УИД 13RS0023-01-2023-001491-14
Судья Урявин Д.А. №2-1192/2023
Докладчик Леснова И.С. Дело №33-1410/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Лесновой И.С.,
судей Дубровиной Е.Я., Елховиковой М.С.,
при секретаре Галимовой Л.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 августа 2023 г. в г.Саранске гражданское дело по иску Судаков В,И. к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение в связи с изъятием земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд, о признании права на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, по апелляционной жалобе истца Судакова В.И. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 30 мая 2023 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Судаков В.И. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение в связи с изъятием земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд, о признании права на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, указав, что на основании договора купли-продажи комнаты от 16 мая 2004 г. ему на праве собственности принадлежит комната площадью 12,3 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от <дата> №753 указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, пунктом 2 постановления установлен способ изъятия путем предоставления гражданам, проживающим в указанном доме, других благоустроенных жилых помещений в период с 2018 по 2021 год.
В декабре 2022 г. получено уведомление об изъятии и проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, подписанные Администрацией городского округа Саранск. Согласно пункту 1.1. указанных соглашений предметом является размер и порядок выплаты возмещения за недвижимое имущество. Размер выплаты возмещения в указанном проекте, определенный на основании отчета № 114/11/2022-Н/42, составляет 496 000 руб.
Истец не согласен с предложенным в соглашении порядком и размером выплаты возмещения за изымаемое недвижимое имущество.
Просил обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить Судакову В.И. в собственность другое благоустроенное жилое помещение – однокомнатную квартиру жилой площадью не менее 12,3 кв.м в связи с изъятием для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 4308,46 кв.м и жилого помещения с кадастровым номером <№>, площадью 12,3 кв.м., признать за Судаковым В.И. право на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, в связи с его расселением и наличием угрозы его обрушения.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 30 мая 2023 г. в удовлетворении исковых требований истцу отказано.
В апелляционной жалобе истец Судаков В.И. просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом не дано оценки содержанию пункта 2 постановления Администрации городского округа Саранск от 28 марта 2018 г. №753, которым администрация взяла на себя обязанность предоставить гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, другие благоустроенные помещений в период с 2018 по 2021 г. Считает, что внесение изменений в пункт 2 данного постановления в части замены слова «предоставить» на слово «отселить» не отменяет и не изменяет обязательства, взятого на себя органом местного самоуправления по обеспечению граждан, в том числе и его, другим благоустроенным помещением. Судом не дано никакой оценки и незаконным действиям ответчика по внесению изменений в ранее принятое им постановление и в части увеличения периода отселения с 2021 г до 2025 г., не смотря на угрозу обрушения указанного дома. Судом также не выяснялись вопросы о причинах не включения жилого дома в региональную программу по переселению, о виновных действиях Администрации городского округа Саранск. Учитывая, что для разрешения настоящего спора, оценка законности ненормативного правового акта – постановления Администрации городского округа Саранск от 2 сентября 2022 г. №1249, являлась обязательной, суд не только вправе, но и обязан был это сделать в рамках настоящего гражданского дела.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Ленинского района г.Саранска Мещерякова И.М. просила решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание истец Судаков В.И., его представитель – адвокат Емельянова С.В., представитель ответчика Администрации городского округа Саранск о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили.
Представитель третьего лица Потапова С.В. в заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Республики Мордовия.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Немудрякина И.Б., обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что согласно выписке из ЕГРН от 12 мая 2023 г., договору купли-продажи комнаты от 16 мая 2004 г., Судаков В.И. является собственником комнаты в общежитии, расположенном в жилом доме по адресу: <адрес>, кадастровый <№>, общей площадью 12,3 кв.м с 02 июня 2014 г., кадастровой стоимостью в размере 412 339 руб. 79 коп.
Согласно выписке из домовой книги ООО «Саранский информационный центр» № 5001001312041 от 15 мая 2023 г. в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрирован Судаков В.И.
В соответствии с техническим отчетом по результатам инженерно-технического обследования <адрес> в г. Саранске от 12 февраля 2018 г., техническое состояние несущих конструкций ограниченно-работоспособное, техническое состояние оконных и дверных заполнений, техническое состояние отмостки, техническое состояние инженерных сетей, техническое состояние покрытия пола ограниченно-работоспособное. На основании проведенного обследования экспертами сделан вывод о том, что часть здания находится в аварийном состоянии.
Заключением межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от 21 февраля 2018 г. № 2 принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 28 марта 2018 г. № 753 «О выявлении оснований для признания многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, аварийными и подлежащими сносу» (с изменениями, внесенными постановлением от 11 января 2019 г. № 9, постановлением от 29 декабря 2021 г. № 2039) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 1); постановлено отселить граждан, проживающих в многоквартирном доме, в другие благоустроенные жилые помещения в период с 2018 по 2025 год.
11 января 2019 г. Администрацией городского округа Саранск в адрес Судакова В.И. направлено уведомление №51-ОГ о проведении мероприятия по сносу дома, расположенного по адресу: <адрес>, совместно с иными собственника в течение двух месяцев со дня его получения. В случае не осуществления сноса в установленный срок, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и каждое жилое помещение в многоквартирном доме за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, подлежат изъятию для муниципальных нужд, в порядке, предусмотренном частями 1-2, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В целях обеспечения жилищных и имущественных прав при отселении из аварийного жилищного фонда предложено заключить с Администрацией городского округа Саранск соглашение о выплате выкупной стоимости за жилое помещение, находящееся в его собственности. В этом случае размер выкупной стоимости за жилое помещение будет определяться по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В течение 5 дней после получения уведомления предложено направить письменное согласие на заключение соглашения о выплате выкупной стоимости объекта недвижимости.
19 февраля 2019 г. указанное уведомление было возвращено почтовой организацией в адрес Администрации городского округа Саранск в связи с истечением срока хранения.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 14 июля 2022 г., бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии мер по представлению прокуратуры Октябрьского района г. Саранска от 07 июля 2021 г. №7-1-2021 об устранении нарушений жилищного законодательства признано незаконным, не соответствующим абзацу 2 части первой статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение данного решения Администрацией городского округа Саранск принято постановление от 2 сентября 2022 г. № 1249 «Об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по адресу: <адрес>», которым, в том числе, постановлено изъять для муниципальных нужд городского округа Саранск:
- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <№>, площадью 4308,46 кв.м. (пункт 1);
- жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, согласно приложению к постановлению для муниципальных нужд городского округа Саранск (пункт 2);
- нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, нежилое помещение <№>, с кадастровым номером <№> площадью 38,5 кв.м к. (пункт 3).
Согласно перечню подлежащих изъятию объектов недвижимости, объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 12,3 кв.м., с кадастровым номером <№> подлежит изъятию.
12 сентября 2022 г. по месту регистрации Судакова В.И. направлена копия данного постановления, которая ему вручена 15 сентября 2022 г.
20 декабря 2022 г. Судакову В.И. Администрацией городского округа Саранск направлены проекты соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в которых ему предложено взамен изымаемого жилого помещения и доли земельного участка выкупную стоимость в размере 496 000 руб., получены 23 декабря 2022 г.
Размер возмещения определен на основании отчета ООО «НОКС-ОЦЕНКА» № 114/11/2022-Н/42 от 9 ноября 2022 г. и исчислен исходя из рыночной стоимости изымаемой недвижимости с учетом стоимости долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом, - в размере 383 000 руб., убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, - в размере 20 500 руб., компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома - в размере 92 500 руб.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что право на предоставление другого благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого, у истца, не состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), в том числе по категории «малоимущие граждане», и являющегося собственником жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным после 1 января 2017 г., не включенного в соответствующую региональную программу, возникает только при достижении соглашения с Администрации городского округа Саранск.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее Федеральный закон от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ) имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (раздел II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.).
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. № 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», в которую включена подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия», которая направлена на реализацию регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в рамках которого предоставляются субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и определены этапы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на период с 2019 года по 2025 год.
Согласно паспорту подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» задачами данной Подпрограммы является переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г., являющихся приложением 4 к подпрограмме «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия», жилой дом по адресу: <адрес>, не включен.
Иных программ на республиканском уровне в указанной сфере отношений не принято.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 и пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса РФ).
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу, жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
При решении вопроса об условиях и порядке реализации жилищных прав истца, юридически значимыми обстоятельствами по делу являются: признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признание собственника малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий, отсутствие иного жилья, пригодного для проживания.
Учитывая, что спорный многоквартирный жилой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку признан аварийным только в 2018 году, собственнику жилого помещения направлено соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, определив в нем размер и порядок выплаты возмещения.
Соглашение о предоставлении иного жилого помещения, взамен изымаемого, вместо предоставления выкупной стоимости жилого помещения, между сторонами не достигнуто.
В связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что орган местного самоуправления в Постановлении №753 от 28 марта 2018 г. определил способ изъятия жилых помещений путем предоставления других благоустроенных жилых помещений, отклоняется судебной коллегией. Более того, орган местного самоуправления принял вышеуказанное постановление до принятия решения об изъятии земельного участка и помещений, расположенных в многоквартирном жилом <адрес>, следовательно, не мог в императивном порядке определить способ изъятия жилых помещений. Указанный пункт постановления распространяется на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, поскольку в силу стати 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с признанием жилого дома аварийным, наниматель подлежит выселению из непригодного для проживания жилого помещения с предоставлением другого жилья, отвечающего установленным требованиям благоустройства и безопасности, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящегося в границах данного населенного пункта.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 подпункта «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании норм права, и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств в соответствии с требованиями статей 12, 67 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд обязан был рассмотреть вопрос о законности постановления Администрации городского округа Саранск от 2 сентября 2022 г. №1249, отклоняется судебной коллегией, поскольку в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 июля 2014 г. №1583-О, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.
Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения исходя из доводов апелляционной жалобы. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по настоящему делу судебного постановления, судебной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не опровергают правильности выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статье 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 30 мая 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Судакова В.И. – без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Леснова |
Судьи |
ЕЯ. Дубровина |
М.С.Елховикова |
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 августа 2023 г.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия И.С. Леснова