3,4 согласен на установление срока до 01.12.2017 г.
Представитель ответчика МКДОУ «Троицкий детский сад № 9» заведующая Канашевич И.А. будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители ответчиков - администрации Ижморского муниципального района Завизионова Е.Н., МКДОУ «Троицкий детский сад № 9» Потапова Е.В. в судебном заседании уточненные исковые требования признали. Учитывая затратность по указанным мероприятиям, просили установить срок для совершения действий до 01.09.2018г. по пункта 1, 2, и до 01.12.2017 г. по пунктам 3,4.
Суд, заслушав прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Учитывая, что ответчики признали исковые требования в полном объеме, признание данного иска ответчиками не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает необходимым принять признание данного иска ответчиками.
Согласно ч.2 ст. 173 ГПК РФ, сторонам разъясняются последствия признания иска, а именно: при признании иска ответчиком суд принимает решение об удовлетворении требований истца.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке, необходимом для исполнения требования прокурора в данном образовательном учреждении, суд исходит из того, что для исполнения решения суда потребуются денежные средства, прокурором заявлен не один иск с аналогичными требованиями, то есть несколько учреждений нуждаются в исполнении указанных требований, мероприятие является затратным, финансирование происходит за счет финансирования Администрации Ижморского муниципального района, суд считает, что при данных обстоятельствах, возможно исполнить решение суда в сроки указанные сторонами. По мнению суда, указанные сроки являются разумными, обоснованными и достаточными для совершения необходимых действий.
Как следует из материалов дела, прокурор обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Государственная пошлина, согласно ч.2 ст. 61.1 БК РФ, подлежит взысканию в доход местного бюджета.
Согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
При определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета, необходимо учитывать размер государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей.
С учетом того, что по данному делу суд удовлетворил требования к двум ответчикам, один из которых - администрация Ижморского муниципального района, освобожден от уплаты государственной пошлины, а также учитывая, что прокурор при подаче заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым, в соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ взыскать с ответчика МКДОУ «Троицкий детский сад №9» государственную пошлину в сумме 150 рублей в доход местного бюджета, то есть пропорционально от установленного законом размера, поскольку требования предъявлены и удовлетворены как в отношении образовательного учреждения, так и в отношении администрации Ижморского муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
1. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 9» ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░.░░░░░░░░░░, ░.23, ░.░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: 1. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 9» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2018 ░.
2. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 9» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2018 ░.
3. ░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 9» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.12.2017 ░.
4. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 9» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.12.2017 ░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 9», ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 150 (░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░