№2-958/2022
32RS0021-01-2022-001167-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2022 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Гусейновой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Сухаревой С.А.,
с участием представителя истца ФКУ «Военный комиссариат Брянской области» Махора Н.А.,
ответчика Андрущенко О.А.,
представителя ответчика Дегтяревой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Брянской области» к Андрущенко О.А. о взыскании неосновательного обогащения в виде переполученной пенсии за выслугу лет,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Военный комиссариат Брянской области» обратилось с иском к Андрущенко О.А. о взыскании неосновательного обогащения в виде переполученной пенсии за выслугу лет в период с 01.05.2021 года по 31.05.2022 года в сумме <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований указал, что Андрущенко О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 02.06.2015 года обратился в военный комиссариат Новозыбковского городского округа, города Злынка, Злынковского и Климовского районов Брянской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет. В установленном законом порядке пенсионер был предупрежден о необходимости извещать военный комиссариат об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и об ответственности за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах. Рассмотрев представленные документы, пенсионный орган военного комиссариата Брянской области принял решение о назначении ответчику с 01.05.2015 года пенсии за выслугу лет.
В ходе проверки факта проживания Андрущенко О.А. военным комиссариатом был направлен запрос в ОМ МО МВД России «Новозыбковский» исх. № от 11.03.2022г. о предоставлении адресно-справочной информации по регистрации, прописки.
16.03.2022 года начальником ОВМ МО МВД России «Новозыбковский» С.В. Казаковой был дан ответ исх. № о том, что Андрущенко О.А. значится снятым с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, с 17 августа 2021 года. Паспорт гражданина РФ серии 6014 №, выданного 21.11.2014 года отделением № ОУФМС России по Ростовской области в г. Таганроге в нарушение установленного порядка, изъят и уничтожен 23.04.2021 года. Андрущенко О.А. является гражданином Украины, имеет разрешение на временное проживание в РФ, зарегистрирован по адресу: <адрес> 23.11.2021 по 12.11.2024 года. Полагает, что Андрущенко О.А. злоупотребил правовом, поскольку, зная о наличии обстоятельств приостановления (прекращения) выплаты пенсии, а именно отсутствие паспорта гражданина РФ, для иностранного гражданина - вид на жительство, выданный территориальным органом Министерства внутренних дел РФ. Полученные сведения, военный комиссар направил в военный комиссариат Брянской области для принятии решения по приостановке пенсии по выслуге лет Андрущенко О.А.
Так же Андрущенко О.А. был вызван в военный комиссариат, и в ходе проведение приема представил паспорт гражданина Украины, о факте изъятия у него паспорта гражданина РФ он не уведомил военный комиссариат. В соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона oт 20.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае истечения срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждении его права на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство),- на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок действия указанного документа.
Андрущенко О.А. был разъяснен порядок получения пенсии по выслуге лет, ответственность за недостоверность представляемых сведений, согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» пенсия выплачивается по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации: лица указанные в статье 1 настоящего Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсии, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Так же Андрущенко О.А. было разъяснено, что в соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Пунктом 2 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021г. №н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии....» определено, что для установления пенсии иностранному гражданину, лицу без гражданства необходим документ, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации.
Согласно п. 57 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021г. №н «Об утверждении перечня документе необходимых для установления страховой пенсии....» документов, удостоверяющим личность, возраст и наличие гражданства Российской Федерации является паспорт гражданина Российской Федерации. Согласно п. 65 Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 г. №н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии…» документом удостоверяющим личность, возраст, постоянное проживание в Российской Федерации, период постоянного проживания на территории Российской Федерации, гражданство иностранного гражданина является вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, а документом подтверждающим его место жительства - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.
При наличии у истца статуса гражданина Украины, отсутствия вида на жительства на территории Российской Федерации и в виду отсутствия документов, подтверждающих его право на получение пенсии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, по решению военного комиссара Брянской области выплата пенсии за выслугу лет Андрущенко О.А. была приостановлена с 01.06.2022 года, о чем он был письменно уведомлен. 27.06.2022 г. Андрущенко О.А. было направлено письмо о предложении досудебного порядка урегулирования спора, с указанием суммы переплаты пенсии в период с 01.05.2021 по 31.05.2022 года в сумме <данные изъяты> рублей, однако до настоящего времени переполученные им денежные средства он не вернул.
Считает, что в действиях Андрущенко О.А., усматривается недобросовестность.
Просит суд взыскать с Андрущенко О.А. в пользу федерального бюджета неосновательное обогащение в виде переполученной пенсии за выслугу лет в период с 01.05.2021 г. по 31.05.2022 г. в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель истца ФКУ «Военный комиссариат Брянской области» Махора Н.А. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить.
В судебном заседании ответчик Андрущенко О.А. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление. При этом ранее в судебных заседаниях пояснял, что на момент назначения ему пенсии по выслуге лет он являлся гражданином РФ, паспорт гражданина РФ серии 6014 №, выданный ему 21.11.2014 года отделением № ОУФМС России по Ростовской области в г. Таганроге был признан необоснованно выданным, однако миграционная служба никаких писем о признании паспорта недействительным ему не направляла. Ранее он был зарегистрирован в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в <адрес>. Узнав о том, что паспорт недействительный, он сразу обратился в миграционную службу с заявлением на РВП, вид на жительство он не получал, поскольку сейчас гражданам Украины можно получить гражданство, минуя этот этап, поэтому сразу подал документы на получение гражданства. Он служил в Советской Армии, награжден наградами. ДД.ММ.ГГГГ он получил паспорт гражданина РФ.
Представитель ответчика Андрущенко О.А. - Дегтярева С.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что пенсия по выслуге лет является единственным источником дохода Андрущенко О.А. Также в указанный период времени Андрущенко О.А. проживал в г.Новозыбкове Брянской области, за территорию РФ не выезжал.
Представитель третьего лица ОВМ МО МВД России «Новозыбковский», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Новозыбковского городского округа, г. Злынка, Злынковского и Климовского районов Брянской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении разбирательства и заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие не поступило.
Судом на основании положений ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, приходит к следующему.
Согласно статье 39 части 1 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ) предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Лицам, проходившим военную службу, пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. №, с последующими дополнениями и изменениями, который предусматривает правовые основания назначения пенсий, а также общий порядок их выплаты.
Частью 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I установлено, что выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 9 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I).
Частью 10 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I предусмотрена ответственность лиц, указанных в статье 1 данного Закона, за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 12 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лица, указанные в статье 1 данного Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования возложение на пенсионера ответственности по возмещению ущерба, причиненного органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, в виде удержания части суммы выплачиваемой ему на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсии за выслугу лет возможно если установлена вина этого пенсионера в представлении недостоверных сведений в пенсионный орган для назначения и выплаты ему пенсии, а также если причиненный ущерб являлся следствием противоправных действий (или бездействия) пенсионера, неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей. При этом причиненный пенсионером государству ущерб должен быть выражен в перерасходе средств при необоснованной выплате этому лицу пенсии.
Судом установлено, что 02.06.2015 года Андрущенко О.А. обратился в военный комиссариат Новозыбковского городского округа, города Злынка, Злынковского и Климовского районов Брянской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет, предоставив паспорт гражданина Российской Федерации серии 6014 №, выданный 21.11.2014 года отделением № ОУФМС России по Ростовской области в г. Таганроге, а также справку с места жительства, согласно которой он значится зарегистрированным с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, что подтверждается заявлением-обязательством о назначении (возобновлении) пенсии (л.д.10-11). Также из указанного заявления следует, что на воинском учете в военном комиссариат Новозыбковского городского округа, <адрес>, Злынковского и Климовского районов Брянской области Андрущенко О.А. состоит с 13.03.2015 года, ранее пенсию за выслугу лет получал от ВК Ростовской области до 30.04.2015 года.
При этом Андрущенко О.А. был разъяснен порядок получения пенсии по выслуге лет, ответственность за недостоверность представляемых сведений, согласно Закону Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-I, также пенсионер был предупрежден о необходимости извещать военный комиссариат об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты в соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
01.05.2015 года пенсионный орган военного комиссариата Брянской области принял решение о назначении Андрущенко О.А. пенсии за выслугу лет как пенсионеру Министерства обороны РФ.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки факта проживания Андрущенко О.А. военным комиссариатом был направлен запрос в ОВМ МО МВД России «Новозыбковский» исх. № от 11.03.2022г. о предоставлении адресно-справочной информации по регистрации, прописки (л.д. 13).
16.03.2022 года начальником ОВМ МО МВД России «Новозыбковский» С.В. Казаковой был дан ответ исх. № о том, что Андрущенко О.А. значится снятым с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> с 17 августа 2021 года на основании решения Новозыбковского городского суда Брянской области от 13.07.2021 года. Паспорт гражданина РФ серии 6014 №, выданный ДД.ММ.ГГГГ отделением № ОУФМС России по <адрес> в <адрес> в нарушение установленного порядка, изъят и уничтожен ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 является гражданином Украины, имеет разрешение на временное проживание в РФ, зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
17.03.2022 года пенсионеру МО РФ Андрущенко О.А. по месту регистрации было направлено письменное уведомление о вызове на прием в военный комиссариат.
22.03.2022 года в ходе приема в военном комиссариате пенсионер МО РФ Андрущенко О.А. предоставил паспорт гражданина Украины, а также ему было вручено разъяснение о порядке получения пенсии в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, должностными лицами ВК была проведена проверка по месту жительства Андрущенко О.А. по адресу: <адрес> (л.д. 15).
В соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Пунктом 2 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021г. № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии....» определено, что для установления пенсии иностранному гражданину, лицу без гражданства необходим документ, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации.
Согласно п. 57 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021г. № 538н «Об утверждении перечня документе необходимых для установления страховой пенсии....» документов, удостоверяющим личность, возраст и наличие гражданства Российской Федерации является паспорт гражданина Российской Федерации.
Согласно п. 65 Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 г. № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии…» документом удостоверяющим личность, возраст, постоянное проживание в Российской Федерации, период постоянного проживания на территории Российской Федерации, гражданство иностранного гражданина является вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, а документом подтверждающим его место жительства - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.
В соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона oт 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае истечения срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждении его права на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство),- на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок действия указанного документа.
На основании решения военного комиссара Брянской области выплата пенсии Андрющенко О.А. приостановлена с 01 июня 2022 года, поскольку Андрущенко О.А. является гражданином Украины и значится зарегистрированным по временному разрешению на проживание в РФ по адресу: <адрес>, с 23.11.2021 года по 12.11.2024 года, а также им не предоставлен документ, удостоверяющий личность, возраст, постоянное проживание в РФ, вид на жительство иностранного гражданина - выданный территориальным органом Федеральной миграционной службы.
17.06.2022 года военным комиссаром Брянской области вынесено решение на возмещение излишне выплаченной пенсии Андрущенко О.А. № согласно которому в связи с отсутствием документов, подтверждающих право Андрущенко О.А. на получение пенсии в соответствии с действующим законодательством РФ, произошла переплата пенсии с 01.05.2021 года по 31.05.2022 года, которая составила <данные изъяты> (л.д. 9).
27.06.2022 года Андрущенко О.А. было направлено уведомление о предложении досудебного порядка урегулирования спора, с указанием суммы переплаты пенсии в период с 01.05.2021 по 31.05.2022 года в сумме <данные изъяты> (л.д. 6), однако до настоящего времени неосновательно полученные им денежные средства он не вернул.
Истец, считая, что в действиях Андрущенко О.А., усматривается недобросовестность в соответствии со ст.1109 ГК РФ, поскольку он не уведомил военкомат об изъятии у него паспорта гражданина РФ, обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса РФ.
В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Согласно подпункту 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом: недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26.02.2018 N 10-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку добросовестность Андрущенко О.А. при разрешении требований военного комиссариата о взыскании переполученных денежных средств презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Андрущенко О.А. возлагается на ответчика, требующего возврата денежных средств.
Так, согласно информации, предоставленной ГУ МВД России по Ростовской области от 31.10.2022 года №, Андрущенко О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> К-<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ отделением № ОУФМС России по <адрес> в <адрес> был документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии 6014 № впервые (статус «недействительный»). На основании заключения ГУ МВД России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № паспорт гражданина Российской Федерации серии 6014 № признан выданным в нарушение установленного порядка, в связи с тем, что Андрущенко О.А. гражданином Российской Федерации не является (л.д. 81).
Из заключения ГУ МВД России по Ростовской области от 27.07.2018 года №616 проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ, Андрущенко О.А., следует, что Андрущенко О.А. гражданином РФ не является, 10.11.2000 года Андрущенко О.А. в Посольстве Российской Федерации в Киеве оформлен выход из гражданства Российской Федерации на основании п. «б» ч. 1 ст. 23 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 «1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», паспорт гражданина Российской Федерации серии 6014 №, оформленный 21.11.2014 года отделением № ОУФМС России по <адрес> в <адрес> на имя ФИО1, считать выданным в нарушение установленного порядка.
Вместе с тем, в нарушение требований раздела 2 должностного регламента от 21.06.2012 года, пунктов 82, 85 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, утвержденного приказом ФМС России от 30.11.2012 года № 39, выразившееся в не организации дополнительной проверки законности выдачи загранпаспорта, представленного для выдачи паспорта, при наличии достаточных оснований для организации такой проверки (по результатам проведенных в 2014 года отделением №3 ОУФМС России по Ростовской области в г. Таганроге проверок не подтвердились сведения о выдаче загранпаспорта серии 53 №, принадлежности к гражданству РФ, в учетах имелась информация о выходе из гражданства РФ), что привело к выдаче Андрущенко О.А. паспорта гражданина Российской Федерации серии 6014 №, в нарушение установленного порядка, должностным лицом отделения № ОУФМС России по Ростовской области в г. Таганроге (л.д. 82-88).
Таким образом, проверкой установлены виновные действия должностного лица отделения №3 ОУФМС России по Ростовской области в г. Таганроге, выдавшего Андрущенко О.А. паспорт гражданина Российской Федерации, виновных действий Андрущенко О.А. не установлено.
Впоследствии паспорт гражданина РФ серии 6014 №, выданный Андрущенко О.А. 21.11.2014 года отделением №3 ОУФМС России по Ростовской области в г. Таганроге, в нарушение установленного порядка, был изъят и уничтожен 23.04.2021 года.
Кроме того, после того, как Андрущенко О.А. узнал об изъятии у него паспорта гражданина РФ, он обратился в МО МВД России «Новозыбковский», где получил разрешение на временное проживание в РФ, и был зарегистрирован по адресу: <адрес> 23.11.2021 по 12.11.2024 года. Впоследствии 05.10.2022 года Андрущенко О.А. получил паспорт гражданина РФ (л.д. 50).
Исходя из характера спорных правоотношений, положений ст. 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации, и поскольку истцом не доказано наличие в действиях ответчика недобросовестности, повлекшей выплату Андрущенко О.А. спорных сумм, а также как и того, что причиненный ущерб является следствием неправомерных действий со стороны ответчика, направленных на введение истца в заблуждение, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и отказе в иске ФКУ «Военный комиссариат Брянской области» к Андрущенко О.А. о взыскании неосновательного обогащения в виде переполученной пенсии за выслугу лет в период с 01.05.2021 года по 31.05.2022 года в сумме <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.11.2022 ░░░░.