Решение по делу № 33-16996/2016 от 09.12.2016

Судья Панкратова Т.В. Гр. дело № 33-16996/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 декабря 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Хаировой А.Х.,

судей Осиповой С.К., Ефремовой Л.Н.,

при секретаре Майдановой М.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.М.В. к мэрии г.о. Тольятти о признании незаконным распоряжения заместителя мэра г. Тольятти об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о признании права на дополнительную жилую площадь,

с апелляционной жалобой П.М.В. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 октября 2016 года, которым постановлено:

«В иске П.М.В. отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х., пояснения П.М.В.., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

установила:

    Истец П.М.В. обратилась в суд с иском к ответчику мэрии г.о. Тольятти, мотивируя тем, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № * от **.**.**** истцу отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на обеспеченность жилым помещением. С указанным распоряжением истец не согласна, считает, что обеспеченность по норме не исключает возможность предоставления дополнительной жилой площади, поскольку истец имеет заболевание, входящее в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Также истец является малоимущей, инвалидом * группы бессрочно.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд признать распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти № * от **.**.**** незаконным, признать за ней право на дополнительную жилую площадь, обязать ответчика поставить её на учет в качестве нуждающейся в дополнительном жилом помещении как инвалида и малоимущую, и обязать ответчика предоставить дополнительное жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления жилья на день принятия судебного решения.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе П.М.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что ссылка ответчика на то, что в распоряжении истца имеется жилое помещение площадью более 15 кв. м., несостоятельна, поскольку нуждаемость должна определяться согласно п. 1.4. Постановления мэрии г.о. Тольятти от 14.04.2015 г. № 1269-п/1. Также ссылается на то, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, что они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний.

Разрешив в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ вопрос о возможности рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие неявившегося в судебное заседание судебной коллегии представителя мэрии г.о. Тольятти, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения П.М.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Согласно ст. 6 Федерального закона РФ N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.

Из материалов дела следует, что П.М.В. страдает <данные изъяты> заболеванием, по имеющемуся заболеванию на основании Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» имеет право на дополнительную жилую площадь..

Также из материалов дела усматривается, что истец является инвалидом * группы, инвалидность установлена бессрочно.

**.**.**** П.М.В. обратилась в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № * от **.**.**** истцу отказано в принятии граждан на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в связи с обеспеченностью жильем по норме.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Судом установлено, что семья истца, состоящая из истца, ее родителей имеет в собственности (по 1/3 доли каждый) жилое помещение по адресу: <адрес> площадью 48,7 кв.м.

Согласно акту обследования жилищных условий в 2-х комнатной квартире фактически проживает два человека - истец с матерью. Таким образом, в квартире по адресу: <адрес> проживает одна семья.

Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что семья истца имеет жилое помещение, превышающее учетную норму, право на дополнительную жилую площадь при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не учитывается.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что её нуждаемость не определена

Ссылка заявителя жалобы на п. 1.4 Постановления мэрии г.о. Тольятти от 14 апреля 2015 года № 1269-п/1 «О внесении изменений в Постановление мэра г. Тольятти от 05.10.2005 г. № 141-1/п «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и стоимости одного квадратного метра жилья для определения стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории городского округа Тольятти » в соответствии с которым постановлено: «Установить на территории г.о. Тольятти размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда – в размере менее стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, определяемой как результат произведения нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для семей разного размера е ежеквартально устанавливаемой Правительством Самарской области средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по городскому округу Тольятти», является необоснованной.

Уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется из учетной нормы площади жилого помещения (п. 4 ст. 50 ЖК РФ).

Суд первой инстанции верно руководствовался Постановлением мэра г.о. Тольятти Самарской области от 05.10.2005 г. № 141-1/п «Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории г.о. Тольятти », в соответствии с п. 1.1. которого, на территории г.о. Тольятти установлена учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях – в размере менее 12,0 кв.м общей площади жилого помещения на человека.

Поскольку было установлено, что истец и её семья имеют жилое помещение, превышающее учетную норму, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Также суд верно отметил, что допускается предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей учетную норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), но данный вопрос разрешается при предоставлении жилого помещения лицам, состоящим на учете.

Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют этим обстоятельствам. Оценка доказательствам дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

определила:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.М.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступлении в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33-16996/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокофьева М.В.
Ответчики
Мэрия г.о. Тольятти
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
27.12.2016Судебное заседание
28.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее