РЎСѓРґСЊСЏ: Власова Р.Р’. в„– 21-722/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
г. Самара «06» июня 2019 года
РЎСѓРґСЊСЏ Самарского областного СЃСѓРґР° Трескунова Р›.Рђ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании жалобу директора РћРћРћ В«Рнтерстрим» РћСЃРёРїРѕРІР° РЎ.РЎ. РЅР° решение Автозаводского районного СЃСѓРґР° Рі.Тольятти Самарской области РѕС‚ 19 апреля 2019 РіРѕРґР° РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, которым
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда РІ Самарской области РўСЋСЂСЋРєРѕРІРѕР№ Рќ.Р•. в„– 63/12-9890-18-Р/472/7/1 РѕС‚ 05.02.2019 РіРѕРґР° РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡.4 СЃС‚. 5.27 РљРѕРђРџ Р Р¤, РІ отношении должностного лица – генерального директора РћРћРћ В«Рнтерстрим» РћСЃРёРїРѕРІР° Сергея Сергеевича,- оставлено без изменения, Р° жалобу РћСЃРёРїРѕРІР° РЎ.РЎ.– без удовлетворения,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда РІ Самарской области РўСЋСЂСЋРєРѕРІРѕР№ Рќ.Р•. в„– 63/12-9890-18-Р/472/7/1 РѕС‚ 05.02.2019 РіРѕРґР° должностное лицо – директор РћРћРћ В«Рнтерстрим» РћСЃРёРїРѕРІ РЎ.РЎ. признан виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного С‡. 4 СЃС‚. 5.27 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, Р·Р° которое ему назначено наказание РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, Осипов С.С. обратился с жалобой в Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области, которым 19 апреля 2019 года вынесено вышеуказанное решение.
В настоящей жалобе, поданной на рассмотрение в Самарский областной суд, Осипов С.С. считает решение районного суда незаконным, просит его изменить, заменив назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение, ссылаясь на отсутствие общественной опасности допущенного правонарушения. Ранее к административной ответственности не привлекался, является руководителем микропредприятия, решая вопрос о наказания, полагает возможным применение ст.4.1.1 КоАП РФ.
Осипов С.С. либо его защитник в суд не явился, извещен правильно и своевременно о дате и времени рассмотрения дела в суде, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявлял. Считаю возможным рассмотреть материалы дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 37 Конституции России, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом.
Согласно ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
В силу статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе следующие условия: трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов; условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст.100 ТК РФ, режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
В силу ст. 106 ТК РФ время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашения и трудовых договоров.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
РР· материалов дела усматривается, что 23.01.2019 РіРѕРґР°, РЅР° основании распоряжения (приказа) заместителя руководителя Государственной инспекции труда РІ Самарской области в„– 63/12-9890-18-Р/472/1 РѕС‚ 05.12.2018 РіРѕРґР° РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ письменными обращениями Р¤РРћ4 Рѕ нарушениях трудовых прав РћРћРћ В«Рнтерстрим», была проведена внеплановая документарная проверка РІ отношении РћРћРћ В«Рнтерстрим».
Р’ С…РѕРґРµ проверки были выявлены нарушения СЃС‚. 57 РўРљ Р Р¤, Р° именно: работодатель РІ трудовом РґРѕРіРѕРІРѕСЂРµ, заключенном СЃ работником РћРћРћ В«Рнтерстрим» Р¤РРћ4, РЅРµ указал режим рабочего времени Рё времени отдыха, условие Рѕ месте работы. РџРѕ факту выявленных нарушений трудового законодательства, был составлен акт в„–63/12-9890-18-Р/472/2, вынесено предписание для устранения выявленных нарушений.
Факт нарушения должностным лицом – директором РћРћРћ В«Рнтерстрим» Осиповым РЎ.РЎ. требований трудового законодательства подтверждается совокупностью собранных РїРѕ делу доказательств, РІ том числе протоколом РѕР± административном правонарушении РѕС‚ 05.02.2019 РіРѕРґР°; трудовым РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј в„– 8 РѕС‚ 01.07.2018 РіРѕРґР°, заключенного СЃ Р¤РРћ4, приказом Рѕ приеме РЅР° работу Р¤РРћ4 кладовщиком РЅР° 0,5 ставки, актом в„–63/12-9890-18-Р/472/2 выявленных недостатков РїРѕ результатам проверки, иными материалами дела, которым дана оценка РЅР° предмет допустимости, достоверности, достаточности РїРѕ правилам статьи 26.11 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Привлекая директора РћРћРћ В«Рнтерстрим» РћСЃРёРїРѕРІР° РЎ.РЎ. Рє административной ответственности РїРѕ С‡. 4 СЃС‚. 5.27 РљРѕРђРџ Р Р¤ государственный инспектор труда Государственной инспекции труда РІ Самарской области пришел Рє правильному выводу Рѕ нарушении указанным должностным лицом законодательства Рѕ труде, поскольку выявленные нарушения напрямую влияют РЅР° обеспечение государственных гарантий трудовых прав работников.
Действия директора РћРћРћ В«Рнтерстрим» РћСЃРёРїРѕРІР° РЎ.РЎ., имевшего возможность для соблюдения требований трудового законодательства, квалифицированы РїРѕ части 4 статьи 5.27 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РІ соответствии СЃ установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса Рё положениями трудового законодательства.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются вышеуказанными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер, направленных на своевременное выполнение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, оснований для изменения вида наказания, снижения наказания либо применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, не усматриваю.
Доводы жалобы на необходимость применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ были судом проверены и признаны несостоятельными.
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Анализ взаимосвязанных вышеуказанных положений применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Р’ данном случае СѓРіСЂРѕР·Р° причинения вреда заключается РЅРµ РІ наступлении каких-либо материальных последствий РѕС‚ правонарушения, Р° РІ пренебрежительном отношении директора РћРћРћ В«Рнтерстрим» РћСЃРёРїРѕРІР° РЎ.РЎ. Рє исполнению СЃРІРѕРёС… обязанностей работодателя, возложенных РЅР° него трудовым законодательством, Рё Рє интересам работника, которому государством гарантируется защита трудовых прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ.
В связи с чем, оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену вынесенных по делу постановлений, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Оснований для отмены состоявшихся по делу решений с прекращением производства по делу, как ставится об этом вопрос в жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
Р Р• РЁ Р Р›:
Решение Автозаводского районного СЃСѓРґР° Рі.Тольятти Самарской области РѕС‚ 19 апреля 2019 РіРѕРґР° Рё постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда РІ Самарской области РўСЋСЂСЋРєРѕРІРѕР№ Рќ.Р•. в„– 63/12-9890-18-Р/472/7/1 РѕС‚ 05.02.2019 РіРѕРґР° РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡.4 СЃС‚. 5.27 РљРѕРђРџ Р Р¤, РІ отношении должностного лица – генерального директора РћРћРћ В«Рнтерстрим» РћСЃРёРїРѕРІР° Сергея Сергеевича,- оставить без изменения, Р° жалобу РћСЃРёРїРѕРІР° РЎ.РЎ.– без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда Л.А.Трескунова