Решение по делу № 2-152/2013 от 15.01.2013

Дело № 2- 152/2013

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

14 марта 2013 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лозовых О.В.

с участием прокурора Серякова А.Ю.

при секретаре Морозовой Е.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дубны Московской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управление коммунальными системами» о признании действий по установлению и взиманию платы за принятие в эксплуатацию и опломбирование индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды незаконными,

установил:

Прокурор г. Дубны Московской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управление коммунальными системами» о признании действий по установлению и взиманию платы за принятие в эксплуатацию и опломбирование индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды незаконными.

В обоснование заявленных требований прокурор г. Дубна ссылается на то, что прокуратурой г. Дубны проведена проверка законности установления и взимания ООО «Управление коммунальными системами» платы за опломбирование приборов учёта горячей и холодной воды, установленных в жилых помещениях граждан-потребителей, и составлению сопроводительной документации. Установлено, что ООО «Управление коммунальными системами» является управляющей организацией, которая осуществляет функции по управлению в 8 многоквартирных домах г. Дубны, в т.ч. предоставляет собственникам и нанимателям помещений домов коммунальные услуги. Проведенной проверкой выявлено, что ООО «Управление коммунальными системами» установлена и взимается с граждан-потребителей плата за опломбирование индивидуальных приборов учёта воды и составление сопроводительной документации, в размере <данные изъяты> рублей. Информация о стоимости указанных услуг размещена на официальном сайте управляющей организации ООО «Управление коммунальными системами» http://uks-dubna.ru в разделе «Наши сервисы»/«Сантехнические работы». При неоплате гражданами-потребителями указанных услуг, установленный индивидуальный прибор учета управляющей организацией не регистрируется и не принимается в эксплуатацию, расчеты за потребленную в квартирах воду в таком случае производятся по нормативам потребления, а не по показаниям прибора учета. Действия управляющей организации ООО «Управление коммунальными системами» по установлению и взиманию с граждан-потребителей платы за опломбирование приборов учёта горячей и холодной воды и составление сопроводительной документации прокурор г. Дубны считает незаконными.

В судебном заседании представитель прокуратуры г.Дубна - помощник прокурора г. Дубны Серяков А.Ю. исковые требования поддержал, дал объяснения аналогичные доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «Управление коммунальными системами» по доверенности Уляшов Д.А.. иск прокурора не признал, просил в удовлетворении иска отказать, пояснил, что индивидуальные приборы учета не входят в состав общего имущества, а работа по опломбировке не входит в содержание общего имущества в многоквартирном доме, что подтверждается пунктами 2, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491. Обязанность по учету ресурсов и по вводу приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений. Управляющие организации не вправе обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Установка индивидуальных приборов учета и их ввод в эксплуатацию определяется исключительно волеизъявлением собственника жилого помещения, что исключает навязывание услуг. Стоимость услуги по опломбировке индивидуальных приборов учета до 01 января 2013 года составляла <данные изъяты> рублей, а не как указано на сайте – <данные изъяты> рублей. Указание данной стоимости на сайте является ошибкой, которая в последствии была исправлена. С 01 января 2013 года ООО «Управление коммунальными системами» производит опломбирование установленных приборов учета воды без взимания платы с абонентов, за исключением случае, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится повторно, в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц. Безвозмездность услуги по опломбированию приборов учета предусмотрена ч.5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», данный Федеральный закон вступил в силу с 01 января 2013 года. В связи с чем, представитель ответчика считает, что ООО «Управление коммунальными системами» на законных основаниях оказывало услуги по опломбированию индивидуальных приборов учета на возмездной основе до 01 января 2013 года.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Администрации г. Дубны Борисова И.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснила, что действие Постановления Главы города Дубны Московской области № 28-пг от 25.03.2009 года распространяется только на муниципальные унитарные предприятия, но не на управляющие компании. В 2009 г. появилась такая услуга как установка счетчиков горячей и холодной воды, поэтому Администрацией города было вынесено указанное постановление. Управляющие компании взяли за основу те расценки, которые установлены постановлением № 28-пг от 25.03.2009 г., поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность потребителя оплачивать действия исполнителя по вводу установленного прибора учета в эксплуатацию. Подпункт «а» п. 32 Правил № 354 содержит право исполнителя требовать внесения платы только за потребленные коммунальные услуги. Прибор уже опломбирован заводом-изготовителем и дополнительной пломбировки не требует. Первичное опломбирование должно быть уже заложено в тарифе по коммунальным услугам, в связи с чем, нет оснований взимать плату за опломбирование счетчика.

Суд, выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 года (в редакции от 29.06.2010 г.) № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг.

В соответствии с требованиями Жилищного Кодекса РФ, надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета ставится в зависимость от способа управления многоквартирным домом и может обеспечиваться: ТСЖ (статья 137), ЖСК и ЖК (статья 110), управляющей организацией (статья 162) или иным лицом, осуществляющим соответствующий вид деятельности (статья 164).

Согласно п.2 ст.543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, «коммунальные услуги надлежащего качества» - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условий предоставления коммунальных услуг.

Согласно п. 4 вышеназванных Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия, предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.п. «а» п. 17 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:

а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений…

В соответствии с п.п. «г» п. 50 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» /далее Правил/ исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.

В соответствии с частью 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ холодное и горячее водоснабжение является коммунальной услугой.

Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что прокуратурой г. Дубны проведена проверка законности установления и взимания ООО «Управление коммунальными системами» платы за опломбирование приборов учёта горячей и холодной воды, установленных в жилых помещениях граждан-потребителей, и принятие их в эксплуатацию.

ООО «Управление коммунальными системами» является управляющей организацией, которая осуществляет функции по управлению в 8-ми многоквартирных домах г. Дубны, в т.ч. предоставляет собственникам и нанимателям помещений домов коммунальные услуги.

Проведенной проверкой выявлено, что ООО «Управление коммунальными системами» установлена и взимается с граждан-потребителей плата за опломбирование индивидуальных приборов учёта воды и составление сопроводительной документации.

Как установлено судом и подтверждается показаниями представителем ответчика стоимость указанной услуги установлена приказом директора ООО «Управление коммунальными системами». В калькуляцию стоимости опломбирования внутриквартирных счетчиков горячей и включены расходы по оказанию гражданам услуги по опломбированию приборов учета, а именно затраты на оплату труда работника, по опломбированию счетчика (затраты на дорогу и непосредственно опломбировка), страховые взносы на зарплату работника, стоимость пломбы (10гр), стоимость проволоки, накладные расходы.

Кроме того, информация о стоимости указанных услуг размещена на официальном сайте управляющей организации ООО «Управление коммунальными системами» http://uks-dubna.ru в разделе «Наши сервисы»/«Сантехнические работы».

Согласно представленной в материалы дела справки в 2012 году за услугу «принятие в эксплуатацию и опломбирование индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды» были сделаны начисления 31 человеку на общую сумму <данные изъяты> рублей, в 2013 году за услугу «принятие в эксплуатацию и опломбирование индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды» начисления не делались. (л.д.27).

При неоплате гражданами-потребителями указанных услуг, установленный индивидуальный прибор учета управляющей организацией не регистрируется и не принимается в эксплуатацию, расчеты за потребленную в квартирах воду в таком случае производятся по нормативам потребления, а не по показаниям прибора учета.

Во исполнение положений Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», вступившие в действие с 01.09.2012 г.

В соответствии с п.п. «з» п. 33 Правил № 354 потребитель вправе принять решение об установке прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, и обратиться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности.

Также потребитель согласно п.п. «и» п. 33 Правил № 354 вправе потребовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Между тем, как установлено судом, в целях реализации прав потребителя Правилами № 354 установлены соответствующие обязанности исполнителя, предусмотренные п.п. «ж» и «у» п. 31 Правил № 354.

Правилами исполнителю запрещено препятствовать потребителю в реализации его права на установку прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом (п.п. «т» п. 31 Правил № 354).

Положениями раздела VII Правил № 354 определен порядок учета коммунальных ресурсов с использованием приборов учета, проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний.

Согласно п. 80 Правил № 354 к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

В силу положений п. 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, судом установлено, что процедура ввода прибора учета в эксплуатацию представляет собой фиксирование исполнителем в своих документах наличия у потребителя прибора учета коммунальных ресурсов.

Правилами № 354 предусмотрено, что установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы, за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

До 01.09.2012 г. отношения между управляющей организацией и потребителями коммунальных услуг регулировались «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307).

Согласно пункту 3 Правил № 307 управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, приобретающая коммунальные ресурсы и отвечающая за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретённые у ресурсоснабжающей организации объёмы холодной воды, горячей воды, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учёта, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры. Общий объём потреблённой холодной воды, горячей воды, определённый исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учёта, распределяется между указанными собственниками пропорционально показаниям индивидуальных приборов учёта (пункт 7 Правил № 307).

Исполнитель вправе проводить проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учёта, их исправности, а также целостности на них пломб (подпункт «в» пункт 23, подпункт «г» пункта 50 Правил № 307).

Потребитель обязан в целях учёта коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учёта, внесённые в государственный реестр средств измерений (подпункт «в» пункта 52 Правил № 307); обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учёта, установленных в жилом помещении (подпункт «г» пункт 51 Правил № 307); потребителю запрещается самовольно нарушать пломбы на приборах учёта, демонтировать приборы учёта и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение (подпункт «д» пункта 53 Правил № 307).

При этом, каких-либо положений, предусматривающих обязанность потребителя оплачивать действия исполнителя по вводу установленного прибора учета в эксплуатацию, ни Правила № 354, ни Правила № 307 не содержат.

Подпункт «а» п. 32 Правил № 354 содержит право исполнителя требовать внесения платы только за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней). Аналогичное положение содержалось и в Правилах № 307 (подп. «а» п. 50).

Частью 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что опломбирование установленных приборов учета воды производится без взимания платы с абонентов, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Анализируя законодательство, суд полагает и ответчиком не оспаривалось, что основной целью опломбирования прибора учета потребленной воды, является обеспечение достоверного учета потребляемого энергоресурса и недопущение несанкционированного вмешательства в процесс измерения, в чем заинтересован исполнитель, то есть ООО «Управление коммунальными системами», потребность потребителя в опломбировании фактически отсутствует.

Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что он вправе проводить возмездную услугу по опломбированию приборов учёта воды, суд считает несостоятельными, поскольку, требуя с потребителей оплаты работ по принятию в эксплуатацию и опломбированию индивидуальных приборов учёта, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги и нарушает требования законодательства о защите прав потребителей.

При таких обстоятельствах, суд считает, что опломбирование приборов учета обуславливалось обязательной платой, что ухудшает положение потребителя, делающее его менее благополучным по сравнению с предусмотренным законодательством положением.

Таким образом, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, поскольку деятельность ответчика по установлению и взиманию платы за принятие в эксплуатацию и опломбирование индивидуальных приборов учёта воды противоречит, кроме вышеперечисленных норм и правил, также положениям пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, согласно которым граждане и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение к заключению договора не допускается, за исключением установленных законом или договором случаев, а также пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с которыми запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Поскольку при подаче иска прокурор был освобожден от уплаты госпошлины, то в соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета сумму госпошлины исходя из требований ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора г. Дубны Московской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управление коммунальными системами» о признании действий по установлению и взиманию платы за принятие в эксплуатацию и опломбирование индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды незаконными – удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО «Управление коммунальными системами» по установлению и взиманию платы за принятие в эксплуатацию и опломбирование индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды.

Взыскать с ООО «Управление коммунальными системами» в доход местного бюджета г. Дубны Московской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись О.В. Лозовых

2-152/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Дубны в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Управление коммунальными системами"
Суд
Дубненский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
dubna.mo.sudrf.ru
15.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2013Передача материалов судье
15.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2013Судебное заседание
07.02.2013Судебное заседание
08.02.2013Судебное заседание
14.03.2013Судебное заседание
19.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее