Дело № 12-141/18
Р Е Ш Е Н И Е
14 июня 2018 года г. Магнитогорск
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Чухонцевой Е.В.
при секретаре Кириковой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Элемент-Трейд» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Адельгареева Н.З. № 269/103/6 от 27 декабря 2017 года о привлечении ООО «Элемент-Трейд» к административной ответственности по ч.3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
26 декабря 2017 года в отношении ООО «Элемент-Трейд» государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Адельгареевым Н.З., составлен административный протокол по ч.31 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении № № 269/103/6 от 27 декабря 2017 года, вынесенным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Адельгареевым Н.З. юридическое лицо - ООО «Элемент-Трейд» ОГРН 1036605217252 ИНН 6674121179 было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 115 000 рублей (л.д. 37-39).
В жалобе, подданной в районный суд, ООО «Элемент-Трейд» просит постановление должностного лица отменить, направить дело на новое рассмотрение в Государственной инспекции труда в Челябинской области.
В обоснование доводов жалобы указывает, что постановление вынесено с существенным нарушением процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности. Общество не было уведомлено о рассмотрении административного дела. Постановление вынесено без участия заявителя.
Акт проверки 269/103/2, протокол 269/103/2 от 26 декабря 2017 года, а также определение № 269/103/5 от 26 декабря 2017 года о рассмотрении материалов административного дела 27 декабря 2017 года в 11 час. 00 мин. получены Чаплановой А.А. При этом, по доверенности № 666-17 от 25 октября 2017 года, выданной Чаплановой А.А., она имеет только общие
полномочия на представление интересов Общества, без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, что само по себе доказательством надлежащего извещения не является. Иных извещений заявителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении материалы дела не содержат. Следовательно, Общество было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника. Допущенное Инспекцией процессуальное нарушение носит существенный характер, так как не позволило полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, возможность устранения указанных недостатков отсутствует. Протокол 269/103/4 от 26 декабря 2017 года имеет существенные недостатки. В нарушение ст. 26.3 КоАП РФ от юридического лица не получены объяснения, а также в протоколе отсутствуют данные, прямо указанные в ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ. Указывает, что также имеются материальные нарушения. Контроль за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины, норм охраны труда, техники безопасности, обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах, проведения вводных и иных видов инструктажей, ведение журналов инструктажей возложен согласно должностной инструкции на директоров магазина.
Обязанность по обеспечению охраны труда возложена на директоров соответствующими приказами:
- магазин по адресу: <адрес обезличен> – директор <данные изъяты>. <данные изъяты>
- магазин по адресу: <адрес обезличен> – директор <данные изъяты><данные изъяты>
- магазин по адресу: <адрес обезличен> – директор <данные изъяты> <данные изъяты>
Директоры прошли очередное необходимое обучение по проверке требований и знаний по охране труда, что подтверждается следующим
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о принятии ООО «Элемет- Трейд» всех мер по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в Федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (л.д.2-5).
Защитник ООО «Элемет-Трейд» – Маркоч М.Д., действующая на основании доверенности от 04.08.2017 года, в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме, настаивала на ее удовлетворении.
Представитель Государственной инспекции труда в Челябинской области Адельгареев Н.З., действующий на основании доверенности от 27 марта 2018 года в судебном заседании просил постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч.1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Как следует из ст. 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы законность и обоснованность вынесенного постановления проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, рассматривая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ, все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, чч. 1 и 3 ст. 28.6 названного Кодекса.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело
об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ.
Из вышеприведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
В связи с этим уполномоченное должностное лицо обязано принять меры к извещению данного лица о месте и времени составления протокола. Соответственно, в материалах дела, переданных на рассмотрение должностному лицу или судьи, должны содержаться доказательства, документально подтверждающие факт извещения лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени составления протокола.
Протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не
извещенного о месте и времени его составления, не имеет юридической силы и не может быть взят за основу судебного постановления.
Из материалов дела следует, что распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда, заместителем главного государственного инспектора труда в <адрес обезличен> от 22 ноября 2017 года № 269/112/1 назначено проведение плановой выездной проверки ООО «Элемент –Трейд» в том числе по месту нахождения <адрес обезличен> <адрес обезличен> <адрес обезличен>. Срок проведения проверки определен не более 20 рабочих дней. К проведению проверки необходимо приступить с <дата обезличена>, проверку окончить не позднее 26 декабря 2017 года. Задачами настоящей проверки являлись - обеспечение соблюдения работодателем трудового законодательства РФ и иных нормативно- правовых актов, содержащих нормы трудового права. Адельгареев Н.З. был включен в число уполномоченных на проведение данной проверки (л.д. 44-49).
По результатам проверки по адресам - Магнитогорск <адрес обезличен> <адрес обезличен>, лицами, проводившими проверки составлен акт проверки №269/103/2 от 26 декабря 2017 года. В котором отражено, что в ходе проведенной проверке установлены нарушения норм трудового законодательства, в связи с чем, Обществу выданы Предписания от 26 декабря 2017 года №№ 269/103/3, 269/178/1, 269/178/2 (л.д. 50-54).
По результатам проведенной проверки 26 декабря 2017 года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Адельгареевым Н.З. составлен протокол об административном правонарушении №269/103/4 в отношении ООО «Элемент–Трейд», в котором указано, что в нарушение ч. 1 ст. 225 Трудового кодекса РФ, пунктов 2.2.1, 2.2.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 (далее Порядка), п. 11 Стандарта Организации ООО «Элемент-Трейд»: «Организация проведения инструктажа, обучения и проверки знаний по охране труда работников организации» №14 от 18 февраля 2014 года работодателем не организовано обучение по охране труда работникам рабочих специальностей ООО «Элемент-Трейд» (<адрес обезличен>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Как следует из протокола об административном правонарушении № 269/103/4 от 26 декабря 2017 года он был составлен в присутствии представителя ООО «Элемент-Трейд» Чаплановой А.А., действующей по доверенности № 666-17 от 25.10.2017 года (л.д.7, 39-41).
26 декабря 2017 года Чаплановой А.А. также было вручено определение № 269/103/5 от 26 декабря 2017 года о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Элемент-Трейд» по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (л.д.42).
27 декабря 2017 года в присутствии Чаплановой А.А., действующей по доверенности № 666-17 от 25.10.2017 года (л.д.7), вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ООО «Элемент-Трейд» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 115 000 рублей (л.д. 38-41).
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если
имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с положениями ст.25.4 КоАП РФ, защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители (часть 1). Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2). Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 3).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым, а потому представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, таковым не является, в связи с чем его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
В соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, полномочия которого удостоверяются доверенностью.
В силу п. 2 и п. 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации. Адрес юридического лица в пределах его места нахождения указывается в едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц ООО «Элемент-Трейд» зарегистрировано по юридическому адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 4 (л.д. 18-21).
Управляющей организацией ООО «Элемент-Трейд» является ООО Управляющая компания «РМ-Консалт», законный представитель ООО «Элемент-Трейд» - Шуров Ю.Н. Из представленной материалы дела доверенности № 666-17 от 25.10.2017 года, следует, что Чаплановой А.А. предоставлено право представления интересов Общества в Государственной инспекции труда по Челябинской области, с правом заверять копии и подписывать следующие документы от имени доверителя:
- письма, заявления, ходатайства, жалобы, запросы, ответа, адресованные юридическим лицам, всех организационно- правовых форм, государственным и муниципальным органам, должностным лицам;
- положения, стандарты, приказы, распоряжения, протоколы проверки знаний, удостоверения о проверки знаний в сфере охраны труда и электробезопасности, характеристики условий труда работников, материалы расследования несчастных случаев на производстве и прочие локальные нормативные акты по охране труда и ТБ;
- входит в состав комиссии по расследованию несчастных случае на производстве;
- получать и знакомится с документацией, давать пояснения, совершать иные формальные действия для надлежащей защиты Доверителей при исполнении настоящего поручения (л.д. 7).
При этом, из содержания доверенности не усматривается, что Чапланова А.А. была наделена полномочиями представлять интересы ООО «Элемент-Трейд» в ходе производства по административным делам.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о направлении извещения о месте и времени рассмотрения дела по месту нахождения ООО «Элемент-Трейд» в соответствии с требованием ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 4.
Таким образом, протокол об административном правонарушении, постановление о привлечении ООО «Элемент-Трейд» к административной ответственности предусмотренной ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, составлены в отсутствие законного представителя или защитника юридического лица с нарушением требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что повлекло нарушение права ООО «Элемент-Трейд» на защиту.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными и повлияли на законность принятого по делу постановления.
Указанное нарушение является самостоятельным основанием к отмене оспариваемого постановления, поскольку свидетельствует о нарушении права ООО «Элемент-Трейд» на защиту.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о нарушении административным органом процедуры привлечения к административной
ответственности и существенных нарушениях процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, что влечет отмену вынесенного постановления.
Поскольку предусмотренный ч.3 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в административный орган. В связи с отменой постановления должностного лица по указанным основаниям суд не входит в обсуждение доводов жалобы ООО «Элемент-Трейд», так как они могут быть рассмотрены при новом рассмотрении дела.
В силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отменить постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Адельгареева Н.З.
№ 269/103/6 от 27 декабря 2017 года о привлечении ООО «Элемент-Трейд» к административной ответственности по ч.3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и возвратить дело на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Челябинской области.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня вручения его копии, путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий: