Дело № 2-229/2023
46RS0020-01-2023-000262-28
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е РА Ц И И
г. Рыльск 14 августа 2023 г.
Рыльский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Костина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гладкий Е.Е.,
с участием: представителя ответчика по доверенности – Дедкова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально – технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации к Дедкову Вадиму Игоревичу о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия материально – технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с исковым заявлением к Дедкову Вадиму Игоревичу о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку в размере 130 086 руб. 67 коп. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что согласно приказа министра обороны РФ <данные изъяты> Дедков В.И. поступил в Военную академию материально – технического обеспечения (далее ВА МТО), и с 01.08.2019 был зачислен на 1 курс, назначен на воинскую должность курсанта, а также заключил контракт на время обучения в военно – учебном заведении и на 5 лет военной службы после его окончания. Приказом начальника ВА МТО <данные изъяты> Дедков В.И. был отчислен из академии по недисциплинированности, а с 19.10.2021 исключен из списков личного состава института (Приказ начальника <данные изъяты>). В соответствии с п. 7 ст. 35 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.
Порядок исчисления размера средств, подлежащих возмещению, определяется постановлением правительства РФ № 402 от. 25.06.2007 «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Предусмотренная же этим законом обязанность граждан, отчисленных из образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.
До сведения ответчика информация о размере материальных средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку и его обязанности по их возмещению доводилась неоднократно. При поступлении в ВВУЗ каждому абитуриенту объясняются условия и порядок приема в учебное заведение; условия, при которых производится отчисление из института, в том числе, и сведения об обязанности возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку при отчислении. На основании вышеизложенного, истец считает, что с Дедкова В.И. подлежат взысканию денежные средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в размере 130 086 руб. 67 копеек, включающие в себя содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки (т.е. стоимость износа основных средств); приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований; содержание преподавателей (оклада месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение для военнослужащих, оплата труда для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.
В судебное заседание представитель истца не явился, о слушании дела был извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление, согласно которого дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Ответчик Дедков В.И. в судебное заседание также не явился, о дне, времени и месте слушания дела был извещен своевременно, надлежащим образом.
Представитель ответчика – Дедков В.И. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, просил суд отказать истцу в их удовлетворении по тем основаниям, что истцом не предоставлено доказательств об образовании задолженности, полагал, что представленный расчет взыскиваемой суммы является неверным, не соответствующий фактическим обстоятельствам. Кроме того, считает, что указанные в иске обстоятельства не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, требования истца не законны.
Представитель третьего лица – Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен своевременно, надлежащим образом.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексом.
В силу положений ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1", "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 названного Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 25 июня 2007 г. N 402 утвердило Методику (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2014 г. N 1054).
Методика устанавливает общие подходы к порядку исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации, отчисленных из военных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт о прохождении военной службы, а также граждан Российской Федерации, окончивших военные образовательные организации и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е" и "з" пункта 1 и подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военных образовательных организациях, согласно пункту 2 Методики определяется исходя из расходов, произведенных военной образовательной организацией для выполнения квалификационных требований.
Пункт 3 Методики определяет состав расходов, к которым относятся расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований, на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.
Перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, методики расходов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, а также методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей в соответствии с пунктом 4 Методики определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных военных образовательных организаций.
Период, на который определяются расходы, составляет 1 финансовый год (пункт 5 Методики).
Размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств. Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, по формуле, приведенной в пункте 6 Методики, как сумма, которая включает в себя такие показатели, как стоимость износа основных средств, стоимость расхода материальных запасов, расходы на содержание преподавателей, штатная численность переменного состава военной образовательной организации.
Согласно пункту Методики граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.
Устанавливая обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, когда они по своей вине не завершили обучение, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" определение правил исчисления размера возмещения средств относит к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, который, исходя из объективных критериев (стоимость износа основных средств, стоимость расхода материальных запасов, расходы на содержание преподавателей и штатная численность переменного состава военной образовательной организации), окончательный расчет затраченных на обучение гражданина средств определяет применительно к конкретной военной образовательной организации с учетом полных лет и полных месяцев обучения.
Регулируя отношения, возникающие в сфере образования, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" одним из принципов называет свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания (пункт 7 части 1 статьи 3).
Выбор гражданином Российской Федерации военного образовательного учреждения для получения высшего профессионального образования влечет за собой его добровольное вступление в отношения военной службы и заключение соответствующего контракта.
Согласно положениям пункта 2 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных организациях.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, при заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях (поступающими в них), этим гражданам разъясняются порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, и состав расходов, исходя из которых определяется размер данных средств.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 8 февраля 2011 г. № 129-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гасанова Романа Мамедовича на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 5 статьи 20.1 и пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", пункт 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Предусмотренная же этим пунктом обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение. Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права гражданина.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчик Дедков Вадим Игоревич добровольно поступил в Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия материально – технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации и с 01.08.2019 был зачислен на 1 курс, назначен на воинскую должность курсанта, ему присвоено воинское звание рядовой и личный номер по военной специальности «Применение подразделений механизации восстановления и строительства железных дорог», что подтверждается выпиской из приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу <данные изъяты>.
Приказом начальника Военной академии материально – технического обеспечения <данные изъяты> Дедкову В.И. в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 306-ФЗ от 07.11.2011 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» был установлен оклад по воинской должности в размере 2000 рублей. Указанным приказом было также принято Дедкова В.И. полагать принявшим дела и должность и приступившим к исполнению служебных обязанностей.
Согласно приказу начальника Военной академии материально – технического обеспечения по личному составу <данные изъяты>, в соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации <данные изъяты>, было принято решение полагать Дедкова В.И. заключившим первый контракт о прохождении военной службы на период освоения образовательной программы и на 5 (пять) лет военной службы после обучения высшего образования.
Приказом начальника Военной академии материально – технического обеспечения по личному составу <данные изъяты> рядовой Дедков В.И., курсант 3 курса, был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с отчислением из военной образовательной организации высшего образования (п.п. «ж» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), а с 19.10.2021 Дедков В.И. исключен из списков личного состава института, всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат (Приказ начальника военной академии материально – технического обеспечения (по строевой части) <данные изъяты>).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчик Дедков В.И. обучался в Военной академии в период с 31.07.2019 по 19.10.2021, был отчислен из учебного учреждения по недисциплинированности, в связи с чем, уволен с военной службы и исключен из списков личного состава.
В период обучения с Дедковым В.И. был заключен контракт, одним из условий которого являлось его обязательство возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере 60 040 руб. в год. Учитывая срок обучения Дедкова В.И., размер указанных средств составил 130 086 руб. 67 коп., что подтверждается представленными доказательствами, в том числе, расчетом суммы, затраченной на обучение.
Вышеуказанный расчет произведен истцом на основании Методики, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 402 от 25.06.2007, и у суда сомнений не вызывает, в связи с чем, доводы стороны ответчика о том, что представленный расчет взыскиваемой суммы является неверным, судом отклоняются.
Иного расчета, который бы опровергал правильность произведенного расчета, представленного истцом, суду не представлено.
Доводы стороны ответчика о том, что ответчик Дедков В.И. фактически уволен на основании п.п. «ж» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а истец основывает свои исковые требования на основании п. 7 ст. 35 вышеуказанного закона, суд также признает несостоятельными, т.к. согласно приказа начальника военной академии материально – технического обеспечения по личному составу <данные изъяты> рядовой Дедков В.И., курсант 3 курса, досрочно уволен с военной службы в запас согласно п.п. «ж» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», т.е. в связи с отчислением из военной образовательной организации высшего образования, а основанием для отчисления явился факт недисциплинированности курсанта Дедкова В.И.
Доводы стороны ответчика о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора суд также признает несостоятельными, т.к. в материалах дела содержится требование истца к ответчику о погашении задолженности, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Представленные ответчиком доказательства не подтверждают доводы истца об отсутствии законности и обоснованности заявленных исковых требований.
Иные доводы ответчика, не ставят под сомнение законность и обоснованность заявленных исковых требований, поэтому отклоняются судом.
При указанных обстоятельствах заявленные исковые требования подлежат полному удовлетворению.
На основании положений статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска - в размере 3801 рубль 73 копейки.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 196 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 130 086 (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 67 ░░░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 801 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░ 73 ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 18.08.2023.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: