Дело № 2а-1022/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2020 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Степановой Ю.С.,
при секретаре Цукановой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чижова В.А. к начальнику Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя Рязанцеву М.С., Управлению охраны объектов культурного наследия города Севастополя об оспаривании приказов,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Чижов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене приказа № 174 «Об отказе во включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» выявленного объекта культурного наследия «Градостроительный комплекс городского кольца» от 09.04.2019 года и №182 «Об исключении выявленного объекта культурного наследия «Градостроительный комплекс городского кольца» из перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории города Севастополя» от 09.04.2019 года Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя (Севнаследие).
В обоснование административного иска указывает, что Управление не обладало полномочиями по принятию оспариваемых приказов, а проведенная государственная историко - культурная экспертиза, послужившая основанием для принятия данных приказов, не отвечает требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика – и.о. начальника Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя, Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя Сомова Е.Н. просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав пояснения административного истца, представителей административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно преамбуле этого закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. № 9-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» определяет статус памятников истории и культуры в соответствии с российским законодательством в сфере охраны культурного наследия.
Частью 4 статьи 2 Закона № 9-ФЗ предусмотрено, что «объекты культурного наследия, указанные в части 2 настоящей статьи, не отнесенные в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, в течение одного года со дня истечения указанного срока должны быть отнесены к объектам культурного наследия регионального значения или объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями Закона № 73-ФЗ либо к выявленным объектам культурного наследия решением соответственно органа государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядке, определенном законодательством Республики Крым и законодательством города федерального значения Севастополя.
Порядок формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состав сведений, включаемых в указанный перечень, установлен федеральным органом охраны объектов культурного наследия - Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 № 1907 «Об утверждении порядка формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состав сведений, включаемых в данный перечень».
Объекты культурного наследия, расположенные на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, включенные в перечни (списки, реестры) объектов культурного наследия на день принятия Республики Крым в состав Российской Федерации (в том числе выявленные объекты культурного наследия), подлежат государственной охране в порядке, установленном для объектов культурного наследия регионального значения, включенных в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Федеральный Закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Выявленный объект культурного наследия «Градостроительный комплекс городского кольца», по адресу: <адрес>, был включен в список памятников решением исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов от 19.02.1980 № 4/144 «Об утверждении списка памятников архитектуры местного значения».
Решением исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов от 17.07.1990 № 11/915 был утвержден перечень памятников архитектуры и градостроительства местного значения, что явилось дополнением в решение исполкома горсовета от 19 февраля 1980 года № 4/144».
Объект «Градостроительный комплекс городского кольца», по адресу: <адрес>, был включен в список выявленных объектов культурного наследия согласно постановлению Правительства Севастополя от 09.02.2017 № 98-ПП «Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного значения регионального значения и выявленным объектам культурного наследия».
Согласно положениям статьи 16.1 Федеральном законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон 73-ФЗ) региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).
Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона 73-ФЗ после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.
Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, указанных в статье 30 Закона 73-ФЗ, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы установлены Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе», согласно которому Министерство культуры Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 7 указанного Положения, осуществляет аттестацию экспертов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации.
Управление является соисполнителем государственной программы города Севастополя «Развитие культуры и туризма города Севастополя», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 07.11.2017 № 1050-Г1П (далее государственная Программа). Данная государственная Программа предусматривает систему мер по государственной охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, в том числе проведение государственной историко-культурной экспертизы выявленных объектов культурного наследия.
21.12.2018 года Управлением заключен государственный контракт № 11/2018 на оказание услуг по проведению государственной историко-культурной экспертизы выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории города Севастополя. Услуги по указанному контракту приняты в полном объеме.
По результатам оказания услуг был представлен Акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Градостроительный комплекс городского кольца» по адресу: <адрес> <адрес>
Из выводов экспертизы следовало о нецелесообразии включения спорного объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятнике истории и культуры) народов Российской Федерации.
Акт государственной историко-культурной экспертизы спорного объекта 28.02.2019 опубликован на официальном Интернет-сайте Правительства Севастополя www.sev.gov.ru и прошел общественное обсуждение в соответствии с требованиями «Положения о государственной историко-культурной экспертизе», утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № 569 (далее Положение № 569).
Во время общественного обсуждения предложения или замечания в отношении размещенного заключения экспертизы, в том числе указанные в административном исковом заявлении, в Управление не поступали.
В соответствии с положениями пункта 15 статьи 16.1, пункта 9 статьи 1 Федерального закона № 73-ФЗ и на основании заключения Государственной историко-культурной экспертизы объект «Градостроительный комплекс городского кольца» по адресу: <адрес> издан приказ Управления от 09.04.2019 № 17 об отказе во включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации указанного объекта, на основании которого издан приказ от 09.04.2019 № 18 «Об исключении выявленного объекта «Градостроительный комплекс городского кольца», расположенного по адресу: <адрес>, из перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории города Севастополя.
Анализ вышеуказанных норм действующего законодательства позволяет суду прийти к выводу, что при издании спорных приказов Управление действовало пределах предоставленных полномочий и в рамках установленной процедуры, действующему законодательству не противоречит, прав и законных интересов административного истца не нарушает, административный истец не был лишен возможности внести предложения или замечания в отношении размещенного заключения экспертизы во время общественного обсуждения, в том числе, указанные в административном исковом заявлении.
В связи с изложенным, в удовлетворении административного иска административному истцу следует отказать.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 219 Кодекса административное судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод, и законных интересов.
Из материалов дела следует, что Акт государственной историко-культурной экспертизы спорного объекта, послуживший основанием для издания спорных приказов, опубликован на официальном Интернет-сайте Правительства Севастополя www.sev.gov.ru - 28.02.2019, свод предложений к Акту опубликован 03.04.2019 года, приказы № 174 «Об отказе во включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» выявленного объекта культурного наследия «Градостроительный комплекс городского кольца» от 09.04.2019 года и №182 «Об исключении выявленного объекта культурного наследия «Градостроительный комплекс городского кольца» из перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории города Севастополя» от 09.04.2019 года опубликованы на официальном сайте Правительства Севастополя - 11.04.2019 года.
Таким образом, о предполагаемом нарушении своих прав, административный истец мог узнать не позднее публикации указанных ненормативных актов на сайте, тогда как с административным иском Чижов В.А. обратился 20.02.20120 года, то есть с пропуском срока, ходатайство о восстановлении срока административным истцом не заявлено. Пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Чижова В.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 15.06.2020 года.
Судья Ю.С. Степанова