Дело № 2а-1679/18 03 сентября 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Тонконог Е.Б.,
при секретаре Луговской Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Яковлева С.В. к призывной комиссии МО поселок Стрельна и ФКУ Военный комиссариат Санкт-Петербурга о признании незаконным решения призывной комиссии,
у с т а н о в и л:
Яковлев С.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения призывной комиссии МО поселок Стрельна от 21.06.2018. В обоснование требований указал, что состоял на воинском учете и являлся призывником Военного комиссариата Петродворцового района Санкт- Петербурга. Решением призывной комиссии муниципального образования поселок Стрельна он зачислен в запас по абз.8 п.1 ст. 52 Федерального закона от 28.03. 1998 № 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижении 27 лет. По мнению административного истца, принятое призывной комиссией решение не соответствует требованиям законодательства, нарушает его права и законные интересы. На мероприятия, связанные с призывом он не вызывался, от призыва на военную службу не уклонялся. Просил обязать призывную комиссию устранить нарушение и вынести решение о зачислении его в запас на основании абз.7 п.1 ст.52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3, а также обязать Военный комиссариат выдать ему военный билет.
Яковлев С.В. в судебном заседании свои требования поддержал.
Представители административных ответчиков Аристархова И.В., выступающая по доверенности ФКУ "Военный комиссариат СПб" и Глава МО пос. Стрельна Беленков В.Н. иск не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в которых указали, что истцу неоднократно направлялись повестки для прохождения военной службы, однако он от ее прохождения уклонился.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд находит требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. В силу статьи 25 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 26 указанного закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара.
В соответствии со ст.1 указанного закона воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно положениям ч.1.1 ст. 28 названного закона при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в том числе не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет (п. 1 ст. 52 Федерального закона № 53-Ф3).
В соответствии с п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона № 53-Ф3, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и её членами. Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес (п. 35 указанного Положения).
В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением начальник отдела (муниципального) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел (муниципальный) для получения документов воинского учета (п.36 названного Положения).
Из анализа названных законоположений следует, что при зачислении в запас условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы без законных на то оснований после 01 января 2014 года.
Между тем, таких данных в отношении истца в юридически значимый период времени, то есть с 01 января 2014 года до достижения возраста 27 лет, административными ответчиками суду представлено не было.
Как следует из материалов дела, Яковлев С.В., <данные изъяты>, принят на воинский учет Военным комиссариатом города Санкт-Петербурга по Петродворцовому району. В период с 2007 по 2013 годы ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. С ДД.ММ.ГГГГ он поступил на службу <данные изъяты>. Решением призывной комиссии муниципального образования пос. Стрельна от 21.06.2018 Яковлев С.В. зачислен в запас по п.1 абз.8 ст.52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижении 27 лет (л.д.10 – выписка из протокола).
Пунктом 17 названного выше Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса. Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования – на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18). Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами. Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона № 53-ФЗ.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 26 Федерального закона № 53-Ф3 призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Согласно ч.3 на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата. В соответствии со статьей 31 Федерального закона № 53-Ф3 граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2). В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению № 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу. Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Материалы дела и материалы личного дела Яковлева С.В., представленного ответчиком, не содержат достоверных сведений о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца осуществлялись мероприятия, связанные с его призывом на военную службу; отсутствуют доказательства того, что ему по адресу регистрации его места жительства (пребывания) или месту работы направлялись повестки, а последний уклонялся бы от получения повесток, отказывался от явки в отдел военного комиссариата, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу.
Ответчиком представлены повестки, выписанные на имя Яковлева С.В. о необходимости явиться в отдел военного комиссариата по Петродворцовому району ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, на которых отсутствует подпись Яковлева С.В. и имеется приписка работника Военкомата об отказе от подписи соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Также представлена докладная СПНО Грицая С. о том, что ДД.ММ.ГГГГ Яковлев от подписи в повестке отказался.
Истец в судебном заседании утверждал, что данные повестки ему не вручались и от подписи он не отказывался, также полагал, что эти доказательства сфальсифицированы.
Суд считает, что представленные повестки и докладная не являются достоверным доказательством осведомленности истца о явке в отдел военного комиссариата, т.к. подпись истца в повестке отсутствует, а сделанные кем-то приписки об отказе от подписи вызывают сомнения в том, что такое вручение и отказ имели место. Какие-либо акты с указание конкретных лиц, которые бы присутствовали при вручении повесток и подтвердили бы факт отказа от их получения, ответчиками не представлены.
Также суд критически относится к письмам Военного комиссариата в адрес прокурора Калининского района от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой оповестить Яковлева С.В. о вызове в отдел военкомата для мероприятий по призыву, вручив ему повестку под личную подпись. При этом суд учитывает, что ответчиком не представлено ни одной повестки, врученной истцу указанным способом, а значит, письма сами по себе подтверждением уклонения от призыва не являются.
Не имеется доказательств обращений должностных лиц отдела военного комиссариата или призывной комиссии в порядке, установленном пунктом 2 статьи 31 Федерального закона 28.03.1998 № 53-Ф3, в органы внутренних дел в целях установления местонахождения призывника и обеспечении его прибытия на призывные мероприятия, если такие уклонения имели бы место.
В силу пункта 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
Следовательно, призывная комиссия при принятии оспариваемого решения о зачислении Яковлева С.В. в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, допустила нарушение прав административного истца.
Поскольку Яковлев С.В. по достижении 27 лет подлежал зачислению в запас не по основаниям, указанным в решении призывной комиссии, а по иным основаниям, суд приходит к выводу о необходимости возложения на призывную комиссию обязанности по устранению в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод истца путем обязания принять решение о зачислении его в запас на основании абз.7 п.1 ст.52 № 53-Ф3, установив для этого тридцатидневный срок со дня со дня вступления решения в законную силу.
Вместе с тем требования об обязании Военного комиссариата СПб выдать Яковлеву С.В. военный билет удовлетворению не подлежат, поскольку ранее призывной комиссией не принималось решение, влекущее право на получение военного билета. Только после выполнения решения суда у Военного комиссариата возникнет обязанность по выдаче военного билета. То есть в данной части права истца еще не нарушены и защите не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение призывной комиссии МО пос.Стрельна от 21.06.2018 о зачислении Яковлева С.В. в запас по достижении возраста 27 лет как гражданина, не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований. Обязать призывную комиссию МО пос.Стрельна в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение о зачислении его в запас на основании абз.7 п.1 ст.52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе".
Яковлеву С.В. отказать в удовлетворении требований об обязании ФКУ Военный комиссариат СПб выдать военный билет.
Взыскать с ФКУ Военный комиссариат СПб в пользу Яковлева С.В. расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья (подпись)
Решение принято в окончательной форме 10.09.2018