К делу № 2-5030/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2015 г. г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Исаева С.Н.,
при секретаре судебного заседания Рыбальченко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании соединенное гражданское дело по иску Новиковой Е.Х., действующей в своих интересах и в интересах своей несовершеннолетней дочери М.А., Новикова А.Н. к Правительству РФ, Правительству Ростовской области, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, и ликвидации стихийных бедствий, Администрации г. Таганрога. Министерству Финансов РФ, Департаменту по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий, Министерству труда и социального развития РО, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития РО о признании незаконными и об отмене постановления Администрации города Таганрога № 1108 от 02.04.2015 г. и распоряжения Правительства Ростовской области № 150 от 08.04.2015 г. и обязании приведения их в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 561 от 07.06.1995 г., обязании совершения определенных действий.
и по иску Харланович С.С. к Администрации г. Таганрога о признании членом семьи собственника жилого помещения и об обязании совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
В Таганрогский городской суд с иском обратились Новикова Е.Х., действующая в своих интересах и в интересах своей несовершеннолетней дочери М.А., а также Новиков А.Н. к Правительству РФ, Правительству Ростовской области, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, и ликвидации стихийных бедствий, Администрации г.Таганрога. Министерству Финансов РФ об обязании выдать жилищный сертификат.
В обоснование иска указали, что Новикова Е.Х. является собственником 36/100 долей домовладения, расположенного по адресу: <адрес>
Домовладение,, по адресу: <адрес>, расположено на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 597 кв.м, и Новикова Е.Х.а, является собственником 36/100 долей упомянутого земельного участка.
Кроме того, Новикова Е.Х., зарегистрирована и постоянно проживает в домовладении, по адресу: <адрес>.
Новиков А.В. является мужем Новиковой Е.Х. - собственника домовладения, по адресу: <адрес>, зарегистрирован и постоянно проживает в этом домовладении.
М.А. приходится дочерью Новиковой Е.Х. Также зарегистрирована и постоянно проживает в этом домовладении.
<дата>, вследствие шторма произошло подтопление их домовладения, вода в домовладении достигала высоты 100 см, произошли невосполнимые повреждения конструкции жилого дома, что зафиксировано актами выездных комиссий МЧС и Администрации г.Таганрога, а также произведенной экспертизой <данные изъяты>.
Так согласно заключению в результате визуального осмотра исследуемого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, сопоставления технических, планировочных характеристик исследуемого объекта с требованиями нормативных документов, установлено.
Исследуемый объект не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Несоответствие заключается в существенных ухудшениях эксплуатационных свойств конструкций в целом вследствие деформаций и образования трещин в результате подтопления исследуемого жилого дома. Исследуемый жилой дом находится в зоне, подверженной периодическому подтоплению.
Учитывая характер и степень дефектов и повреждений строительных элементов жилого дома, литера «А», расположенного по адресу: <адрес>, его техническое состояние определяется как: Ветхое - Состояние несущих конструктивных элементов весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь при проведении охранных мероприятий или полной смене конструктивных элементов.
Исследуемый жилой дом, литера «А», располагается в зоне, подверженной периодическому подтоплению.
Учитывая техническое состояние жилого дома, литера «А», расположенного по адресу: <адрес>, несоответствие исследуемого объекта требованиям, предъявляемым к жилому помещению, расположение жилого дома в зоне, подверженной периодическому подтоплению, жилой дом, литера «А», расположенный по адресу: <адрес> следует признать непригодным для проживания.
На основании этих данных состоялось заседание межведомственной комиссии Администрации г. Таганрога, которая по результатам своей работы приняла заключение № 20 от 13.11.2014 г. «О признании помещения непригодным для постоянного проживания», которое утверждено Постановлением Главы Администрации г. Таганрога № 3917 от 5.12.2014 г.
В связи с такими обстоятельствами Постановлением Главы Администрации г. Таганрога № 3917 от 5.12.2014 г. также признана необходимость обеспечить лицам, проживающим в данном домовладении, меры государственной поддержки.
Домовладение по адресу: <адрес>, является единственным жильем, и в связи с такими обстоятельствами, начиная с 24.09.2014 г., истцы вынуждены находиться в полуразрушенном, мокром доме, с плесенью на стенах, а так как они живут в зоне подтопления, дом не высыхает, жилищные условия не отвечают требованиям санитарных норм и правил.
Однако, неоднократные обращения к ответчикам, Администрации г. Таганрога, Правительству Ростовской области, подразделениям Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству финансов Российской Федерации, и Правительству Российской Федерации, результатов не принесли, так как конкретного ответа с указанием срока получения истцами государственных жилищных сертификатов должностные лица упомянутых организаций - не указывают, в противоречии с Постановлением Правительства РФ Ne 561 от 7.06.1995 г. «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», согласно которому, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечивать государственными жилищными сертификатами, в 2-месяный срок, а предоставление жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, в 3-месячный срок со дня получения ими государственного жилищного сертификата, то есть жилые помещения должны были им предоставлены не позднее 25.02.2015 г.
Письменные заявления, направленные в адрес ответчиков остались без ответа, в нашем требовании о выдаче нам письменного ответа о сроках выдачи государственных жилищных сертификатов, на какое количество жилой и общей площади, и на какую сумму будет выдан государственный жилищный сертификат, Администрацией г. Таганрога, Правительством Ростовской области и подразделением Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, отказано в устной форме.
Своими действиями Администрация г. Таганрога, Правительство Ростовской области, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и Правительство Российской Федерации, нарушает законодательство РФ и права истцов собственников жилых помещений, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, что явилось поводом для обращения в суд.
Харланович С.С. обратилась в суд с иском к Администрации г. Таганрога о признании членом семьи собственника жилого помещения и об обязании совершить определенные действия.
В обоснование иска указала, что приходится сестрой Новиковой Е.Х. - собственника домовладения, по адресу: <адрес>, вселена в которое и зарегистрирована, в установленном законом порядке, в качестве члена семьи собственника домовладения.
24.09.2014 г., вследствие шторма произошло подтопление домовладения.
Харланович С.С., согласно выписке из постановления Администрации города Таганрога от 2.04.2015г. № 1108 «Об утверждении списка граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие опасных метеорологических явлений (сильного ветра), а также морских опасных гидрометеорологических явлений (сгонно-нагонных явлений) на территории города Таганрога Ростовской области 24.09.2014 г.», по неизвестной причине не включили в список семьи Новиковой Е.Х., хотя она является членом ее семьи, имеет с семьей Новиковой Е.Х. общий бюджет, поддерживает домовладение и земельный участок в исправном техническом состоянии, оплачивает свою часть коммунальных платежей и налогов, ее статус члена семьи собственника домовладения никогда и никем не оспаривался, иного жилья не имеет.
Считает постановление Администрации города Таганрога от 02.04.2015г. № 1108 «Об утверждении списка граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие опасных метеорологических явлений (сильного ветра), а также морских опасных гидрометеорологических явлений (сгонно-нагонных явлений) на территории города Таганрога Ростовской области 24.09.2014 г.» - незаконным, в части не включения ее в список членов семьи Новиковой Е.Х.
Считает, что своими действиями Администрация г. Таганрога, нарушает законодательство РФ и ее права как члена семьи собственника жилого помещения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, что явилось поводом для обращения, в суд.
В ходе судебного разбирательства истцы неоднократно уточняли исковые требования. В последней редакции требования заявлены следующим образом:
- признать Харланович С.С. членом семьи Новиковой Е.Х. - собственника домовладения, по адресу: <адрес>.
- обязать ответчика Администрацию г. Таганрога в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда изменить постановление Администрации города Таганрога от 2.04.2015г. № 1108 «Об утверждении списка граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие опасных метеорологических явлений (сильного ветра), а также морских опасных гидрометеорологических явлений (сгонно-нагонных явлений) на территории города Таганрога Ростовской области 24.09.2014 г.», и внести в приложение к этому постановлению «СПИСОК граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие опасных метеорологических явлений (сильного ветра), а также морских опасных гидрометеорологических явлений (сгонно- нагонных явлений) на территории города Таганрога Ростовской области 24.09.2014, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов», включив в упомянутый «СПИСОК...» Харланович С.С., (вставить анкетные данные как в списке Администрации)
- обязать ответчика - Министерство финансов Ростовской области в течение 30 дней после вступления в законную силу решения суда предусмотреть выделение из резервного фонда Правительства Ростовской области, в части денежных средств на погашение государственного жилищного сертификата, выданного семье истцов, зарегистрированным и постоянно проживающим в домовладении, по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке общей площадью 597 кв.м.- в отношении Новиковой Е.Х., Новикова А.В., М.А., Харланович С.С., по Постановлению Правительства РФ №561 от 07.06.1995 г. « О государственных жилищных Сертификатах, выданных гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (в редакции Постановлений Правительства РФ от 07.11.2008 г. № 832, от 14.10.2010 г.№835, от 22.11.2011 г. №963, с изменениями внесенными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. №897) на сумму <данные изъяты>, согласно прилагаемого расчета, согласовать указанную сумму с Департаментом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области и передать упомянутую документацию для утверждения в Правительство Ростовской области.
- обязать ответчика - Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда согласовать документацию необходимую для получения семьей истца государственного жилищного сертификата, зарегистрированным и постоянно проживающим в домовладении по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке общей площадью 597 кв.м.- в отношении Новиковой Е.Х., Новикова А.В., М.А., Харланович С.С., по Постановлению Правительства РФ №561 от 07.06.1995 г. « О государственных жилищных Сертификатах, выданных гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями ( в редакции Постановлений Правительства РФ от 07.11.2008 г. № 832, от 14.10.2010 г.№835, от 22.11.2011 г. №963, с изменениями внесенными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. №897) на сумму <данные изъяты>, согласно прилагаемого расчета,
- обязать ответчика - Министерство труда и социального развития Ростовской области в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда согласовать документацию необходимую для получения семьей истца государственного жилищного сертификата зарегистрированным и постоянно проживающим в домовладении по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке общей площадью 597 кв.м.- в отношении Новиковой Е.Х., Новикова А.В., М.А., Харланович С.С., по Постановлению Правительства РФ №561 от 07.06.1995 г. « О государственных жилищных Сертификатах, выданных гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, терророристических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями ( в редакции Постановлений Правительства РФ от 07.11.2008 г. № 832, от 14.10.2010 г.№835, от 22.11.2011 г. №963, с изменениями внесенными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. №897) на сумму <данные изъяты>, согласно прилагаемого расчета,
- обязать ответчика - Правительство Ростовской области в течение 45 дней после вступления в законную силу решения суда утвердить необходимую документацию по выделению из резервного фонда Правительства Ростовской области, в части денежных средств на погашение государственного жилищного сертификата, выданного семье, обеспечить исполнение полученного семьей государственного жилищного сертификата, и осуществить предоставление жилого помещения, зарегистрированным и постоянно проживающим в домовладении, по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке общей площадью 597 кв.м.- в отношении Новиковой Е.Х., Новикова А.В., М.А., Харланович С.С., по Постановлению Правительства РФ №561 от 07.06.1995 г. «О государственных жилищных Сертификатах, выданных гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (в редакции Постановлений Правительства РФ от 07.11.2008 г. № 832, от 14.10.2010 г.№835, от 22.11.2011 г. №963, с изменениями внесенными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. №897) на сумму <данные изъяты>, согласно прилагаемого расчета, передать упомянутую документацию для исполнения в Администрацию г.Таганрога сумму <данные изъяты> для исполнения получения истцами государственного жилищного сертификата.
- обязать ответчика - Администрацию г.Таганрога в течение 60 дней после вступления в законную силу решения суда оформить и выдать государственный жилищный сертификат, зарегистрированным и постоянно проживающим в домовладении по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке общей площадью 597 кв.м.- в отношении Новиковой Е.Х., Новикова А.В., М.А., Харланович С.С., по Постановлению Правительства РФ №561 от 07.06.1995 г. «О государственных жилищных Сертификатах, выданных гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (в редакции Постановлений Правительства РФ от 07.11.2008 г. № 832, от 14.10.2010 г.№835, от 22.11.2011 г. №963, с изменениями внесенными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. №897) на сумму <данные изъяты>, согласно прилагаемого расчета,
- признать незаконным и в связи с этим отменить Постановление Администрации города Таганрога №1108 от 2.04.2015 г. «Об утверждении списка граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие опасных метеорологических явлений (сильного ветра), а также морских опасных гидрометеорологических явлений (сгонно-нагонных явлений) на территории города Таганрога Ростовской области 24.09.2014 г.»
- обязать ответчика Администрацию г. Таганрога в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда привести Постановление Администрации города Таганрога №1108 от 2.04.2015 г. «Об утверждении списка граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие опасных метеорологических явлений (сильного ветра), а также морских опасных гидрометеорологических явлений (сгонно-нагонных явлений) на территории <адрес> 24.09.2014 г.», в соответствие с Постановлением Правительства РФ № 561 от 7.06.1995 г. «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», с изменениями и дополнениями от 7.11.2008 г., 14.10.2010 г., 22.11.2011 г. и 12.03.2015 г., в редакции от 22.11.2011 Г., действовавшего на момент произошедшего стихийного бедствия 24.09.2014 г.
- признать незаконным и в связи с этим отменить Распоряжение Правительства Ростовской области № 150 от 8.04.2015 г., утвердившее список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие опасных метеорологических явлений (сильного ветра), а также морских опасных гидрометеорологических явлений (сгонно-нагонных явлений) на территории Ростовской области 24 сентября 2014г., имеющих право на. получение государственных жилищных сертификатов.
- обязать ответчика - Правительство Ростовской области в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда привести Распоряжение Правительства Ростовской области № 150 от 8.04.2015 г., утвердившее список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возникшее вследствие опасных метеорологических явлений (сильного ветра), а также морских опасных гидрометеорологических явлений (сгонно-нагонных явлений) на территории Ростовской области 24 сентября 2014 г., имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, в соответствие с Постановлением Правительства РФ № 561 от 7.06.1995 г. «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», с изменениями и дополнениями от 7.11.2008 г., 14.10.2010 г., 22.11.2011 г. и 12.03.2015 г., в редакции от 22.11.2011 Г., действовавшего на момент произошедшего стихийного бедствия 24.09.2014 г.
Определением суда от 14.09.2015 г. гражданские дела по искам Новиковой Е.Х., Новикова А.В. и Харланович С.С. объединены в одно производство.
В судебном заседании истица Новикова Е.Х., действующая в своих интересах и в интересах своей несовершеннолетней дочери М.А., Новиков А.Н..и Харланович С.С. поддержали исковые требования и просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Новиковой Е.Х. - Светличный В.В. в судебном заседании также поддержал доводы иска и просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика - Администрации г. Таганрога -Селезнев М.Л. и представитель ответчика Департамента по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий Липатова Е.А. просили в иске отказать..
Представители ответчиков - Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительство РО, Министерства Финансов РФ, Министерства труда и социального развития РО, Правительства РФ, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития РО в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В отсутствии не явившихся лиц суд рассмотрел дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав полно и всесторонне представленные доказательства, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Согласно пункту "з" статьи 10 указанного Федерального Закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
В соответствии с пп. «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев, осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или пресечении террористических актов правомерными действиями» государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта. При этом государство гарантирует лишь помощь в связи с утратой гражданами жилого помещения, которое для них является единственным и постоянным местом жительства.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Порядок предоставления жилья взамен утраченного путем выдачи жилищных сертификатов регламентируется Постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 года № 561, в иных случаях риск случайной гибели или случайного повреждения своего имущества несет собственник (ст. 211 ГК РФ). Порядок выпуска и погашения ГЖС, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате ЧС, утвержден Постановлением Правительства РФ от 09 октября 1995 года № 982. Согласно пункту 2 указанного Порядка сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина РФ на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований. Сертификат не является ценной бумагой. Согласно пункту 6 Порядка выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством Финансов РФ на основании решения Правительства РФ, подготовленного Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Порядок подготовки документов, обосновывающих выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации регламентируется главой 4, Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными 03.10.2014 г. N 2-4-87-24-7 заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, жилые дома, получившие повреждения в результате землетрясений, аварий, пожара, стихийного бедствия, являются непригодными для проживания в том случае, если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение непригодным (пригодным) для проживания.
На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти, орган местного самоуправления составляет список (реестр) домов, признанных непригодными для проживания и издает распоряжение о признании домов непригодными для проживания (в приложении к этому распоряжению приводится список (реестр) домов).
Оформляются документы на каждый заявленный дом. Одновременно с перечисленными документами подготавливается сводный реестр жилых помещений, признанных непригодными для постоянного проживания в результате произошедшей чрезвычайной ситуации.
Указанный реестр утверждается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, подписывается и заверяется печатями глав местных администраций всех муниципальных образований, чьи жилые помещения попали в реестр жилых домов, подписывается руководителем (его заместителем) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и начальником ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и заверяется соответствующими печатями.
После рассмотрения документов в Минстрое России и вынесения им положительного решения, реестр согласовывается Минстроем, прикладывается письменное заключение Минстроя России в виде письма, и эти два документа представляются в МЧС России.
После того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561.
Для подтверждения факта регистрации граждан по месту жительства представляется копия паспорта (страница с фотографией, реквизитами организации, выдавшей паспорт, все страницы с регистрацией и страница с детьми).
Сформированный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов утверждается постановлением (распоряжением) главы местной администрации. Орган местного самоуправления направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации реестр домов, признанных непригодными для проживания, и список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в соответствии с принятыми муниципальными правовыми актами.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации постановлением (распоряжением) утверждает реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
Одновременно с этими документами формируется список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов.
Список утверждается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, подписывается и заверяется печатями всех глав местных администраций, чьи жилые помещения попали в реестр жилых домов, подписывается руководителем территориального органа ФМС России по субъекту Российской Федерации и начальником главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
В соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 982, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обратившийся с просьбой о выдаче гражданам государственных жилищных сертификатов, направляет в МЧС России документы, обосновывающие выдачу органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственных жилищных сертификатов для последующей выдачи их гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями.
На основании вышеуказанных документов МЧС России готовит проект решения Правительства Российской Федерации о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Члены одной семьи, не включенные в первоначальный список вместе со своей семьей и позже подтвердившие свое право на получение сертификата в судебном порядке, могут быть включены в список своей семьи (увеличивается площадь предоставляемого сертификата) до момента получения семьей сертификата на руки.
Вопрос о предоставлении ГЖС гражданам на основании судебных решений может быть впоследствии рассмотрен, если дом был первоначально созданной комиссией признан непригодным для проживания.
Как следует из материалов дела, истец по делу Новикова Е.Х. является собственником 36/100 доли жилого дома, и 36/100 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Вместе с истицей постоянно проживает и зарегистрированы: ее супруг-истец Новиков А.В., дочь М.А., а также ее сестра Харланович С.С., которые ведут совместное хозяйство, что подтверждается представленной суду копией домовой книги, подтверждающей факт регистрации членов семьи Новиковой Е.Х. по указанному адресу до чрезвычайной ситуации.
24.09.2014 в г. Таганроге, в соответствии с Постановлением Администрации г. Таганрога от 24.09.2014 за №3042, был введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Губернатора РО от 24.09.2014 N 239 (ред. от 26.09.2014) "О дополнительных мерах по функционированию территориальной (областной) подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области" обстановка, сложившаяся на территории Ростовской области 24 сентября 2014 г., обусловленная опасными метеорологическими (сильный ветер) и морскими опасными гидрометеорологическими явлениями (сгонно-нагонные явления), признана чрезвычайной ситуацией регионального характера. С 24 сентября 2014 г. границами зоны чрезвычайной ситуации регионального характера определены территории в пределах границ следующих муниципальных образований: г. Азов, г. Ростов-на-Дону, г. Таганрог, Азовский, Багаевский, Мясниковский, Неклиновский районы Ростовской области.
Район в г. Таганроге Ростовской области по адресу: <адрес> был подвержен затоплению. Высота воды в доме достигала 70 см., в связи, с чем несущим конструкциям и фундаменту был нанесен ущерб. Жилье оказалось непригодным для проживания, что зафиксировано актами выездных комиссий МЧС и Администрации г.Таганрога.
Так же была произведена экспертиза <данные изъяты> № 1094/10-2014, которая пришла к выводу о том, что дом по <адрес> является аварийным, непригодным для дальнейшего проживания.
На основании полученного заключения экспертизы решением межведомственная комиссия Администрации г. Таганрога. 13.11.2014 г. за №20 было издано заключение о непригодности дома к проживанию. Главой администрации г.Таганрога 05.12.2014 г. принято Постановление №3917 об утверждении заключения межведомственной комиссии по признанию домовладения по <адрес> непригодным для проживания и предоставлении проживающим по этому адресу мер государственной поддержки.
При этом, первоначально Постановлением мэра г.Таганрога №82 от 20.01.2015 г. истцы по делу были включены в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственного жилищного сертификата.
Постановлением Правительства РФ от 12.03.2015 N 213 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" были внесены изменения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" согласно которому государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
При принятии Администрацией г.Таганрога Постановления № 1108 от 02.04.2015 года Харланович С.С. была исключена из списка граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, а так же была указана общая пл. предоставляемого жилого помещения - 43,42 кв.м..
Между тем, по мнению суда, произвольное расширительное толкование п.п. "г", "д" п. 2 Правил противоречит Конституции Российской Федерации, закрепляющей право гражданина на свободу передвижения и выбора места жительства, лишает его права на получение единовременной материальной помощи в рамках гарантий, закрепленных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.1996 г. N 9-П и 02.02.1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2008 г. N 619-О-П).
В соответствии с ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Таким образом, суд приходит к выводу, что разрушенный в результате чрезвычайной ситуации жилой дом, по <адрес> в <адрес> является единственным местом для проживания истцов и Харланович С.С., вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у них иного жилья для постоянного или преимущественного проживания. Они проживают одной семьей и согласия собственника Новиковой Е.Х. вселены в дом в качестве членов своей семьи. При таких обстоятельствах, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Харланович С.С. о признании ее членом семьи собственника жилого помещения Новиковой Е.Х.
Заявленные требования о признании недействительным Постановления Администрации г. Таганрога № 1108 от 02.04.2015 г. и Распоряжения Правительства РО № 150 от 08.04.2015 года, суд считает подлежащими удовлетворению частично по тем основаниям, что, внесение изменений 12.03.2015 г. в Постановление Правительства РФ № 561 от 07.06.1995 г. не может судом рассматриваться и приниматься во внимание, так как при рассмотрении данного спора суд руководствуется нормативными актами действующими на момент возникновения правоотношений, то есть действующих на момент стихийного бедствия - 24.09.2014 года. В связи с чем, оснований полагать, что оспариваемые ненормативные акты приняты в соответствии с законом у суда не имеется. В части доводов представителей ответчика о применения срока давности для обращения в суд при рассмотрении данного спора, суд полагает необходимым его отклонить.
Согласно ст. 254 ГПК РФ, действующей на момент принятия оспариваемых ненормативных актов, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Положениями ст. 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как установлено в ходе судебного разбирательства заявители в установленном порядке не были извещены о принятии указанных ненормативных актов. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истцы не пропустили установленный законом срок.
Рассматривая требования истцов об обязании ответчиков совершить определенные действия, а именно: обязать ответчика-Министерство финансов Ростовской области, предусмотреть выделение из резервного фонда Правительства Ростовской области, в части денежных средств на погашение государственного жилищного сертификата, выданного семье истцов, на сумму <данные изъяты>, согласовать указанную сумму с Департаментом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области и передать упомянутую документацию для утверждения в Правительство Ростовской области; обязать ответчика-Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области, согласовать документацию необходимую для получения семьей истца государственного жилищного сертификата, на сумму <данные изъяты>; обязать ответчика-Министерство труда и социального развития Ростовской области, согласовать документацию необходимую для получения семьей истца государственного жилищного сертификата на сумму <данные изъяты>; обязать ответчика-Правительство Ростовской области утвердить необходимую документацию по выделению из резервного фонда Правительства Ростовской области, в части денежных средств на погашение государственного жилищного сертификата, выданного семье, обеспечить исполнение полученного семьей государственного жилищного сертификата, и осуществить предоставление жилого помещения, зарегистрированным и постоянно проживающим в домовладении истцам на сумму <данные изъяты> и передать упомянутую документацию для исполнения в Администрацию г.Таганрога сумму <данные изъяты> для исполнения получения истцами государственного жилищного сертификата; обязать ответчика-Администрацию г.Таганрога оформить и выдать государственный жилищный сертификат, на сумму <данные изъяты>, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено выше решение о выпуске и предоставлении государственных жилищных сертификатов принимается Правительством Российской Федерации, в частности МЧС России и Министерством финансов Российской Федерации после получения всех необходимых документов из субъекта Российской Федерации.
Порядок получения государственного жилищного сертификата определен вышеуказанными нормативными актам и и положениями и иного порядка их получения не предусматривает.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Способ защиты прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, избирая способы защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, однако правовой результат удовлетворения заявленных требований или отказа в таком удовлетворении зависит от того, насколько будут доказаны обстоятельства, на которые ссылается истец, основаны ли его требования на законе и верно ли заявителем избран способ защиты.
Из положений ст.46 Конституции и требований ч.1 ст.3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения права, свобод и законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Заявленные истцами в этой части требования основаны на их субъективном мнении и неверном толковании закона. Требований к Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области истцами не заявлено.
Возложение обязанности на ответчика-Администрацию г.Таганрога оформить и выдать государственный жилищный сертификат, на сумму <данные изъяты>, суд также считает невозможным, так как в их полномочия не входит вопрос о выпуске государственных жилищных сертификатов и они, как и другие ответчики, не являются надлежащими ответчиками по настоящему гражданскому делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Новиковой Е.Х., действующей в своих интересах и в интересах своей несовершеннолетней дочери М.А., Новикова А.Н. и Харланович С.С. – удовлетворить частично.
Признать Харланович С.С. членом семьи Новиковой Е.Х. - собственника домовладения, по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию г. Таганрога в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда изменить постановление Администрации города Таганрога от 2.04.2015г. № 1108 «Об утверждении списка граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие опасных метеорологических явлений (сильного ветра), а также морских опасных гидрометеорологических явлений (сгонно-нагонных явлений) на территории города Таганрога Ростовской области 24.09.2014 г.», и внести в приложение к этому постановлению «СПИСОК граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие опасных метеорологических явлений (сильного ветра), а также морских опасных гидрометеорологических явлений (сгонно- нагонных явлений) на территории города Таганрога Ростовской области 24.09.2014, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов», включив в упомянутый «СПИСОК...» Харланович С.С..
Признать незаконным Постановление Администрации города Таганрога №1108 от 2.04.2015 г. «Об утверждении списка граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие опасных метеорологических явлений (сильного ветра), а также морских опасных гидрометеорологических явлений (сгонно-нагонных явлений) на территории города Таганрога Ростовской области 24.09.2014 г.» в части указания на общую пл. предоставляемого жилого помещения - 43,42 кв.м.. семье Новиковой Е.Х..
Обязать ответчика Администрацию г. Таганрога в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда привести Постановление Администрации города Таганрога №1108 от 2.04.2015 г. «Об утверждении списка граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие опасных метеорологических явлений (сильного ветра), а также морских опасных гидрометеорологических явлений (сгонно-нагонных явлений) на территории города Таганрога Ростовской области 24.09.2014 г.», в соответствие с Постановлением Правительства РФ № 561 от 7.06.1995 г. «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», с изменениями и дополнениями от 7.11.2008 г., 14.10.2010 г., 22.11.2011 г. и 12.03.2015 г., в редакции от 22.11.2011 г., действовавшего на момент произошедшего стихийного бедствия 24.09.2014 г.
Признать незаконным Распоряжение Правительства Ростовской области № 150 от 8.04.2015 г., утвердившее список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие опасных метеорологических явлений (сильного ветра), а также морских опасных гидрометеорологических явлений (сгонно-нагонных явлений) на территории Ростовской области 24 сентября 2014г., имеющих право на. получение государственных жилищных сертификатов в части указания на общую пл. предоставляемого жилого помещения - 43,42 кв.м.. семье Новиковой Е.Х..
Обязать ответчика - Правительство Ростовской области в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда привести Распоряжение Правительства Ростовской области № 150 от 8.04.2015 г., утвердившее список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возникшее вследствие опасных метеорологических явлений (сильного ветра), а также морских опасных гидрометеорологических явлений (сгонно-нагонных явлений) на территории Ростовской области 24 сентября 2014 г., имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, в соответствие с Постановлением Правительства РФ № 561 от 7.06.1995 г. «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», с изменениями и дополнениями от 7.11.2008 г., 14.10.2010 г., 22.11.2011 г. и 12.03.2015 г., в редакции от 22.11.2011 г., действовавшего на момент произошедшего стихийного бедствия 24.09.2014 г.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Исаев С.Н.
В окончательной форме решение изготовлено 07.12.2015 г.