дело № 2а-2311/2020
УИД: 26RS0029-01-2020-006148-96
Решение
Именем Российской Федерации
15 сентября 2020 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Пакова Н.Н.,
при секретаре Гапоновой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №10 по Ставропольскому краю к Алексанян С.О. о взыскании налога,-
установил:
Межрайонная ИФНС России №10 по Ставропольскому краю обратилась в суд с иском к Алексанян С.О. о взыскании налога.
В обоснование заявленных требований указано, что налогоплательщику направлено налоговое уведомление №670558 от 13.04.2015 об уплате налога на имущество физических лиц, с указанием суммы налога подлежащей уплате в бюджет в размере 23992,00 руб., срока уплаты налога до 01.10.2015 года за 2014 год на имущество, указанное в уведомлении. Также налогоплательщику в сроки, предусмотренные ст. 70 НК РФ направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 08.10.2015 №9005 об уплате сумм задолженности по налогам в размере 58662,36 руб. и пени в размере 792,59 руб. в срок до 20.11.2015 года. 26.11.2019 года мировым судьей судебного участка №8 вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании с Алексанян С.О. сумм задолженности в размере 53586,67 руб., полученное инспекцией 28.05.2020 года. Сумма задолженности по налогам и пени до настоящего времени в бюджет уплачены частично.
Административный истец просит суд взыскать с административного ответчика Алексанян С.О. задолженность по уплате налогов и пени в бюджет в размере 23953 руб., из них налог на имущество физических лиц в сумме 31 руб., земельный налог в размере 23922 руб. за 2014 год.
Стороны, будучи надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела в судебное заседание не явились. Заявлений с просьбой о переносе, либо уважительности причин неявки не поступало. От административного истца в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что требования, заявленные административным истцом, подлежат удовлетворению.
Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 286 КАС РФ).
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, в котором просит учесть, что обращение в суд с административным иском преследует цель защиты интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полноте поступление налоговых платежей. Отказ налоговому органу в осуществлении правосудия в связи с пропуском срока на обращение с исковым заявлением повлечет нарушение прав бюджета на поступление налогов и, как следствие, приведет к неполному его формированию. В случае отказа в восстановлении срока указанные суммы задолженности будут являться невосполнимыми потерями для бюджета.
Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ, аналогично положениям статьи 48 Налогового кодекса РФ, предусмотрена возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций; при этом пропуск срока в рассматриваемом деле не может считаться незначительным и, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет не выплаченных налогоплательщиком налогов и пени, не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости доказательства уважительности его пропуска. При этом суд считает возможным восстановить срок для обращения с административным иском.В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ (ст. 400 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 388 Налогового Кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого 1ения, если иное не установлено указанным пунктом ст. 388 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 3 т. 396, п. 4 ст. 391 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Также согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплателыцик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В нарушение ст. 45 НК РФ налогоплательщик своевременно не исполнил обязанность по уплате налога.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплателыцик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Алексанян С.О. направлено налоговое уведомление №670558 от 13.04.2015 об уплате налога на имущество физических лиц, с указанием суммы налога подлежащей уплате в бюджет в размере 23992,00 руб., срока уплаты налога до 01.10.2015 года за 2014 год на имущество, указанное в уведомлении.
В сроки, предусмотренные ст. 70 НК РФ, Алексанян С.О. направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 08.10.2015 №9005 об уплате сумм задолженности по налогам в размере 58662,36 руб. и пени в размере 792,59 руб. в срок до 20.11.2015 года.
В судебном заседании установлено, что в порядке ст. 48 НК РФ Инспекцией ФНС России обратилась к мировому судье судебного участка №8 г. Пятигорска Ставропольского края с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Алексанян С.О. на взыскание задолженности по уплате налога и пени в размере 53586,67 рублей.
Мировым судьей судебного участка № 8 г. Пятигорска Ставропольского края вынесено определение от 26.11.2019 года об отмене судебного приказа о взыскании с Алексанян С.О. сумм задолженности в мере 53586,67 рублей.
Сумма задолженности по налогам и пени до настоящего времени в бюджет уплачены частично.
Определение об отмене судебного приказа от 26.11.2019 года в инспекцию ступило 28.05.2020 года №003990.
Требование об уплате обязательных налоговых платежей налогоплательщиком в полном объеме не исполнено.
Административным истцом обоснована законность взыскания с ответчика задолженности по налогам, указаны основания для взыскания пени.
При этом факт владения на праве собственности имуществом за указанный в уведомлении, требовании и исковом заявлении налоговый период, а также правильность расчет налога и пени, произведенного налоговой инспекцией, в ходе судебного разбирательства по делу в суде со стороны Алексанян С.О. не оспорены.
Расчет сумм, подлежащих взысканию, ответчиком не опровергнут в суде.
В соответствии с нормами ст. 123 Конституции РФ, ст.14 КАС РФ, закрепившими самостоятельные принципы состязательности гражданского судопроизводства и процессуального равенства сторон, когда каждая сторона обязана представить доказательства в подтверждение заявленных требований и возражений по ним, суд считает, что ответчик не представили доказательств и не привел обстоятельства в опровержение заявленных требований истца, в связи с чем, суд считает исковые требования обоснованными.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с данным иском, то в соответствии со ст.103 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования город-курорт Пятигорск государственная пошлина в размере 918,59 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Восстановить Межрайонной ИФНС России №10 по Ставропольскому краю срок на подачу административного искового заявления.
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №10 по Ставропольскому краю к Алексанян С.О. о взыскании налога - удовлетворить.
Взыскать с Алексанян С.О. в пользу Межрайонной ИФНС России №10 по Ставропольскому краю задолженность по уплате налогов и пени в бюджет в размере 23953 руб., из них налог на имущество физических лиц в сумме 31 руб., земельный налог в размере 23922 руб. за 2014 год.
Взыскать с Алексанян С.О. в бюджет муниципального образования город-курорт Пятигорск Ставропольского края государственную пошлину в размере 918,59 руб.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд.
Судья Н.Н. Паков