УИД 47RS0005-01-2020-007107-03
Дело № 2-1285/2021 (2-4980/2020;) | |
г. Выборг | 12 мая 2021 года |
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего - судьи Баширова Т.Н.,
при секретаре - Родионовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Потапова Игоря Владимировича к администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области о признании границы земельного участка установленной, об обязании предоставить земельный участок в собственность за плату,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области о признании границы земельного участка установленной, об обязании предоставить земельный участок в собственность за плату.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ему на праве собственности, на основании Решения Выборгского городского суда Ленинградской области по делу №2-1759/2018 от 10 мая 2018 года принадлежит двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
В ходе оформления земельного участка под указанный жилой дом в КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1200 кв. м.
Письмом от 03 октября 2019 года № оз-5855 было сообщено, что границы земельного участка пересекают границы земель Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес». Истцом было направлено заявление для согласования в Северо-Западное лесничество - филиал ЛОГКУ «Ленобллес».
15 января 2020 года за № 02-518/2020 Комитет по природным ресурсам Ленинградской области сообщил о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
КУМИГ администрации Выборгского района сообщил истцу письмом от 08 сентября 2020 года за № оз-5079, что согласно представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по сведениям публичной кадастровой карты испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда.
Истец просит суд признать установленной границу земельного участка площадью 1200,0 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с координатами Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, выполненной ООО «Альтернатива»:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Обязать Администрацию Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области предоставить в собственность за плату по цене 3% от кадастровой стоимости земельного участка под существующий жилой дом земельный участок площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ приходит к следующему.
На основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности, на основании Решения Выборгского городского суда Ленинградской области по делу №2-1759/2018 от 10 мая 2018 года принадлежит двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
В ходе оформления земельного участка под указанный жилой дом в КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1200 кв. м.
Письмом от 03 октября 2019 года № оз-5855 было сообщено, что границы земельного участка пересекают границы земель Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес». Истцом было направлено заявление для согласования в Северо-Западное лесничество - филиал ЛОГКУ «Ленобллес».
15 января 2020 года за № 02-518/2020 Комитет по природным ресурсам Ленинградской области сообщил о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
КУМИГ администрации Выборгского района сообщил истцу письмом от 08 сентября 2020 года за № оз-5079, что согласно представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по сведениям публичной кадастровой карты испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда.
При сопоставлении сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, представленных на Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной ООО «Альтернатива», с материалами государственного лесного реестра, Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области установлено, что образуемый земельный участок расположен на землях лесного фонда - выдел 21 квартала 20 Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признается в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права. Вместе с тем, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда Северо-Западного лесничества Ленинградской области зарегистрировано 28 февраля 2005 года, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации №, что подтверждается повторным свидетельством о государственной регистрации права от 27 ноября 2009 года №
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01 января 2017 года признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда является ранее возникшим и в силу статьи 69 Федерального закона от 13 мая 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» существует и признается юридически действительным.
Из разъяснений, данных в письме Росреестра от 24.12.2018 № 19-12996-ВС/18 «О направлении информации» и в письме Минэкономразвития России от 21.11.2018 № Д23и- 6249 по вопросу применения положений федеральных законов, измененных Федеральным законом от 29 июля 2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в государственных реестров и установления принадлежности земельного определенной категории земель», следует, что ч. 1 ст. 4.7 Федерального закона действие Лесного кодекса Российской Федерации» участка, на котором расположен объект недвижимости возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН и использование которого не связано с использованием лесов осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с частью 2 статьи 4.7 Федерального закона № 201-ФЗ если застроенный лесной участок подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.
В отношении предусмотренного статьей 3.5 Закона № 137-Ф3 согласования схемы расположения, подготовленной с целью образования застроенного лесного участка, отмечается, что пунктом 1 статьи 3.5 Закона № 137-Ф3 прямо установлено, что согласование схемы расположения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, осуществляется только в случае образования земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности.
Таким образом, согласование схемы расположения участка из земель лесного фонда, находящихся в соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в рамках переданных ему полномочий в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В настоящее время на территории Ленинградской области указанные полномочия закреплены за Комитетом постановлением Правительства Ленинградской области от 31 юля 2014 года № 341.
Предоставление застроенного лесного участка с учетом положений пункта 1 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется Росимуществом. Здесь необходимо отметить, что учитывая ограничение лесных участков в обороте в соответствии положениями статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление Росимуществом застроенных лесных участков гражданам возможно только на правах аренды.
Таким образом, суд считает требование истца об обязании предоставить земельный участка в собственность за плату неподлежащим удовлетворению.
В силу требований п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе в случае самовольного занятия земельного участка (подп. 2 п. 1 ст. 60 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ спорного земельного участка с правообладателями смежного земельного участка является обязательным.
Разрешая спор об определении границ земельных участков, следует исходить из того, что местоположение границы земельного участка определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 мая 2018 года исковые требования Потапова Игоря Владимировича к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области о признании права собственности на жилой дом - удовлетворены. Решение вступило в законную силу 14 июня 2018 года.
Согласно п. 14 ст. 4 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 08 августа 2008 года предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка.
В соответствии с п. 9 ст. 10 указанного закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» до 01 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий: 1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 08 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 08 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 08 августа 2008 года; 2) смежным земельным участком является лесной участок.
Постановлением администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 20 июля 2010 года № 4815 истцу был предоставлен земельный участок площадью 1200 кв.м., по адресу: Ленинградская <адрес>, под строительство индивидуального жилого дома в аренду на 49 лет.
01 декабря 2012 года была утверждена схема планировочной организации земельного участка, согласованы границы отвода земельного участка.
Доказательств предъявления требований к истцу или администрации об истребовании спорной части земельного участка истца из их владения в материалы дела не представлено.
Согласно статье 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель») в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года (часть 3 статьи 14 указанного Закона).
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 08 августа 2008 года предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка (часть 4 ст. 14 Закона).
Положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 08 августа 2008 года (часть 5 статьи 14 Закона).
Положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок (часть 8 статьи 14 Закона).
В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории) (часть 10 статьи 14 Закона).
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (часть 12 статьи 14 Закона).
В случае уточнения местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь такого земельного участка увеличивается не более чем на десять процентов площади, указанной в правоустанавливающих документах или документах, удостоверяющих права на такой земельный участок.
На основании вышеизложенного, суд считает требование истца о признании границы земельного участка установленной подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Потапова Игоря Владимировича - удовлетворить частично.
Признать установленной границу земельного участка площадью 1200,0 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с координатами Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, выполненной ООО «Альтернатива»:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Судья
Резолютивная часть решения суда объявлена в судебном заседании 12 мая 2021 года |
Мотивированное решение суда изготовлено 19 мая 2021 года |
УИД 47RS0005-01-2020-007107-03
Подлинный документ находится в гражданском деле №2-1285/2021 (2-4980/2020;) ~ M-4201/2020 в Выборгском городском суде Ленинградской области.