Решение по делу № 33-1498/2020 от 25.05.2020

Судья Андреева М.Б. Дело № 33-1498/2020

37RS0010-01-2020-000467-23

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 июня 2020 года г. Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Горшковой Е.А., судей Дорофеевой М.М., Чайки М.В., при помощнике судьи Бондаренко Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дорофеевой М.М. апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Ивановской области на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 26 марта 2020 года по делу №2-601/20 по иску заместителя прокурора Ивановской области действующего в интересах Смолина Дмитрия Андреевича к Департаменту здравоохранения Ивановской области об обязании организовать обеспечение бесплатными лекарственными препаратами,

У С Т А Н О В И Л А:

заместитель прокурора Ивановской области, действуя в интересах Смолина Д.А., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Ивановской области, в котором просил обязать ответчика организовать обеспечение истца бесплатным лекарственным средством Вимизайм (МНН – элосульфаза альфа) необходимым для проведения ферментозаместительной терапии в количестве 2 мг/кг 1 раз в неделю в/в пожизненно, решение суда обратить к немедленному исполнению.

Требования мотивированы тем, что Смолин Д.А. является инвалидом 2 группы, состоит на диспансерном учете с диагнозом: <данные изъяты>. Заключением Консилиума клиники ревматологии, нефрологии и профпатологии им. Е.М. Тареева Университетской клинической больницы № 3 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет) от 02.09.2019 Смолину Д.А., учитывая прогрессирующее течение заболевания по жизненным показаниям рекомендовано начать <данные изъяты> внутривенно пожизненно. Необходимость применения Смолину Д.А. применения ферментозаместительную терапию элосульфазой-альфа 2 мг/кг 1 раз в неделю внутривенно капельно, пожизненно подтверждена заключениями главных внештатных специалистов Департамента здравоохранения Ивановской области по медицинской генетике от 12.09.2019 и аллерголога-иммунолога от 19.10.2019, а также врачебной комиссией ОБУЗ «Шуйская ЦРБ» поликлиника № 2 от 26.09.2019. Решением комиссии Департамента Здравоохранения Ивановской области от 30.10.2019 Смолину Д.А. отказано в обеспечении лекарственным препаратом по мотиву того, что лекарственный препарат отсутствует в реестре лекарственных средств Российской Федерации и в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации. Заместитель прокурора Ивановской области считает, что данный отказ противоречит действующему законодательству, в связи с чем, обратился с настоящим иском в суд.

Решением Ленинского районного суда г. Иваново от 26 марта 2020 года исковые требования заместителя прокурора Ивановской области в интересах Смолина Д.А. удовлетворены частично. Решением суда постановлено: возложить на Департамент здравоохранения Ивановской области обязанность организовать обеспечение Смолина Д.А., 16.07.2001 года рождения, лекарственным препаратом Вимизайм (МНН – элосульфаза альфа) по жизненным показаниям в количестве, необходимом для реализации медицинских назначений, до минования надобности, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, ответчик Департамент здравоохранения Ивановской области подал на него апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, нарушение судом норм материального и процессуального права, оспаривая выводы суда, просит решение отменить и отказать в удовлетворении исковых требований.

Истец Смолин Д.А., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на ведение в суде дела через представителей Куляева К.С. и Смолина А.В., в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Смолина Д.А.

В заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент финансов Ивановской области и ОБУЗ «Шуйская ЦРБ» поликлиника №2, не явились, о дате слушания дела извещены надлежащим образом, в порядке гл. 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Департамента здравоохранения Ивановской области по доверенности Паршину А.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца – заместителя прокурора Ивановской области – Ткаченко В.Г., представителей истца Смолина Д.А. – Куляева К.С. и Смолина А.В., действующих по доверенностям, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

- неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

- недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

- несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

- нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Смолину Д.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлен диагноз: <данные изъяты>, в связи с чем, Смолину Д.А. установлена вторая группа инвалидности с детства, бессрочно, что подтверждается справкой Бюро № 13 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ивановской области» Минтруда России от 17.07.2019 серии МСЭ-2017 .

После хирургического лечения, специалистом Центрального института травматологии и ортопедии им. ФИО14 ФИО2 рекомендована ферментозаместительная терапия, что подтверждается справкой от 17.04.2019.

Согласно заключению консилиума врачей клиники ревматологии, нефрологии и профпатологии им. Е.М. Тареева Университетской клинической больницы № 3 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет) от 02.09.2019 Смолину Д.А., учитывая прогрессирующее течение заболевания, по жизненным показаниям рекомендовано начать ферментозаместительную терапию <данные изъяты> 1 раз в неделю внутривенно пожизненно. Данная терапия является единственным эффективным патогенетическим методом лечения больных с данной патологией. Для предупреждения прогрессирования заболевания и развития жизнеугрожающих состояний необходимо соблюдать непрерывность курса лечения. Прерывание ферметозаменительной терапии может привести к быстрому прогрессированию заболевания, в том числе, к полной утрате способности к самообслуживанию, развитию поражения сердечно-сосудистой и дыхательной систем в короткие сроки.

Для назначения указанного препарата истец обратился в ОБУЗ «Шуйская ЦРБ» поликлиника №2 для проведения врачебной комиссии.

Врачебная комиссия поликлиники № 2 ОБУЗ «Шуйская ЦРБ», изучив медицинскую документацию истца, с учетом результатов обследования, тяжести и характера заболевания, приняла решение о признании по жизненным показаниям необходимости применения лекарственного препарата <данные изъяты> 1 раз в неделю пожизненно.

Необходимость применения Смолину Д.А. ферментозаместительной терапии подтверждена и заключениями главного внештатного специалиста по медицинской генетике Департамента здравоохранения Ивановской области от 12.09.2019 и главного внештатного специалиста аллерголога-иммунолога Департамента здравоохранения Ивановской области ФИО15 от 19.10.2019.

Также судом в судебном заседании был допрошен в качестве специалиста заместитель главного врача ОБУЗ «Шуйская ЦРБ» ФИО16, который пояснил, что ФИО2 страдает редким заболеванием, нуждается в ферментозаместительной терапии элосульфазой-альфа 2мг/кг 1 раз в неделю в/в, назначенной врачебной комиссией, поскольку, ранее указанный препарат ФИО2 не вводился, то полагает, что его введение должно осуществляться на базе специализированного учреждения под наблюдением врачей, несмотря на то, что в инструкции допускается введение данного препарата и в амбулаторных условиях, назначенная доза лекарственного препарата в последствии возможно потребует корректировки.

Решением комиссии Департамента здравоохранения Ивановской области 30.10.2019 было отказано в лечении пациента Смолина Д.А. указанным препаратом, в связи с отсутствием препарата в соответствующих перечнях.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, ч. 1 статьи 39, статьей 41 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 4, 10, 11, 19, 37, п. 10 ч. 1 ст. 16, п. 2 ч. 1 ст. 16, п. 3 ст. 80, ч. 9 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ст.ст. 6.1, 6.2, ст. 48 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2017 г. N 1492 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», постановлением Правительства Ивановской области от 28.12.2012 N 578-п «Об утверждении Положения о департаменте здравоохранения Ивановской области», установив, что на момент обращения в суд, истец не был обеспечен лекарственным препаратом, назначенным ему по жизненным показаниям, принимая во внимание, что ответчик надлежащим образом не организовал обеспечение Смолина Д.А., страдающего редким заболеванием, необходимым лекарственным препаратом, рекомендованным ему по жизненным показаниям решением врачебной комиссии, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части, поскольку необеспечение истца назначенным ему лекарственным препаратом ведет к нарушению его конституционных прав на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания его жизни и здоровья.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данным выводам, подробно изложены в мотивировочной части решения, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Пунктом 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 г. N 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Статьей 19 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», которым определены группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с названным постановлением, инвалиды второй группы обеспечиваются всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации, калоприемниками, мочеприемниками и перевязочными материалы (по медицинским показаниям) бесплатно.

Ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

В соответствии с постановлением правительства Ивановской области от 28.12.2012 N 578-п «Об утверждении Положения о департаменте здравоохранения Ивановской области» Департамент здравоохранения Ивановской области является (далее - Департамент) является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию по вопросам охраны здоровья граждан, а также функциональное регулирование в сфере охраны здоровья граждан на территории Ивановской области

Согласно п. 2.9 названного Положения, департамент здравоохранения Ивановской области в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» осуществляет, в том числе, полномочия по осуществлению закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, а также организацию обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

В силу п. 2.30 Положения, департамент здравоохранения Ивановской области осуществляет в случаях и порядке, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетных полномочия главного администратора доходов областного бюджета, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент полномочий.

Принимая во внимание, что ответчик надлежащим образом не организовал обеспечение Смолина Д.А., страдающего редким заболеванием, необходимым лекарственным препаратом, рекомендованным ему по жизненным показаниям решением врачебной комиссии, не представил доказательств, опровергающих нуждаемость Смолина Д.А. в указанном препарате, вывод суда первой инстанции о необходимости возложения на Департамент здравоохранения Ивановской области обязанности организовать обеспечение Смолина Дмитрия Андреевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом <данные изъяты> по жизненным показаниям в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями судебная коллегия находит верным, соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Смолина Д.А. рецепта на лекарственный препарат не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку препарат был назначен Смолину Д.А. по жизненным показаниям решением Врачебной комиссии поликлиники № 2 ОБУЗ «Шуйская ЦРБ», с учетом результатов обследования, тяжести и характера заболевания, то есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата. Нуждаемость истца в применении показанного ему лекарственного препарата по жизненным показаниям не опровергалась участниками процесса. Отсутствие рецепта врача не может умалять право Смолина Д.А., являющегося инвалидом с детства второй группы и страдающего заболеванием, на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему по жизненным показаниям.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящее время стандарты медицинской помощи по профилю заболевания Смолина Д.А. не разработаны, также не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку Стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Вместе с тем, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в соответствующий Стандарт.

Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не содержат каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности принятого судом решения, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Несогласие с оценкой суда фактических обстоятельств и представленных доказательств не может повлечь отмены судебного решения.

Выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам по делу, подтверждающимся имеющимися в материалах дела доказательствами, оцененными судом в достаточной степени, и согласуются с вышеприведенными нормами материального права.

При вынесении решения судом не было допущено нарушений или неправильное применение норм материального и процессуального права.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Иваново от 26 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Ивановской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1498/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Гурьева Е.А.
Смолин Дмитрий Андреевич
Заместитель прокурора Ивановской области
Ответчики
Департамент здравоохранения Ивановской области
Другие
Департамент финансов Ивановской области
ОБУЗ Шуйская ЦРБ поликлиника №2
Куляев Е.С.
Паршина А.А.
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Дорофеева Мария Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.iwn.sudrf.ru
25.05.2020Передача дела судье
23.06.2020Судебное заседание
10.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2020Передано в экспедицию
23.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее