Решение по делу № 2-1350/2018 от 07.05.2018

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2018 года                      г. Воскресенск Московская область

Воскресенский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Соболевой Г.В.,

при секретаре судебного заседания Сивакове А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глазкова Павла Викторовича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ № 22 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, о признании права на досрочную пенсию и об обязании назначить пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Глазков П.В. обратился в суд с иском к ГУ – УПФ РФ № 22 по г. Москве и Московской области и просит, с учётом уточнения, признать недействительным решение от <дата> об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 32 ч. 1 п. 6 ФЗ «О страховых пенсиях», обязать включить в льготный пенсионный стаж периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, а также период прохождения воинской службы в Советской Армии с <дата> по <дата>; назначить пенсию по старости с <дата>.

В обоснование заявленных требований истец указал, что <дата> он обратился к ответчику, представив все необходимые документы. Решением ГУ – УПФ РФ № 22 по г. Москве и Московской области от <дата> в установлении досрочной пенсии истцу было отказано. Периоды работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, а также период военной службы с <дата> по <дата> в специальный стаж не засчитаны.

Не согласившись с данным решением, Глазков П.В. обратился в суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Военный комиссариат Воскресенского района Московской области.

Истец Глазков П.В. и его представитель адвокат Беляев В.Ю. в судебное заседание явились, настаивали на удовлетворении уточненных исковых требований по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ № 22 по г. Москве и Московской области Ветхова Т.Н. в судебное заседание явилась, требования истца не признала по основаниям, указанным в отказе.

Представитель третьего лица Военного комиссариата Воскресенского района Московской области Тихонова Н.З. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку истец не является военным пенсионером, а его требования подлежали бы рассмотрению только в этом случае.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, дав оценку собранным и установленным в судебном заседании доказательствам в их совокупности, находит уточнённые исковые требования Глазкова П.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях.

В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.

На основании п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным Законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (аналогичная норма была предусмотрена подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (часть 2 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Согласно ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Как установлено в судебном заседании, <дата> Глазков П.В. <дата> года рождения, обратился в ГУ – УПФ по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 32 ч. 1 п. 6 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от <дата>.

Решением УПФР № 22 по г. Москве и Московской области от <дата> /копия на л.д. 9-10/ Глазкову П.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости, ввиду необходимого специального стажа в соответствии со ст. 32 ч. 1 п. 6 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года для мужчин в возрасте 57 лет – 9 лет. Из данного решения следует, что льготный стаж истца составляет 11 месяцев 6 дней, то есть с <дата> по <дата> в должности инженера по снабжению в Тындинской узловой специализированной дистанции тепловых сетей Байкало-Амурской железной дороги.

Период работы с <дата> по <дата> в должности инженера-проектировщика в экспериментально-конструкторском отделе в институте «Гипрожелдорстрой» и период работы с <дата> по <дата> в должности ведущего инженера-проектировщика в архитектурно-строительном отделе ИЧП «Современник» не засчитаны в специальный стаж, так как отсутствуют сведения о территориальном расположении вышеуказанных организаций в районах Крайнего Севера или местности, приравненных к районам Крайнего Севера.

С решением ответчика в указанной части суд согласиться не может.

Как следует из справки от <дата> Тындинского акционерного общества открытого типа «Гипрожелдорстрой» /копия на л.д. 31/ место дислокации организации: <адрес>, местность, приравненная к районам Крайнего Севера. Согласно справке от <дата>, выданной ГУ – УПФ РФ в <адрес> /копия на л.д. 28/, ИЧП «Современник» зарегистрирован в УПФР <адрес>, уплата страховых взносов произведена с января 1992 года по декабрь 1995 года включительно. Факт работы Глазкова П.В. в указанных организациях подтверждён копией трудовой книжки /копия на л.д. 56-57/, в которых также имеются отметки, что институт «Гипрожелдорстрой» и ИЧП « Современник» располагаются в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Территории, относящиеся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, определяются в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029" (с последующими изменениями и дополнениями). Указанное постановление содержит Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Согласно указанному Перечню г. Тында отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Таким образом, суд считает необходимым обязать ГУ – УПФ РФ № 22 по г. Москве и Московской области включить в льготный пенсионный стаж периоды работы Глазкова П.В. в местностях, приравненный к районам Крайнего Севера: с <дата> по <дата> в должности инженера –проектировщика в экспериментально-конструкторском отделе института «Гипрожелдорстрой», с <дата> по <дата> в должности ведущего инженера-проектировщика в архитектурно-строительном отделе ИЧП «Современник».

Оспариваемым решением период военной службы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с <дата> по <дата> по призыву, с <дата> по <дата> на офицерских должностях не засчитан в специальный стаж в районах Крайнего Севера или местности, приравненных к районам Крайнего Севера, так как порядок исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях урегулирован Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2016 года № 516. Данными Правилами зачёт периодов военной службы и иной приравненной к ней службы, в «северный» стаж работы не предусмотрен.

Оснований для признания недействительным решения ГУ – УПФ РФ № 22 по г. Москве и Московской области в части не включения в стаж Глазкова П.В. указанного периода военной службы суд не усматривает.

04 апреля 1961 года принято Постановление Совета Министров СССР N 286 "Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях" (далее - Постановление Совета Министров СССР от 04 апреля 1961 года N 286), которым было установлено офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, а также лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР, уволенным, начиная с 1960 года, в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их непрерывной службы (но не ранее чем с 1 августа 1945 года) в указанных районах и местностях засчитывается в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", если они поступили на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.

Исходя из того, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года в области пенсионного обеспечения была предусмотрена только такая льгота, как льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору, то, следовательно, той категории лиц, которая предусмотрена Постановлением Совета Министров СССР от 04 апреля 1961 года N 286, время их непрерывной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежало зачету в непрерывный стаж работы, если они поступили на работу в этих районах и местностях по срочному трудовому договору не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.

Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" (далее - Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181) было установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 предусматривало зачет солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях в стаж работы, дающий право рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.

Право на зачет времени действительной срочной военной службы, а также времени службы офицерам Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года предусмотрено не было.

К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона.

Согласно статье 90 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

При этом, указанным Законом включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, равно как и службы в органах государственной безопасности и внутренних дел, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалось.

Как указал Конституционный Суд РФ в своём определении от 24 апреля 2018 года № 946-О, предусмотренное подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (аналогичная норма установлена пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях") правовое регулирование, определяющее условия назначения трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в равной мере распространяется на всех лиц, работавших в указанных районах, и направлено на реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение, а потому само по себе не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права. Решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 28 января 2016 года N 48-О и др.).

Согласно справке Военного комиссариата Московской области по г. Воскресенск и Воскресенскому району от <дата> Глазков П.В. в период с <дата> по <дата> проходил службу в отдалённой местности /<адрес>/ и имеет право на льготы, предусмотренные постановлением Сов.Мина СССР № 561 от 08.07.1974 года /копия на л.д. 11/. Как следует из справки Военного комиссариата г. Воскресенск и Воскресенского района Московской области от <дата> Глазков П.В. в спорный период проходил действительную военную службу на офицерский должностях /копия на л.д. 44/.

Учитывая изложенное, период службы истца не подлежит включению в специальный стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Более того, на спорные периоды службы истца распространяется действие только Постановления Совета Министров СССР от 04 апреля 1961 года N 286, поскольку службу он проходил на офицерских должностях, в то время как Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 распространяется на солдат, матросов, сержантов, старшин и военных строителей.

Поскольку с учетом включенных в льготный стаж истца указанных выше периодов работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, у него не имеется необходимого специального стажа /9 лет/, то исковые требования в части назначения досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 32 ч. 1 п. 6 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требование Глазкова Павла Викторовича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ № 22 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, о признании права на досрочную пенсию и об обязании назначить пенсию - удовлетворить частично.

Признать недействительным решение ГУ – УПФ РФ № 22 по г. Москве и Московской области от <дата> об отказе в назначении Глазкову П.В. страховой пенсии по старости в соответствии со ст.32 ч.1 п.6 ФЗ « О страховых пенсиях» в части не включения в льготный пенсионный стаж периоды работы: с <дата> по <дата> год в должности инженера –проектировщика в экспериментально-конструкторском отделе института «Гипрожелдорстрой», с <дата> по <дата> год в должности ведущего инженера-проектировщика в архитектурно-строительном отделе ИЧП « Современник».

Включить в льготный пенсионный стаж периоды работы Глазкова Павла Викторовича в местностях, приравненный к районам Крайнего Севера: с <дата> по <дата> год в должности инженера –проектировщика в экспериментально-конструкторском отделе института «Гипрожелдорстрой», с <дата> по <дата> год в должности ведущего инженера-проектировщика в архитектурно-строительном отделе ИЧП « Современник».

В удовлетворении исковых требований Глазкова Павла Викторовича об обязании ГУ – УПФ РФ № 22 по г. Москве и Московской области включить в льготный пенсионный стаж период прохождения Глазковым Павлом Викторовичем воинской службы в Советской Армии с <дата> по <дата> в местностях, приравненный к районам Крайнего Севера и назначить пенсию по старости в соответствии со ст.32 ч.1 п.6 ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения за пенсией, а именно с <дата> - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Воскресенский городской суд в течение месяца, а лицами, участвующими в деле, но не присутствовавшими в судебном заседании, - в тот же срок со дня получения копии решения.

Решение изготовлено <дата>.

Судья                                     Г.В. Соболева

2-1350/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Глазков П.В.
Глазков Павел Викторович
Ответчики
ГУ УПФ РФ №22
УПФ РФ
Другие
Беляев В.Ю.
Военный комиссариат Воскресенского района Московской области
Суд
Воскресенский городской суд Московской области
Дело на странице суда
voskresensk.mo.sudrf.ru
07.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2018Передача материалов судье
08.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2018Подготовка дела (собеседование)
23.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2018Судебное заседание
12.07.2018Судебное заседание
30.07.2018Судебное заседание
07.08.2018Судебное заседание
15.08.2018Судебное заседание
24.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2020Передача материалов судье
18.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2020Подготовка дела (собеседование)
18.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2020Дело оформлено
18.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее