УИД №77RS0001-02-2022-012601-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2022 года г. Москва
Бабушкинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Фомичевой О.В., при секретаре Турченко Т.П., с участием помощника Бабушкинского межрайонного прокурора г. Москвы Демкиной Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-848/22 по административному исковому заявлению Кузнецова В.О. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Бабушкинский о признании незаконным и отмене решения, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Кузнецов В.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Бабушкинский о признании незаконным и отмене решения № 8/10 от 03.08.2022 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово по многомандатному избирательному округу № 1, обязании зарегистрировать кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово по многомандатному избирательному округу № 1 Кузнецова В.О. Требования мотивированы тем, что оспариваемое решение принято в нарушение ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 35 Избирательного кодекса г. Москвы, поскольку при регистрации кандидата в депутаты представительных органов местного самоуправления не предусмотрено требований о предоставлении выписки по оплате подписных листов и зачислении денежных средств для их изготовления на специальный избирательный счет.
Административный истец, представитель административного истца в судебное заседание явились, доводы административного иска поддержали, просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме и обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель административного ответчика в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований и обращения решения суда к немедленному исполнению не возражал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, 21 июня 2022г. административным истцом в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Бабушкинский (ИКМО) поданы документы в порядке ст. 32 Избирательного кодекса г. Москвы о выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Бабушкинский по многомандатному избирательному округу № 1.
В тот же день ИКМО выдало административному истцу справку для открытия специального избирательного счета кандидата, который был открыт 21.06.2022.
23.06.2022 административным истцом в ИКМО представлены подписные листы в поддержку его самовыдвижения, протокол об итогах сбора подписей избирателей, первый финансовый отчет с выпиской операций по лицевому счету за период с 23.07.2022 по 23.07.2022.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Бабушкинский от 03.08.2022 № 8/10 отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово по многомандатному избирательному округу № 1 Кузнецова Владимира Олеговича.
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно ч. 5 ст. 35 Избирательного кодекса г. Москвы для своей регистрации кандидат в депутаты Московской городской Думы, депутаты представительного органа местного самоуправления, на должность главы муниципального образования не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, одновременно следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей). Протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде представляется, если в поддержку выдвижения кандидата собрано более 100 подписей избирателей;
3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, содержащий нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Городской комиссией (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей). Представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не требуется в случае, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры;
4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место);
5) первый финансовый отчет кандидата, а в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 62 настоящего Кодекса, - уведомление, предусмотренное частью 1 статьи 57 настоящего Кодекса;
6) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей);
7) при проведении выборов депутатов Московской городской Думы письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов…
Оценив представленные сторонами доказательства, принимая во внимание приведенные выше нормы права, в которых не предусмотрено предоставление документа об оплате изготовления подписных листов для регистрации кандидата при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, суд приходит к выводу об отсутствии у избирательной комиссии правовых оснований для отказа в регистрации Кузнецова В.О. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Бабушкинский по многомандатному избирательному округу № 1 по изложенным в оспариваемом решении основаниям.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 названного Закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38, иных требований указанного Закона, а также иных требований, предусмотренных другим законом.
С учетом изложенного, решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Бабушкинский № 8/10 от 03 августа 2022 года не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Учитывая приведенное положение Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, учитывая, что регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией, считает необходимым возложить на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Бабушкинский обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Бабушкинский по многомандатному избирательному округу № 1 Кузнецова В.О., не находя оснований для обязания административного ответчика зарегистрировать Кузнецова В.О. кандидатом в депутаты.
В соответствии с частью 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Разрешая ходатайство административного истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, принимая во внимание отсутствие возражений со стороны ответчика, суд приходит к выводу о его удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Бабушкинский № 8/10 от 03 августа 2022 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Бабушкинский по многомандатному избирательному округу № 1 Кузнецова В.О.
Обязать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Бабушкинский повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Бабушкинский по многомандатному избирательному округу № 1 Кузнецова В.О.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение хх со дня принятия решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2022 года.
Решение суда в окончательной форме принято 15 августа 2022 года.
Судья О.В. Фомичева