О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Железногорск-Илимский 18 апреля 2018г.
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Родионовой Т.А., при секретаре Горбуновой Е.В., с участием представителя административного истца Перкон Е.А., представителя административного ответчика Кудрявцевой С.В., рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело 2а-543/2018 по административному иску администрации МО «Железногорск-Илимское городское поселение» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным действия по возврату без рассмотрения заявления о государственной регистрации и возложении обязанности на регистрирующий орган рассмотреть заявление,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «Железногорск-Илимское городское поселение» обратилась в Нижнеилимский районный суд с иском к Нижнеилимскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным действия по возврату без рассмотрения заявления о государственной регистрации и возложении обязанности на регистрирующий орган рассмотреть заявление.
Просит суд:
признать незаконным действие Административного ответчика - Нижнеилимский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (Управление РОСРЕЕСТРА по Иркутской области) по возврату заявления администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» о государственной регистрации права хозяйственного ведения Муниципального унитарного предприятия «Информационно-расчетный центр» от *** без рассмотрения;
обязать Административного ответчика - Нижнеилимский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (Управление РОСРЕЕСТРА по Иркутской области) рассмотреть заявление администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» о государственной регистрации права хозяйственного ведения Муниципального унитарного предприятия «Информационно-расчетный центр» от ***
В обоснование своих требований указало, что распоряжением администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» (далее - Администрация) от ***. *** «О передаче объекта муниципальной собственности» за МУП «Информационно-расчетный центр» (далее МУП «ИРЦ») на праве хозяйственного ведения закреплено недвижимое имущество - нежилое помещение, общей площадью *** кв. м., адрес объекта: ***, ***, ***, кадастровый ***, находящееся в собственности муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение».
***. Администрация обратилась в Нижнеилимский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП «ИРЦ» на указанный объект недвижимости.
Уведомлением от ***. *** Нижнеилимский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области возвратил Администрации заявление от ***. без рассмотрения на основании п.3 ст.25 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с отсутствием документа об уплате государственной пошлины.
Считают действия Нижнеилимского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по возврату заявления о государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП «ИРЦ» без рассмотрения незаконными, не соответствующими действующему законодательству по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее ФЗ № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (п.12 ст.29 Ф3 № 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета согласно п.2 ч.3 ст.15 ФЗ № 218-ФЗ осуществляется по заявлению: правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения.
В соответствии с п.3 ст.25 ФЗ № 218-ФЗ, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются.
Согласно ст.17 ФЗ № 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они: 1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой; 2) выступают ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
Как следует из пункта 2 статьи 333.18 НК РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено главой 25.3 НК РФ.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины, установленной главой 25.3 НК РФ, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
Обращение с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество к таким исключительным случаям не относится.
Из вышеизложенных норм права в их совокупности во взаимосвязи с п.2 ч.3 ст.15 ФЗ № 218-ФЗ, предусматривающей возможность обращения Администрации с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП «ИРЦ», следует, что в случае обращения органа местного самоуправления за совершением действий по государственной регистрации права хозяйственного ведения, плательщиком государственной пошлины должен выступать орган местного самоуправления, который освобожден от уплаты государственной пошлины за совершение указанного регистрационного действия, а основания для признания плательщиком государственной пошлины МУП «ИРЦ», которое с заявлением о регистрации права не обращалось, отсутствуют.
Учитывая вышеуказанные доводы, считают действия Нижнеилимского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по возврату заявления о государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП «ИРЦ» без рассмотрения незаконными, не соответствующими действующему законодательству.
Определением Нижнеилимского районного суда от 18.04.2018г. произведена замена ненадлежащего ответчика Нижнеилимского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области надлежащим - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
В судебном заседании представитель административного ответчика Кудрявцева С.В., действующая на основании доверенности №26 от 15.02.2018г., сроком действия до 14.02.2019г., заявила ходатайство о прекращении производства по административному делу, указав следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.128, п.1 ч.1 ст.194 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с п.2 ст.27 АПК РФ Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Муниципальные унитарные предприятия согласно ст.50 ГК РФ относятся к коммерческим организациям, помещение, за регистрацией прав на которое обратилась администрация, используется МУП «Информационно-расчетный центр» в процессе хозяйственной деятельности, приносящей прибыль.
Учитывая, что рассматриваемое дело связано с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, принимая во внимание субъектный состав лиц, участвующих в рассматриваемом деле (Управление, Администрация и МУП «Информационно-расчетный центр»), указанное дело подлежит рассмотрению и разрешению арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Представитель административного истца Перкон Е.А., действующая на основании доверенности №57 от 28.09.2017г., сроком действия до 31.12.2018г., возражала относительно заявленного ходатайства, указав, что МО «Железногорск-Илимское городское поселение» не ведет предпринимательскую деятельность, в связи с чем настоящее административное дело может быть рассмотрено Нижнеилимским районным судом.
Представитель заинтересованного лица МУП «Информационно-расчетный центр» в судебное заседание не явился, надлежаще были извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В направленном в адрес суда отзыве на исковое заявление указали, что считают возможным рассмотрение настоящего административного дела Нижнеилимским районным судом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Частью 1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.2 ст.29 АПК РФ Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В силу ч.1 ст.197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.1 ст.198 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, администрация МО «Железногорск-Илимское городское поселение», как собственник имущества, заключила с МУП «Информационно-расчетный центр» договор *** от ***. на право хозяйственного ведения имущества, находящегося в собственности МО «Железногорск-Илимское городское поселение», по условиям которого МУП «Информационно-расчетный центр» в хозяйственное ведение передавалось недвижимое имущество - нежилое помещение, общей площадью *** кв. м., по адресу: ***, *** ***, кадастровый номер: ***, а затем администрация МО «Железногорск-Илимское городское поселение» обратилась в Нижнеилимский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением на государственную регистрацию права хозяйственного ведения.
Фактически, в данной ситуации администрация МО «Железногорск-Илимское городское поселение» выступает не как исполнительной орган муниципальной власти, а как хозяйствующий субъект, имеющий в собственности имущество, которое передает на праве хозяйственного ведения МУП «Информационно-расчетный центр», а затем обращается в Нижнеилимский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением на государственную регистрацию права хозяйственного ведения на основании договора *** от ***., заключенного между администрацией МО «Железногорск-Илимское городское поселение» и МУП «Информационно-расчетный центр».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что настоящее исковое заявление неподведомственно Нижнеилимскому районному суду.
Пунктом 1 ч.1 ст.194 КАС РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В силу п.1 ч.1 ст.128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
На сновании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.194 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по административному делу 2а-543/2018 по административному иску администрации МО «Железногорск-Илимское городское поселение» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным действия по возврату без рассмотрения заявления о государственной регистрации и возложении обязанности на регистрирующий орган рассмотреть заявление – прекратить.
Разъяснить участникам процесса, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете, и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение 15 дней.
Судья Родионова Т.А.