Дело № 2а-2829/2019

64RS0044-01-2019-003341-63

Решение

Именем Российской Федерации

11 сентября 2019 года                                 город Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Агарковой И.П.,

при секретаре Емельяновой М.С.,

с участием административного истца Тепловодской Л.А.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» - Степановой А.Н., действующей на основании доверенности <№> от <Дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Тепловодской Л. А. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконными действий, возложении обязанности по установлено срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным,

установил:

Тепловодская Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Саратов», в котором просит суд признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в установлении сроков сноса и расселения жильцов многоквартирного жилого дома по адресу: г. <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, до 28 июня 2022 года, возложить обязанность по установлению указанного срока до 28 июня 2020 года.

В обоснование заявленных требований Тепловодская Л.А. указала, что является собственником коммунальной комнаты, площадью 12,1 кв.м., что составляет 19/100 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, расположенную в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, <адрес>. Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» № 409-р от 29 октября 2018 года вышеуказанный многоквартирный дом был признан аварийным. Основанием признания дома аварийным явилось заключение № 17/з от 28 июня 2018 года межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений в многоквартирных домах установленным в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47. В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 распоряжения собственники помещений обязаны произвести отселение из занимаемых помещений в течение трех месяцев со дня издания распоряжения, а снос дома - до 28 июня 2022 года. Вместе с тем, согласно техническому заключению ООО «РеалСтройПроект» от 21 мая 2018 года, многоквартирный дом по адресу: г. Саратов, <адрес> находится в аварийном состоянии, характеризуется многочисленными повреждениями и деформациями, свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для людей, в связи с чем дальнейшее проживание в многоквартирном доме не представляется возможным. Полагает, что установленный в распоряжении администрации муниципального образования «Город Саратов» срок сноса дома является неразумным, нарушающим её права, так как принадлежащая ей комната непригодна для проживания и создает непосредственную опасность для жизни и здоровья. Считает разумным срок - не позднее <Дата>.

В судебном заседании административный истец Тепловодская Л.А. поддержала заявленные исковые требования, просила суд их удовлетворить по основаниям, указанным в административном иске.

    Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Степанова А.Н. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, в обоснование возражений указала, что административном истцом не представлено доказательств нарушения его прав администрацией муниципального образования «Город Саратов», а также пропущен срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица комитета по управлению имуществом города Саратова не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В силу статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие представител заинтересованного лица.

Суд, выслушав административного истца и представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из материалов дела следует, что Тепловодская Л.А. является собственником жилого помещения в виде одной комнаты площадью 12,1 кв.м., что составляет 19/100 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, расположенную в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, <адрес>.

Заключением межведомственной комиссии № 17/з от 28 июня 2018 года об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, названный выше дом признан аварийным и подлежащим сносу. Данное заключение принято на основании технического заключения ООО «РеалСтройПроект» от 21 мая 2018 года, согласно которому по результатам проведенного визуального обследования жилого здания по адресу: г. Саратов, <адрес>, установлено аварийное состояние конструкций части здания, доступной для визуального осмотра, физический износ здания составляет 65 %, принято решение о нецелесообразности капитального ремонта здания, здание необходимо запланировать под снос.

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» №409-р от 29 октября 2018 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Саратов, <адрес>, признан аварийным, собственникам помещений в указанном доме предписано произвести отселение из занимаемых помещений в течение трех месяцев со дня издания распоряжения, а также произвести снос дома до 28 июня 2022 года.

Тепловодская Л.А. обращалась по вопросу включения указанного аварийного дома в программу переселения из аварийного жилищного фонда.

Согласно сообщению администрации муниципального образования «Город Саратов» от 20 марта 2019 года основания для включения многоквартирного <адрес> города Саратова в новую региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда отсутствуют, поскольку указанный дом в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу после 01 января 2017 года, разъяснено право на реализацию жилищных прав путем обращения в суд с заявлением о предоставлении жилого помещения либо о выплате стоимости за аварийное жилое помещение.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу приведенных положений закона определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако, как предусмотрено частью 10 статьи 32 ЖК РФ срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.

Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание позицию Верховного Суда РФ, изложенную в ответе на вопрос № 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 года, согласно которой определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку действия административного ответчика по установлению срока сноса аварийного дома соответствуют требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установление такого срока в судебном порядке недопустимо. Кроме того, в материалах дела не имеется достаточных данных, обосновывающих требования административного истца в части установления конкретных сроков расселения и сноса дома до 28 июня 2020 года.

Из технического заключения ООО «РеалСтройПроект» от 21 мая 2018 года не следует, что помещение, принадлежащее Тепловодской Л.А., представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям и требует незамедлительного переселения и внеочередного предоставления иного благоустроенного жилого помещения до истечения срока, установленного органом местного самоуправления (28 июня 2022 год).

При этом жильцы многоквартирного дома до настоящего времени в нем проживают и мер к отселению в установленный для них распоряжением срок не принимают, что не отрицал административный истец в судебном заседании, тогда как названный выше срок для сноса дома установлен, в том числе для собственников иных жилых помещений. По истечении названного срока при соблюдении установленной законом процедуры такая обязанность возникает у органа местного самоуправления (изъятие земельного участка, выкуп жилых помещений, предоставление равнозначного жилого помещения)

Само по себе распоряжение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище и не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Административным ответчиком заявлено о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.

В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, по общим правилам административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения срока обращения в суд лежит на административном истце.

В судебном заседании административный истец Тепловодская Л.А. пояснила, что о наличии оспариваемого распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» № 409-р от 29 октября 2018 года и установленного в нем срока сноса аварийного дома ей стало известно в октябре 2018 года. С административным иском административный истец обратился в суд 16 августа 2019 года.

При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования и анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ срок для обращения в суд.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока, а также доказательства уважительности причин пропуска установленного вышеуказанными положениями закона трехмесячного срока об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, Тепловодская Л.А. не представила.

Таким образом, в силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск административным истцом установленного законом срока является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░                                            ░.░. ░░░░░░░░

2а-2829/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Тепловодская Людмила Андреевна
Ответчики
Администрация муниципального образования «Город Саратов»
Другие
Комитет по управлению имуществом города Саратова
Суд
Заводской районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
zavodskoi.sar.sudrf.ru
08.04.2020Регистрация административного искового заявления
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Подготовка дела (собеседование)
08.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее