№2-7363/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2017 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Кириченко А.Д.,
при секретаре Слиповичевой Н.А.,
с участием истца Клешнина Никиты Сергеевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клешнина Н.С. к Администрации города Оренбурга об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм,
УСТАНОВИЛ:
Клешнин Н.С. (истец) обратился в суд с иском, указав, что он является ребенком, оставшимся без попечения родителей и состоит на учете в Администрации г. Оренбурга в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Клешнин Н.С. включен в список граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда под .... Несмотря на то, что истец достиг 18-тилетнего возраста, в нарушение закона он не имеет жилья в собственности либо иного закрепленного жилья.
В связи с чем, истец просил суд обязать Администрацию г. Оренбурга предоставить ему за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования город Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Оренбурга, третьего лица Правительства Оренбургской области в лице Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика в письменном заявлении, приобщенном к материалам дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, а так же указал, что возражают против удовлетворения требований истца, полагая, что Клешнин Н.С. должен быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма исходя из времени постановки на учет в порядке очередности.
Представитель третьего лица предоставил письменный отзыв, в котором указал, что не возражает против удовлетворения заявленных требований, однако, просит в резолютивной части решения суда установить разумный срок для исполнения решения суда с учетом финансирования и срока оформления муниципального контракта на приобретение жилого помещения, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, приходит к следующему.
Из положений п.2 ст. 13 ЖК РФ, следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Указанным лицам жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и могут быть предоставлены ранее чем по достижении ими возраста 18 лет в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ).
В силу положений абз.1 ч.1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ, детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Оренбургской области по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз.2 ч.2 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-03).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 ч. 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.3 ч.2 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-03).
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются в Список при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Оренбургской области (ч.1 ст. 2 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-03).
Решение о включении (об отказе во включении) в Список принимается уполномоченным органом в сфере образования в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления о включении в Список (ч.3 ст. 2 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-03).
Право истца на обеспечение специализированным жилым помещением ответчиком и третьими лицами не оспаривалось и подтверждается включением истца в Список рассматриваемой категории лиц, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию (городской округ, муниципальный район) в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список (ч.6 ст.2 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013г. N1420/408-V-03).
По положениям ч. 1 ст. 6 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/3 89-IV-03 финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Клешнин ... родился ..., родителями являются: отец – ФИО1, мать – ФИО2
Решением Акбулакского районного суда Оренбургской области от ... ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении сына Клешнина Н.С.
... ФИО2 умерла.
Постановлением администрации МО Акбулакский район Оренбургской области ... от ... ФИО3 назначена попечителем несовершеннолетнего Клешнина Н.С.
С ... по ... Клешнин Н.С. был включен в Список подлежащих обеспечению жилым помещением детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории МО Акбулакского района Оренбургской области, жилье на предоставлялось.
Постановлением администрации г. Оренбурга ... от ... Клешнин Н.С. включен в Список подлежащих обеспечению жилым помещением детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец проживает в г. Оренбурге, собственного жилья не имеет, на обеспечении государства не находится.
Со стороны ответчика не оспаривалось и подтверждается исследованными судом материалами гражданского дела, что истец достиг возраста восемнадцати лет, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением или социальной выплатой на его приобретение не обеспечен, включен в список подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы со стороны ответчика о том, что предоставление истцу жилого помещения возможно только в порядке очередности в соответствии со временем постановки на учет, несостоятельны.
Как отмечалось ранее, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы третьего лица о том, что предоставление жилого помещения истцу зависит от поступления финансирования из бюджета Оренбургской области суд во внимание не принимает, поскольку формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Изложенное в совокупности позволяет суду сделать вывод о том, что исковые требования Клешнина Н.С. подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом, исходя из положений ст. 204 ГПК РФ суд полагает необходимым определить срок исполнения решения суда - срок предоставления истцу специализированного жилого помещения в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Клешнина Н.С. к Администрации города Оренбурга об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм - удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Оренбурга предоставить Клешнину Н.С., ... года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования ... не ниже установленных норм предоставления жилой площади в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 27.11.2017 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 27.12.2017 года.
Судья: подпись. Кириченко А.Д.