Решение по делу № 2-448/2016 от 14.06.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«27» июня 2016 года        п. Магистральный

Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Антоневич М.Ф., при секретаре Тарасовой Т.С.,

с участием прокурора Волкова О.А., представителя ответчика Синицыной В.В. (по доверенности от № 10 от 16.12.2015года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-448/2016 по иску Байкальского транспортного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Леспром» о признании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте применительно к опасным грузам в отсутствие лицензии незаконной, обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Байкальский транспортный прокурор (далее по тексту - прокурор) обратился в Казачинско-Ленский районный суд с исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Леспром» (далее по тексту - ответчик- ООО «Леспром») о признании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте применительно к опасным грузам без лицензии незаконной, обязании устранить нарушения и получить лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в срок до 01.07.2016года.

В обоснование иска указано, что Байкальской транспортной прокуратурой по обращению начальника Сибирского агентства фирменного транспортного обслуживания проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о лицензировании, а именно осуществление предприятием ООО «Леспром» погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии на данный вид деятельности. Факт выгрузки опасных грузов без лицензии подтверждается ответом Северобайкальского агентства фирменного транспортного обслуживания от 12.05.2015г. , согласно которому на ст. Киренга грузополучатель ООО «Леспром» на принадлежащий ООО «Русфорест Магистральный» железнодорожный путь в период с 28.01 по 21.04.2016г. осуществляло прием(выгрузку) опасных грузов в количестве 16 вагонов, а также и справкой директора ООО «Леспром» от 27.05.2016г. , согласно которой в адрес грузополучателя ООО «Леспром» на ст. Киренга в период с 01.01.2016г. по 27.05.2016г. поступило 16 вагонов с опасными грузами, которые разгружены силами предприятия. Сведений о получении лицензии ООО «Леспром» в реестре действующих лицензий железнодорожного транспорта на официальном сайте Ространснадзора не имеется. Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии является недопустимой, угрожает безопасности неопределенного круга лиц, поскольку может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Ответчиком ООО «Леспром» представлены возражения по существу иска, в которых просят в удовлетворении иска отказать, поскольку ООО «Леспром» полностью устранило выявленные нарушения добровольно до предъявления исковых требований прокурором. Прекратило самостоятельно заниматься деятельностью по разгрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте с 01.05.2016г. заключило договор оказания услуг по перевалке грузов на железнодорожном транспорте с ООО «Лесресурс». Поскольку общество фактически не осуществляет лицензируемый вид деятельности, следовательно, исковое требование о понуждении к получению лицензии противоречит требованиям ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, ООО «Леспром» находится в стадии реорганизации в форме присоединения к ООО «Русфорест Магистральный», подано в МИФНС № 17 заявление о прекращении деятельности, и дата выдачи документов назначена на 01.07.2016г. ООО «Русфорест Магистральный» в настоящее время находится в стадии получения соответствующей лицензии.

     В судебном заседании прокурор Волков О.А. просил иск удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении. Уточнил требования, просил обязать получить лицензию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика Синицына В.В. в судебном заседании исковые требования признала частично, в части признания погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте применительно к опасным грузам в отсутствие лицензии незаконной, в остальной части иска просила отказать по основаниям, указанным в возражениях.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Из ответа Северобайкальского агентства фирменного транспортного обслуживания от 12.05.2015г. следует, что на ст. Киренга грузополучатель ООО «Леспром» на принадлежащий ООО «Русфорест Магистральный» железнодорожный путь в период с 28.01 по 21.04.2016г. осуществляло прием (выгрузку) опасных грузов класса опасности № 3 (бензин, дизельное топливо) в количестве 16 вагонов (цистерн) или 963,868 тонн. (л.д.20-21).

Из справки помощника Байкальского транспортного прокурора Дитятковского Д.В. от 27.05.2016 года следует, что в ходе проверки установлено, что ООО «Леспром», не имея лицензии, в нарушение ст. 5 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», п. 27 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», занимается погрузочно-разгрузочной деятельностью применительно к опасным грузам (бензин, дизельное топливо) на железнодорожном пути необщего пользования, находящемся в пользовании. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении законодательства о лицензировании, что в свою очередь угрожает безопасности неопределенного круга лиц, поскольку может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде (л.д. 10-12).

Согласно справке ООО «Леспром» от 27.05.2016г. за период с 01.01.2016г. по 27.05.2016г. в адрес грузополучателя ООО «Леспром» на железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие в ст. Киренга ВСЖДфилиала ОАО «РЖД» прибыло и разгружено силами и средствами общества 16 вагонов с бензином и дизельным топливом. Полученный бензин и дизельное топливо общество использует только для собственных нужд, учитывая, что автомобильный и тракторный парк предприятия достаточно значительный, среднемесячный объем получения топлива составляет 1-2 цистерны (л.д. 40).

Факт выгрузки силами и средствами ООО «Леспром» опасного груза- бензина и дизельного топлива в 2016 году подтверждается и транспортными железнодорожными накладными (л.д. 41-50)

То обстоятельство, что у ООО «Леспром» отсутствует лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте применительно к опасным грузам подтверждается объяснением директора ООО «Леспром» Видишева С.И. от 27.05.2016г. (л.д. 15), не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Указанные доказательства подтверждают осуществление ответчиком ООО «Леспром» на железнодорожных путях разгрузки опасных грузов без лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, и данная деятельность создает опасность причинения вреда в будущем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Данное правило имеет предупредительное значение и является специальным по отношению к норме, содержащейся в статье 12 ГК РФ, предусматривающей такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.

Для удовлетворения иска, основанного на положениях статьи 1065 ГК РФ, заинтересованное лицо должно доказать, какая именно деятельность предприятия может причинить в будущем вред и в чем конкретно он будет выражен.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" опасным грузом является груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

В силу пункта 27 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" от 21.11.2011 N 957 также установлено, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию Роспотребнадзором.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 3 данного Закона лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Таким образом, наличие лицензии является гарантией того, что деятельность, связанная с погрузкой и разгрузкой опасных грузов на железнодорожном транспорте, не повлечет неблагоприятных последствий, указанных в статье 2 Федерального закона от №18-ФЗ от 10.01.2003г.

Отсутствие такой гарантии предотвращения ущерба, опасность причинения которого обусловлена характером соответствующей деятельности, является основанием для применения пункта 1 статьи 1065 ГК РФ.

В связи с чем, поскольку судом установлено, что ООО «Леспром» без лицензии осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, то осуществление такой деятельности без соответствующей лицензии в силу положений статей 12 и 1065 ГК РФ является незаконным.

В связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы представителя ответчика о том, что предприятие в настоящее время прекратило самостоятельно заниматься деятельностью по разгрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте, с 01.05.2016г. заключило договор оказания услуг по перевозке опасных грузов на железнодорожном транспорте с ООО «Лесресурс», не могут быть приняты во внимание, поскольку сам факт отсутствия лицензии у предприятия ответчиком в судебном заседании не оспаривался и подтвержден исследованными в судебном заседании доказательствами, а само по себе заключение договора оказания услуг с ООО «Лесресурс» не свидетельствует об отсутствии возможности у ООО «Леспром» самостоятельно заниматься этой деятельностью.

Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время общество находится в стадии реорганизации в форме присоединения к ООО «Русфорест Магистральный», также не может служить основанием к отказу в иске, поскольку сам процесс реорганизации не завершен, доказательств прекращения деятельности ООО «Леспром» отсутствуют, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

А поскольку именно наличие лицензии является гарантией того, что деятельность, связанная с погрузкой и разгрузкой опасных грузов на железнодорожном транспорте, не повлечет неблагоприятных последствий, а отсутствие такой гарантии предотвращения ущерба является основанием для применения пункта 1 статьи 1065 ГК РФ, то и требование прокурора об обязании ООО «Леспром» получить лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, подлежит удовлетворению, с учетом уточнения искового требования в части срока получения - в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, что, по мнению суда, является разумным сроком..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Байкальского транспортного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Леспром» о признании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте применительно к опасным грузам в отсутствие лицензии незаконной, обязании устранить нарушения, - удовлетворить.

Признать погрузочно-разгрузочную деятельность общества с ограниченной ответственностью «Леспром» применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте незаконной.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Леспром» получить лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: подпись М.Ф. Антоневич

Решение не вступило в законную силу.

2-448/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Байкальский транспортный прокурор
Ответчики
ООО "Леспром"
Другие
Сибирское управление Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Суд
Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области
Дело на сайте суда
kazachinsko-lenynsky.irk.sudrf.ru
14.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2016Передача материалов судье
14.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2016Судебное заседание
01.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее