Судья: Красиева С.А. Дело №33-1715/2022(№2-1548/2021)
Докладчик: Слепцова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 15 февраля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Емельянова А.Ф.
судей Слепцовой Е.В., Ворожцовой Л.К.
при секретаре Бурдуковой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Слепцовой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Гладковой З.В.
на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 09 ноября 2021 года по иску Гладковой Зои Владимировны к Администрации г.Юрга о предоставлении жилого помещения вне очереди инвалиду-колясочнику,
УСТАНОВИЛА:
Гладкова З.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г.Юрги о предоставлении жилого помещения вне очереди инвалиду-колясочнику.
Требования мотивирует тем, что она является инвалидом-колясочником <данные изъяты> группы, состоит на очереди как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в Администрации г.Юрга с 29.07.2013, на 30.03.2021, номер ее очереди №. Она <данные изъяты> Жилое помещение, в котором она проживает, непригодно для проживания инвалида-колясочника, так как <данные изъяты>, то есть жилое помещение не соответствует Постановлению № 649 от 09.07.2016"О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов". Поскольку ее жилое помещение не отвечает установленным для жилого помещения требованиям (п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ), полагает, что имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди на основании п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ. Администрацией г.Юрги была создана комиссия по обследованию ее жилья. В акте указано, что «расширение дверных проемов с понижением порога выхода на балкон технически невозможно», что говорит о невозможности приспособления жилого помещения к потребностям инвалида. Санузел в ее квартире меньше нормативного размера 2,2х2,2 (фактически <данные изъяты>).
Просит суд обязать Администрацию г.Юрги Кемеровской области выделить ей как инвалиду-колясочнику <данные изъяты> группы вне очереди жилое помещение с учетом постановления Правительства РФ №649 от 09.07.2016 и дополнительной жилой площадью на основании приказа Минздрава РФ.
Истец Гладкова З.В. в суде требования исковые поддержала.
В суде представитель ответчика Администрации г.Юрги Солдатова Т.И., действующая на основании доверенности, против иска возражала.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований Министерства строительства Кузбасса в суд не явился.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 09 ноября 2021 года постановлено: в удовлетворении исковых требований Гладковой ЗВ к Администрации г.Юрга о предоставлении жилого помещения вне очереди инвалиду-колясочнику - отказать.
В апелляционной жалобе Гладкова З.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, указывая на то, что комиссия, созданная на основании постановления № 649 от 09.07.2016 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества с учетом потребностей инвалидов и обеспечение условий их доступности», составила неверный акт. Суд не дал этому факту надлежащей оценки. Суд ссылается на то, что истец не признана малоимущей, однако документы подтверждающие этот вывод суда в материалах дела отсутствуют. Судом не верно был истолкован п. 37 постановления № 649 от 09.07.2016.
Относительно апелляционной жалобы представителем администрации г. Юрги Солдатовой Т.И. принесены возражения.
В суд апелляционной инстанции явилась представитель ответчика администрации г. Юрги Солдатовой Т.И., действующая на основании доверенности.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились. Сведений о причинах неявки в судебное заседание не представили.
В соответствии со ст. 167 ч.3, ст. 327 ч. 1 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327. 1 ч. 1 ГПК РФ, выслушав участника процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и видно из материалов дела, Гладкова З.В. является инвалидом <данные изъяты> группы, инвалидом-колясочником, нуждается в посторонней помощи.
В декабре 2016 года <данные изъяты> (матери истца) предоставлено жилое помещение в специализированном муниципальном жилом доме социального использования (<данные изъяты>) по адресу: <данные изъяты>
Нанимателем указанного жилого помещения являлась <данные изъяты> умершая ДД.ММ.ГГГГ, 06.09.2017 договор найма указанного жилого помещения заключен с Гладковой З.В.
На момент заселения в <данные изъяты> Гладкова З.В. являлась инвалидом <данные изъяты> группы, была способна к самообслуживанию.
В соответствии с распоряжением начальника Управления социальной защиты населения Администрации г. Юрги от 15.07.2013 № Гладкова З.В., принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Кемеровской области от 17.11.2006 №129-ОЗ, в установленном законом порядке малоимущей не признана.
Постановлением Администрации города Юрги от 29.07.2013 №1207 «О принятии на учет граждан для получения жилых помещений, снятии с учета» Гладкова З.В. была поставлена на учет для получения жилого помещения по договору социального найма, в связи с наличием категории «инвалид» в соответствии с Законом Кемеровской области от 17.11.2006 № 129-ОЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений». По состоянию на 25.08.2021 очередь Гладковой З.В. на получение жилого помещения № <данные изъяты>.
Из распоряжения начальника Управления социальной защиты населения г. Юрги от 15.07.2013 № следует, что Гладкова З.В. в соответствии с Законом Кемеровской области от 10.06.2005 N 65-ОЗ "О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими" не признана малоимущей.
Актом б/н от 19.03.2021 обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида установлено, что в целях приведения жилого помещения в соответствие с требованиями реабилитационной программы необходимо выполнить следующие работы: расширение дверных проемов с понижением дверных порогов (санузел и кухня); установить выключатели на уровне 0,8 м. от пола; заменить ванную на душевую кабину; установить поручень в санузле; перенести расположение стиральной машины с переподключением к инженерным сетям. Также указано, что расширение дверного проема с понижением порога выхода на балкон технически невозможно, установка пандуса будет выполнена в срок до 31.07.2021.
Для исключения нарушения законных прав и интересов Гладковой З.В., как инвалида-колясочника, Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги в соответствии с муниципальным контрактом № от 31.05.2021 произведены работы по ремонту входной группы с устройством пандуса многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии у истца оснований для предоставления ей по договору социального найма жилого помещения вне очереди, поскольку обеспечение Гладковой З.В. жилым помещением вне очереди подлежит реализации в случае признания ее малоимущей, при этом документов, подтверждающих признание ее малоимущей в жилом помещении, истцом в подтверждение доводов искового заявления суду не представлено. Требований о приведении занимаемого жилого помещения в соответствии с рекомендациями, указанными в акте б/н от 19.03.2021 истцом не заявлено.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
В соответствии со ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст.51 ЖК РФ.
Так, в силу п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Частью 2 ст.52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 1 ч.2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ).
Таким образом, право истца получить жилое помещение в не очереди подлежит реализации в случае признания ее малоимущей.
Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Законом Кемеровской области от 10.06.2005 N 65-ОЗ "О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими" установлен порядок признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 4 указанного закона в целях признания граждан малоимущими, с учетом социально-экономического развития муниципального образования, бюджетных возможностей, состояния жилищного фонда и других факторов, орган местного самоуправления устанавливает пороговые значения дохода и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению. Превышение одного из пороговых значений является основанием для отказа в признании граждан малоимущими.
Из ответа Управления социальной защиты населения Администрации г. Юрги от 10.09.2021 № на заявление Гладковой З.В. следует, что решением Юргинского городского совета народных депутатов от 18.12.2020 № 254 на территории Юргинского городского округа на 2021 год установлены следующие пороговые значения: размер стоимости имущества, равным <данные изъяты> руб. на каждого члена семьи; размер совокупного дохода (пороговое значение)-<данные изъяты> от величины прожиточного минимума семьи. Для Гладковой З.В., пороговое значение стоимости имущества составляет <данные изъяты> руб., пороговое значение дохода - <данные изъяты> где <данные изъяты> руб. Величина прожиточного минимума пенсионеров на 2021 год, установленного постановлением Правительства Кемеровской области- Кузбасса от 29.01.2021 № 41). То есть, если размер стоимости имущества превысит <данные изъяты> руб. или среднемесячный размер дохода превысит <данные изъяты> руб., то она не может быть признана малоимущей.
Таким образом, пороговое значение стоимости имущества на 2021 год составляет <данные изъяты> руб., пороговое значение дохода - <данные изъяты> где <данные изъяты> руб. - величина прожиточного минимума пенсионеров, на 2021 год, установленного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29.01.2021 №41).
Справки, о признании ее органом местного самоуправления малоимущей, истец Гладкова З.В. в материалы дела не представила.
Согласно справке ОПФР по Кемеровской области Кузбассу от 13.10.2021 № Гладкова З.В. является получателем пенсии по старости в соответствии с ст. 8 Федерального закона от 28.12.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» в размере <данные изъяты> руб.; ежемесячной денежной выплаты по категории «инвалиды (<данные изъяты> группа) в соответствии с п.1 ст. 28 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Проверяя возможность признания истца нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в соответствии с ч.2 ст.49 ЖК РФ суд установив указанные обстоятельства, учитывая, что доход истца превышает пороговое значение дохода, установленного решением Юргинского городского совета народных депутатов от 18.12.2020 № 254 на территории Юргинского городского округа на 2021 год пришел к обоснованному выводу о том, что такая возможность в отношении истца отсутствует.
Вопреки доводом апелляционной жалобы отсутствие в материалах дела документа о том, что истец не является малоимущей не влияет на правильность принятого решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности акта обследования жилого помещения инвалида № от 19.03.2021, судом не верно был истолкован п. 37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», отклоняются судебной коллегией, как не влекущие отмену решения суда.
Согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.05.2018 N 18-КГ18-68 проживание инвалида <данные изъяты> группы в жилом помещении, признанном именно для него непригодным для проживания, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и иной оценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, направлены на иное толкование норм материального права, что не может служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 09 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гладковой З.В. – без удовлетворения.
Председательствующий: А.Ф. Емельянов
Судьи: Е.В. Слепцова
Л.К. Ворожцова
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 15.02.2022.