ПРОТОКОЛ АП № от 01.12.2021 ДЕЛО № 5-426/2021(№ 5-5/2022) |
УИД: 44RS0014-01-2021-001026-12 |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
п. Островское |
14 января 2022 года (Резолютивная часть объявлена 14.01.2022 г.) |
Островский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Масловой О.В.,
с участием: лица, привлекаемого к административной ответственности - Насибуллиной Л.Г.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении -инспектора административного надзора МО МВД России «Островский» Коновалова В.В., представившего служебное удостоверение,
при секретаре Пронозиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Насибуллиной Л.Г. , <данные изъяты>, привлекаемой к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ,
установил:
01.12.2021 года в отношении Насибуллиной Л.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, из которого следует, что 01 декабря 2021 г. в 15 час. 07 мин. Насибуллина Л.Г. при посещении магазина «Высшая Лига», расположенном по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Свердлова, д.1, находилась без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора), тем самым не выполнила требования Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 г. №417 «Об утверждения Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», Распоряжения Губернатора Костромской области от 17.03.2020г. № 128-р «О введении режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019 - nCоV) на территории Костромской области», Постановления Губернатора Костромской области от 04.04.2020г. №43 «Об особом порядке передвижения лиц и транспортных средств в условиях введения режима повышенной готовности на территории Костромской области», а именно: не выполнила требование с 20.04.2020г. использовать при входе и нахождении в объектах торговли, бытового обслуживания населения, транспортных средствах (поездах, автобусах и других видах общественного транспорта), такси, в зданиях вокзалов и аэропортов, а также в других объектах с массовым пребыванием людей средства индивидуальной защиты органов дыхания: гигиенические, в том числе медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Насибуллина Л.Г. суду пояснила, что 01.12.2021 года при посещении магазина «Высшая Лига» в указанное время она находилась в маске, которая съехала с ее лица, потому что в магазине было очень жарко. Полагала, что никакой угрозы для окружающих она в тот момент не представляла, потому что какие-либо тяжкие последствия не наступили, в торговом зале магазина, в котором она находилась, покупателей в тот момент не было, что является основанием для признания данного административного правонарушения малозначительным. Также обратила внимание суда на то, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями, в нем не конкретизировано, в чем именно выразилось нарушение, не указано, что должностным лицом велась видеозапись, не отражены ее дата и время, административное расследование по делу не проводилось.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – инспектор административного надзора МО МВД России «Островский» Коновалов В.В. суду пояснил, что 01.12.2021г. он совместно с представителем администрации Островского муниципального района Костромской области – заведующим Отделом по мобилизационной работе, делам ГО и ЧС Тереховым В.Н. проводили рейд по проверке соблюдения гражданами «масочного» режима при посещении магазинов. В магазине «Высшая Лига» по адресу: п.Островское, ул.Свердлова, д.1 была выявлена гражданка Насибуллина Л.Г., у которой средство защиты органов дыхания- маска- находилось на подбородке. Насибуллиной Л.Г. были разъяснены права и обязанности, взято объяснение, оформлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ. Дополнительно пояснил, что протокол об административном правонарушении по ст.20.6.1 КоАП РФ он уполномочен составлять на основании Распоряжения Правительства РФ от 12.04.2020 N 975-р «Перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», видеосъемку на мобильный телефон он осуществлял на основании п.3 ст.11 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции». Административное расследование по делу не проводилось в связи с достаточностью собранных доказательств: видеозаписью правонарушения к протоколу, объяснением Насибуллиной Л.Г., его рапортом.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а"); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" данного пункта (подпункт "у"); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 указанного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 названного Федерального закона (подпункт "ф").
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020г. № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1.
В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм подпункта "а.2" пункта "а" статьи 10, подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1, пунктов "а", "у", "ф" части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417 (далее - Правила), в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос 17 вышеназванного Обзора).
В связи с угрозой завоза и распространения на территории Костромской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Распоряжением Губернатора Костромской области от 17.03.2020 N 128-р на территории Костромской области введен режим повышенной готовности. В связи с введением режима повышенной готовности отдельными правовыми актами губернатора Костромской области могут устанавливаться обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности (п.п. 1, 2).
Согласно п. 4.1 Постановления Губернатора Костромской области от 04.04.2020 N 43 "Об особом порядке передвижения лиц и транспортных средств в условиях введения режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Костромской области" с 20 апреля 2020 года граждане обязаны использовать при входе и нахождении в объектах торговли, бытового обслуживания населения, транспортных средствах (поездах, автобусах и других видах общественного транспорта), такси, в зданиях вокзалов и аэропортов, а также в других объектах с массовым пребыванием людей средства индивидуальной защиты органов дыхания: гигиенические, в том числе медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека.
Граждане, не исполняющие обязанности, установленные настоящим пунктом, не допускаются в объекты торговли, бытового обслуживания населения, транспортные средства, в здания вокзалов и аэропортов, в другие объекты с массовым пребыванием людей.
Событие административного правонарушения и вина Насибуллиной Л.Г. в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № от 01.12.2021 г.; рапортом ИАН МО МВД России «Островский» Коновалова В.В. от 01.12.2021г., объяснением Насибуллиной Л.Г. от 01.12.2021г., в котором указано, что 01.12.2021 года в 15 час. 07 мин. она находилась в магазине «Высшая Лига» по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Свердлова, д.1, в маске, которая была спущена на подбородок, поскольку в магазине было очень жарко и трудно дышать, никого из покупателей рядом с ней в магазине не было, поэтому опасности она ни для кого не представляла; фототаблицей и видеозаписью правонарушения к протоколу об административном правонарушении, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом, не могут быть признаны состоятельными, поскольку протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, наделенным правом составлять протоколы об административных правонарушений в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пунктом 1 Перечня должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 975-р.
Факт ведения сотрудником МО МВД России «Островский» видеозаписи на мобильный телефон не свидетельствует о недопустимости полученной видеозаписи, поскольку Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях не содержит требования об обязательной видеофиксации процессуальных действий специальными техническими средствами. При этом неуказание в процессуальном документе (протоколе об административном правонарушении) факта ведения видеозаписи на сотовый телефон сотрудника полиции само по себе не свидетельствует о недопустимости записи, как доказательства по делу. Основания для признания видеозаписи недопустимым доказательством у суда отсутствуют.
Довод Насибуллиной Л.Г. о том, что по делу не проведено административное расследование, несостоятелен в силу следующего.
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Согласно названной выше норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если после выявления административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возникла необходимость осуществления комплекса требующих значительных временных затрат процессуальных действий, может быть проведено административное расследование.
При этом согласно части 2 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 названного Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, или прокурором.
С учетом изложенного проведение административного расследования по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является обязательным, а вопрос о проведении такого расследования решается лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при возбуждении дела об административном правонарушении в зависимости от необходимости осуществления процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
По настоящему делу лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопрос о проведении административного расследования не решался.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что изложенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, совокупность которых объективно свидетельствует о том, что Насибуллина Л.Г., находясь в помещении объекта торговли –магазине «Высшая лига», использовала средство индивидуальной защиты органов дыхания – маску- таким образом, что она не закрывала органы дыхания (не были закрыты рот и нос).
Невыполнение утвержденных названным Постановлением Губернатора Костромской области от 04.04.2020 N 43 Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, в части использования средств индивидуальной защиты органов дыхания, закрывающих рот и нос, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных судом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Насибуллина Л.Г. имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от неё меры по их соблюдению.
Действия Насибуллиной Л.Г. суд квалифицирует по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного Насибуллиной Л.Г. правонарушения малозначительным и освобождения её от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется.
Согласно ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом характера совершенного правонарушения, принимая во внимание отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также тот факт, что Насибуллина Л.Г. привлекается к административной ответственности впервые, учитывая требования пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также в целях предупреждения совершения новых правонарушений, суд приходит к выводу о назначении Насибуллиной Л.Г. наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Насибуллину Л.Г. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд Костромской области в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии постановления.
Судья
Островского районного суда О.В.Маслова