Дело№ 88А-20561/2020
Р’РўРћР РћР™ РљРђРЎРЎРђР¦РОННЫЙ РЎРЈР” ОБЩЕЙ ЮРРРЎР”РРљР¦РР
РљРђРЎРЎРђР¦РРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
город Москва 14 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П.,
судей Анатийчук Рћ.Рњ., Войты Р.Р’.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ помещении СЃСѓРґР° кассационную жалобу представителя административного истца Абрамовой РСЂРёРЅС‹ Александровны РїРѕ доверенности Крамар Татьяны Викторовны РЅР° решение Угличского районного СЃСѓРґР° Ярославской области РѕС‚ 2 марта
2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 30 июня
2020 РіРѕРґР°, вынесенные РїРѕ административному делу РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Абрамовой РСЂРёРЅС‹ Александровны Рє Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Углич Рѕ признании незаконным отказа РІ перераспределение земельного участка (присвоенный СЃСѓРґРѕРј первой инстанции номер дела: в„– 2Р° - 208/2020).
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П.,
установила:
Административный истец Абрамова Р.Рђ. является собственником земельного участка РёР· земель населенных пунктов СЃ разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства СЃ кадастровым номером в„– общей площадью 1167 РєРІ.Рј, Рё расположенного РЅР° нем жилого РґРѕРјР° СЃ кадастровым номером в„– (инвентарный номер в„–) общей площадью 50,9 РєРІ.Рј, находящихся РїРѕ адресу: <адрес>.
29 июля 2019 РіРѕРґР° Абрамова Р.Рђ. обратилась РІ администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Углич СЃ заявлением Рѕ перераспределении границ принадлежащего ей земельного участка СЃ землями, государственная собственность РЅР° которые РЅРµ разграничена. Решением РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ инвестиционной политике Рё земельным отношениям администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Углич РІ удовлетворении заявления было отказано РїРѕ причине того, что РЅРµ будет обеспечен доступ Рє земельному участку СЃ кадастровым номером в„–.
Абрамова Р.Рђ. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Углич Рѕ признании незаконным решения РѕР± отказе РІ перераспределении земельного участка Рё обязании заключить соглашение Рѕ перераспределение земель.
Рсковые требования мотивированы тем, что статья 11.9 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРµ содержит таких ограничений перераспределения земельных участков, как отсутствие доступа Рє смежному земельному участку. Более того, администрация РЅРµ учла, что участок СЃ кадастровым номером в„– площадью 443 РєРІ.Рј, расположен РїРѕ адресу: <адрес>, имеет статус ранее учтенного, граничит СЃ участком СЃ кадастровым номером в„– площадью 800 РєРІ.Рј. РїРѕ адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> границах которого находится незавершенный строительством жилой РґРѕРј СЃ кадастровым номером в„–. РћР±Р° участка принадлежат РѕРґРЅРѕРјСѓ собственнику. РЎ учетом РѕРґРЅРѕРіРѕ адреса Сѓ РѕР±РѕРёС… участков доступ Рє РЅРёРј должен осуществляться именно СЃ <адрес>, Р° РЅРµ СЃ <адрес> перераспределение исключило Р±С‹ чересполосицу.
В ходе рассмотрения дела административным истцом заявлено об отказе в части требований о возложении обязанности на Администрацию городского поселения Углич заключить с ней соглашение о перераспределении земель. Данный отказ принят судом, о чем вынесено соответствующее определение.
Решением Угличского районного суда Ярославской области от 2 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 30 июня 2020 года, в удовлетворении указанных выше административных исковых требований отказано.
РќР° данные судебные акты СЃСѓРґРѕРІ первой Рё апелляционной инстанций представителем административного истца Абрамовой Р.Рђ. РїРѕ доверенности Крамар Рў.Р’. подана кассационная жалоба, РІ которой ставится РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± РёС… отмене СЃ принятием РЅРѕРІРѕРіРѕ судебного акта РѕР± удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и несоблюдении процедуры принятия муниципального нормативного правового акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328, пунктом 1 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
В соответствии со статьями 11.2, 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков является способом образования нового земельного участка. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой 5 настоящего Кодекса. В этой главе регламентированы основания и порядок перераспределения.
В соответствии со статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случаях перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Максимальный размер земельных участков в городском поселении Углич для индивидуального жилищного строительства - 2 500 кв.м.
Согласно пункту 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В силу пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, то есть оснований для отказа в перераспределении.
Подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит такое основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, как разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам. Также пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вкрапливанию, вклиниванию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим кодексом, другими федеральными законами.
Под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка (пункт 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации
(пункт 12 статьи 85).
Разрешая административное дело Рё отказывая РІ удовлетворении исковых требований, СЃСѓРґ первой инстанции установил, что Абрамовой Р.Р. РЅР° праве собственности принадлежит земельный участок СЃ кадастровым номером в„– общей площадью 1 167 РєРІ.Рј., расположенный РїРѕ адресу: <адрес>. Указанный земельный участок является единым, его границы РЅРµ изломанные, РѕРЅ РЅРµ имеет полос вперемежку СЃ иными участками.
29 июля 2019 РіРѕРґР° Абрамова Р.Рђ. обратилась РІ Администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Углич СЃ заявлением Рѕ перераспределении земель Рё (или) земельных участков.
Согласно ответу Администрации городского поселения Углич от
15 августа 2019 РіРѕРґР° в„– 3973-55, РІ удовлетворении заявления Абрамовой Р.Рђ. отказано, так как РІ случае перераспределения РЅРµ будет обеспечен доступ Рє земельному участку СЃ кадастровым номером в„–.
Согласно приложенной к заявлению схеме, испрашиваемый земельный участок граничит по длине с земельным участком с кадастровым номером
в„–, принадлежащим Абрамовой Р.Рђ., Рё СЃ кадастровым номером в„–, принадлежащим Пановой РЎ.Р’., Р° РїРѕ ширине –
с земельным участком с кадастровым номером №, принадлежащим Ниязовой Е.Д.
Рспрашиваемый участок относится Рє землям, государственная собственность РЅР° которые РЅРµ разграничена, Рё которыми РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґР° Углич распоряжается Администрация РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Углич.
Спорный земельный участок площадью 133 кв.м. расположен между жилыми домами № и №, примыкает непосредственно к <адрес>, имеет ширину 5 м. и ведет к земельного участку, принадлежащему Ниязовой Е.Д., расположенному по адресу: <адрес> <адрес> обеспечивая свободный доступ к нему с земель общего пользования.
Кроме того судом установлено, что испрашиваемый участок являлся частью сквозного проезда, ведущего с <адрес>, до <адрес>. Впоследствии, часть проезда вошла в состав земельного участка, предоставленного Бизину В.Д.. Оставшейся частью продолжали пользоваться собственники жилых домов № и № по <адрес> для осуществления прохода к своим домам. Ниязова Е.Д. приобретала земельные участки у Бизина В.Д. не одномоментно, а в разное время - в 2008 и 2009 годы соответственно. На тот момент земельные участки уже были поставлены на кадастровый учет как отдельные объекты недвижимого имущества, Ниязова Е.Д. не производила их раздел, приобретала уже в таком виде. В последующем, она также не принимала решение об их объединении. На момент приобретения земельного участка с кадастровым номером № к нему имелся доступ с <адрес>, который использовался Ниязовой Е.Д., что подтверждено показаниями свидетелей.
РџРѕРјРёРјРѕ этого, сам административный истец РІ лице своего представителя РЅРµ оспаривал то обстоятельство, что заинтересованное лицо РќРёСЏР·РѕРІР° Р•.Р”., РІ случае предоставления Абрамовой Р.Рђ. испрашиваемого земельного участка, РІ состав которого войдет спорный земельный участок площадь 133 РєРІ.Рј. РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ перераспределения земель, сможет реализовывать правомочия собственника РїРѕ использованию своего земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, РїСЂРё отсутствии СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ доступа Рє нему СЃ земель общего пользования СЃРѕ стороны <адрес>, только лишь путем доступа через РґСЂСѓРіРѕР№ СЃРІРѕР№ земельный участок СЃ кадастровым номером в„–.
Установив приведенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что то обстоятельство, что спорный земельный участок не отнесен официально к элементам улично-дорожной сети города Углича, не свидетельствует о том, что он не относится к землям общего пользования и ограничение прав Ниязовой Е.Д. при наличии возможности обеспечения свободного доступа к её земельному участку с земель общего пользования, недопустимо, поскольку отсутствие доступа к ее участку с земель общего пользования сделает невозможным его целевое использование и приведет к возникновению обременения другого земельного участка заинтересованного лица.
С данными выводами правомерно согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно не приняв доводы апелляционной жалобы, и не установив оснований к отмене решения суда первой инстанции, оставил апелляционную жалобу административного истца без удовлетворения.
Учитывая вышеприведенные положения закона, а также то, что перераспределение земельного участка по предложенному административному истцом варианту приведет к нарушению прав Ниязовой Е.Д. на свободный доступ к принадлежащему ей земельному участку, суды обеих инстанций обоснованно пришли к выводу, что у органа местного самоуправления отсутствовали законные основания для удовлетворения требований истца
Вопреки, доводам кассационной жалобы, оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорное правоотношение, принято в пределах полномочий органа местного самоуправления и без нарушения прав и законных интересов административного истца.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми. Вопреки доводам жалобы судебные акты по своему содержанию соответствуют положениям ст. ст. 180, 279, 311 КАС РФ, в них указаны обстоятельства административного дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; нормативные правовые акты, которыми руководствовались суды при принятии решения; доводы сторон также получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы заявленные требования, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
При таких данных, приведенные выше оспариваемые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Угличского районного суда Ярославской области от 2 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 30 июня
2020 РіРѕРґР° оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Абрамовой РСЂРёРЅС‹ Александровны - Крамар Татьяны Викторовны без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё