Решение по делу № 2-457/2022 от 15.08.2022

84RS0001-01-2022-000552-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2022 года                                                                                                   г. Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Пигиной Н.А.,

при секретаре Лырминой В.Г.,

с участием истца и.о. прокурора Таймырского района Иванова В.А.,

материального истца несовершеннолетней ИСТЕЦ,

законного представителя несовершеннолетнего истца Новиковой Т.В.,

представителя ответчика администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Ефимовой О.Е., доверенность от 28.01.2022 года,

представителя ответчика управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Малютиной В.В., выступающей на основании распоряжения администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 15.12.2018 года № 273-к,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-457 по иску прокурора Таймырского района в интересах ИСТЕЦ в лице законного представителя Новиковой Татьяны Владимировны к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и управлению развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о компенсации морального вреда, причиненного нападением безнадзорной собаки,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Таймырского района Иванов В.А. обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней ИСТЕЦ в лице ее законного представителя Новиковой Т.В. к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и управлению развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о компенсации морального вреда, причиненного нападением безнадзорной собаки, указывая на то, что в ходе изучения материала КУСП № 1703 от 21.03.2021 года ОМВД России по Таймырскому району проведена проверка исполнения на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района требований законодательства при организации отлова и содержания безнадзорных животных. Так, установлено, что 21.03.2021 года в дежурную часть ОМВД поступило сообщение по факту укуса 19.03.2021 года безнадзорной собакой несовершеннолетнюю ИСТЕЦ, проживающую по адресу: <адрес>, которая возвращалась в вечернее время домой из школы. Данная собака находилась во дворе указанного дома без поводка и ошейника, укусила несовершеннолетнюю за левую ногу. За медицинской помощью ИСТЕЦ не обращалась, поскольку получила незначительные телесные повреждения из-за надетой на ней теплой одежды, однако испытала физическую боль и была сильно напугана. Таким образом, в результате укуса безнадзорной собаки, ИСТЕЦ испытала физические и нравственные страдания. Ссылаясь на ст.ст. 1064, 1069, 1099, 151 ГК РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон № 184-ФЗ от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закон № 4979-1 от 14.05.1993 года «О ветеринарии», Закон Красноярского края № 4-1402 от 13.06.2013 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов края отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», № 498-ФЗ от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», прокурор просит взыскать в солидарном порядке с администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и с управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района компенсацию морального вреда в размере 8 000 рублей в пользу несовершеннолетней ИСТЕЦ в лице её законного представителя Новиковой Т.В.

В судебном заседании и.о. прокурора Таймырского района Иванов В.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным выше.

Законный представитель материального истца Новикова Т.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, пояснила, что действительно в вечернее время ее дочь ИСТЕЦ возвращалась домой со школы. Во дворе дома, где они проживают по адресу: <адрес>, дочь за левую ногу укусила собака. До этого они видели данную собаку также в своем дворе на протяжении 2 или 3 недель, она была без паводка, данную собаку с хозяином они никогда не видели. Учитывая, что ребенок была в теплой одежде, никаких повреждений на ноге не было, только припухлость, в связи с чем они решили в больницу не обращаться. Однако дочь была напугана. На следующий день она позвонила в ОМВД по Таймырскому району и заявила о случившемся, делая, чтобы данную собаку из их двора убрали. Цели взыскания компенсации морального вреда она не преследовала. В дальнейшем она была приглашена в прокуратуру, где ей разъяснили право на возмещение морального вреда. Иск прокурора она полностью поддерживает.

Несовершеннолетняя истица ИСТЕЦ, принимая участие в судебном заседании, также пояснила, что, когда она возвращалась домой со школы, во дворе увидела собаку, которая была без паводка и ошейника, стоя во дворе лаяла. Когда она прошла мимо собаки, эта собака подбежала к ней сзади и укусила ее за левую ногу, это было для нее неожиданно, она испугалась. Придя домой, она рассказала об этом маме, ноге в месте укуса немного припухла, а затем примерно 2 дня болела. Собака балы черной, средних размеров, ранее они видела данную собаку во дворе их дома. Думает. Что данная собака была бездомной, так как с хозяином она ее никогда не видела.

Представитель ответчика администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Ефимова О.Е. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала представленные в материалы дела письменные возражения, из которых следует, что доказательств увечья или иного повреждения здоровья ИСТЕЦ в результате нападения собаки, а также наличие у нее нравственных страданий, стороной истца не представлено. Кроме того, со стороны администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района отсутствует виновное бездействие, поскольку механизм организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Красноярского края определен Порядком, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 24.12.2019 года № 751-п, в соответствии п. 1.3 которого такие мероприятия включают в себя: отлов животных, в том числе транспортировку и передачу в приюты животных; возврат потерявшихся животных; возврат содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места обитания. В соответствии п. 2.2 указанного Порядка мероприятия по отлову животных осуществляются на основании информации о необходимости проведения отлова животных (заявки по телефону, письменные обращения, обращения в электронной форме), поступившей в уполномоченный орган от физических и юридических лиц. Плановых мероприятий по отлову таких животных Порядок не предусматривал. Информация о реализации данных мероприятий доводится до населения посредством всех доступных средств. Главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий, является управление развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на основании постановления администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 04.02.2021 года № 87. В рамках данных полномочий Управлением заключаются муниципальные контракты по отлову животных без владельцев. По состоянию на 19.03.2021 года был заключен муниципальный контракт от 12.03.2022 года № 2021.066. которым охватывались мероприятия на территории г.Дудинки. В рамках данного контракта от населения были приняты заявки по отлову собак без владельцев. В период с 13.03.2021 года по 30.06.2021 года было отловлено 103 животных без владельцев, из них 18 – возвращено в среду обитания. Заявок о нахождении безнадзорной собаки по адресу: <адрес>, 19.03.2021 года или ранее этой даты, не поступало. Такая заявка поступила только 22.03.2021 года и была передана исполнителю муниципального контракта. В связи с чем представитель полагает, что администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района действовала в рамках переданных ей полномочий. Доказательств противоправности действий ответчика стороной истца не представлено, отсутствует и причинная связь между укусом собаки и противоправностью ответчика при исполнении переданных государственных полномочий. Также истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней, так как отсутствуют доказательства, что собака была бешеная. (л.д. 68-70)

Представитель ответчика управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Малютина В.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы представителя администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, пояснила, что установленным Порядок по реализации полномочий по состоянию на 19.03.2021 года не были предусмотрены профилактические плановые осмотры территории города в целях отлова животных. Таким отловы производились только по заявкам граждан, в связи с чем Управлением полностью соблюден установленный порядок реализации переданных государственных полномочий.

Представитель третьего лица ООО «Бытовик» в судебном заседании участия не принимал. о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом. путем направления заказного письма по месту нахождения организации, л причинах неявки не известно. (л.д. 33, 35, 195)

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса РФ и ст. 151 Гражданского кодекса РФ, что следует из положений пункта 1 статьи 1099 ГК РФ.

Статьей 51 ГК РФ предусмотрено, что, в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Как установлено в судебном заседании, 19.03.2021 года в вечернее время несовершеннолетнюю ИСТЕЦ, ДД.ММ.ГГГГ рождения, возвращавшуюся из школы домой, во дворе дома <адрес> в г.Дудинка, укусила безнадзорная собака, в результате чего несовершеннолетняя испытала физическую боль и нравственные страдания, выразившееся в испуге.

Изложенные обстоятельства установлены на основании показания истца ИСТЕЦ и ее законного представителя Новиковой Т.В., а также подтверждаются материалами проверки КУСП№ 1703 от 21.03.2021 года, содержащими: рапорт от 21.03.2021 года о поступлении сообщения от Новиковой Т.В. в ОМВД района по факту укуса собакой ее дочери; объяснениями ИСТЕЦ и Новиковой Т.В., данных в ходе проверки по материалу, которые аналогичны показаниям в судебном заседании.

Исходя из положений п.п. 1 п.1 ст. 2 Федерального закона т 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" здоровье человека, включает в себя физическое и психическое состояние, а также социальное благополучие человека.

Указанные исследованные доказательства бесспорно свидетельствуют о факте наличия физических (в виде физической боли в месте укуса, продолжающихся на протяжении двух дней) и нравственных страданий ИСТЕЦ, выразившихся в испуге несовершеннолетнего ребенка, что является очевидным при беспричинном нападении животного на человека.

Кроме того, оснований не доверять пояснениям несовершеннолетней ИСТЕЦ и ее законного представителя Новиковой Т.В. у суда не имеется, поскольку аналогичные пояснения они давали при проведении проверки по материалу КУСП № 1703. При этом при обращении в ОМВД по Таймырскому району законный представитель Новикова Т.В. не преследовала корыстную цель по последующему взысканию морального вреда с виновных лиц, поскольку инициатива обращения в суд с данным иском исходила от прокурора, действующего в защиту прав несовершеннолетней.

В соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 27.12.2018 N 498-ФЗ, животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.

Доказательств того, что указанная собака имела владельца, суду не представлено. Одновременно с этим, в судебном заседании установлено, что собака не имела ошейника или паводка, была без хозяина не только в этот день, но и в другие дни. Доказательств того, что после отлова собаки, кто-либо обращался в администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района с заявлением о возвращении животного, суду не представлено.

Определяя вопрос ответственности каждого ответчика за причинение вреда несовершеннолетней, суд приходит к следующему.

Исходя из нормативного регулирования отношений в сфере обращения с животными без владельцев, установленного Федеральным законом РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ                      «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», Законом Красноярского края № 4-1402 от 13.06.2013 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов края отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», Федеральным законом № 498-ФЗ от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», осуществление государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных возложено на администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, что в судебном заседании сторонами не оспаривалось.

В соответствии с положениями п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

Применительно к подп. 49 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Законом Красноярского края от 13.06.2013 года № 4-1402 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, как исполнительно – распорядительный орган муниципального района, наделена отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению в животными без владельцев, что следует из статей 1 и 2 указанного Закона.

Таким образом, именно к полномочиям администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района отнесены вопросы организации мероприятий по отлову животных без владельцев.

    Управление развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района является органом администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в сфере градостроительной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства, что следует из п.1.1 Положения об управлении развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. (л.д. 179)

В рамках реализации переданных государственных полномочий, 12.03.2021 года между Управлением развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и ООО «Бытовик» заключен муниципальный контракт № 2021.066, по условиям которого Общество обязалось оказать услуги по отлову, содержанию и возврату животных без владельцев на прежние места их обитания на территории г. Дудинки Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в соответствии с техническим заданием, в срок с 12.03.2021 года по 31.12.2021 года. (л.д. 73-80)

Исполнение данного муниципального контракта подтверждается актом приемки выполненных работ по отлову, содержанию и возврату животных без владельцев на прежние места их обитания на территории г.Дудинки. Из плана – задания по муниципальному контракту следует, что в рамках муниципального контракта также 22.03.2021 года произведен отлов трех собак в районе дома <адрес> в г.Дудинка по заявлению Новиковой Т.В., по заявке поступившей 22.03.2021 года (л.д. 97-99)

Статья 1 Федерального закона от 30.03. 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к санитарно-противоэпидемиологическим (профилактическим) мероприятиям относит, в числе прочих, меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

В силу п. 1 ст. 29 указанного Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия.

Согласно п. 1789 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.

Кроме того, мероприятия по отлову безнадзорных животных, относятся к мероприятиям по охране жизни и здоровья людей, осуществление которых, отнесено к вопросам местного значения п. 32 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

На момент нападения собаки без владельца на несовершеннолетнюю ИСТЕЦ муниципальный контракт был заключен и исполнялся лишь на основании поступивших заявок, что свидетельствует о неэффективности выполнении администрацией муниципального района мероприятий по охране жизни и здоровья людей, проживающих на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, и о наличии причинно-следственной связи с причинением вреда здоровью ИСТЕЦ, в связи с чем, имеются основания для возложения на администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района ответственности за вред, причиненный несовершеннолетней.

Довод представителя ответчика о том, что установленным Порядком предусмотрен отлов животных без владельцев только по заявке населения, судом принят быть не может, поскольку, Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Красноярского края, утвержденный Постановление Правительства Красноярского края от 24.12.2019 N 751-п, предполагает в качестве цели организации указанных мероприятий предотвращение причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

Как следует из п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», в случае причинения потерпевшему вреда здоровью, он во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается.

В данном случае ИСТЕЦ причинен как физический вред здоровью, так и психический, выраженный в испуге.

Оценивая степень причиненных физических и нравственных страданий а также возраст ИСТЕЦ достигшей по состоянию на 19.03.2021 года – <данные изъяты> лет, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению в размере 1 000 рублей, что в данном случае будет являться справедливой и соразмерной компенсацией.

           На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Таймырского района в интересах ИСТЕЦ в лице законного представителя Новиковой Татьяны Владимировны к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и управлению развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о компенсации морального вреда, причиненного нападением безнадзорной собаки, удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в пользу ИСТЕЦ, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, денежную компенсацию морального вреда в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.

В остальной части исковые требования прокурора Таймырского района оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Дудинский районный суд Красноярского края.

Судья                                                                        Н.А. Пигина

Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2022 года.

2-457/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Таймырского района
Информация скрыта
Новикова Татьяна Владимировна
Ответчики
Администрация ТДНМ района
Управление развития инфраструктуры Администтрации ТДНМ района
Другие
ООО "Бытовик"
Суд
Байкитский районный суд Красноярского края
Судья
Пигина Наталья Александровна
Дело на странице суда
dudinsky.dud.sudrf.ru
15.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2022Передача материалов судье
19.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2022Судебное заседание
04.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее