Судья: Бражник И.С. № 33-7988/2023
№ дела в 1-й инст. №2-166/2023
УИД 91RS0020-01-2023-000099-71
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 31 августа 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Балема Т.Г.,
судей Корбута А.О.,
Копаева А.А.,
при секретаре Абкаировой З.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского района Республики Крым, администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе администрации Советского района Республики Крым на решение Советского районного суда Республики Крым от 26 июня 2023 года,
установила:
прокурор Советского района Республики Крым обратился в суд с исковым заявлением к администрации Советского сельского поселения Советского района Республики ФИО1 о возложении обязанности совершить определенные действия.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Советского района в ходе проверки исполнения требований федерального законодательства в части оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Советское сельское поселение Советского района Республики Крым выявлены нарушения в деятельности администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым. При проведении осмотра территории пгт. Советский в части содержания мест накопления ТКО, установлено, что органом местного самоуправления контейнерные площадки не оборудованы в соответствии с требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: отсутствует ограждение контейнерных площадок (контейнеров) по ул. <адрес> района Республики Крым; отсутствует бетонированное (или асфальтированное) покрытие под контейнерами, расположенными по следующим адресам: <адрес> района Республики Крым. Непринятие администрацией Советского сельского поселения Советского района Республики Крым должных мер по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, в части оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой Советского района в ходе проверки исполнения требований федерального законодательства в части оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Советское сельское поселение Советского района Республики Крым выявлены нарушения в деятельности администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым.
Определением Советского районного суда Республики Крым от 06 апреля 2023 года администрация Советского района Республики Крым привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением Советского районного суда Республики Крым от 24 мая 2023 года администрация Советского района Республики Крым исключена из числа третьих лиц по настоящему дела и привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Советского районного суда Республики Крым от 26 июня 2023 года исковые требования прокурора Советского района Республики Крым удовлетворены.
На администрацию Советского сельского поселения Советского и администрацию <адрес> Республики ФИО1 возложена обязанность в течении 6 (шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу:
- установить ограждение контейнерных площадок (контейнеров) по <адрес>, пер. Чкалова, д.З, ул. 50 лет СССР, д.ЗЗ, <адрес> пгт. <адрес> Республики ФИО1;
установить бетонированное (или асфальтированное) покрытие под контейнерами, расположенными по следующим адресам: пер. Чкалова, д.З, кл. 50 лет СССР, д.ЗЗ, <адрес> пгт. <адрес> Республики ФИО1.
Не согласившись с указанным решением, администрация <адрес> Республики ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в части обязания администрации <адрес> Республики ФИО1 установить ограждение контейнерных площадок, бетонированное (или асфальтированное) покрытие под контейнерами в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, неправильную оценку фактических обстоятельств дела. Указывает, что данный вопрос относится к компетенции администрации Советского сельского поселения <адрес> Республики ФИО1.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу, поданных прокурором <адрес> Республики ФИО1, указано, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Музафаров С.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части.
Прокурор против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не просили. Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Балема Т.Г., пояснения представителя ответчика, прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции не в полной мере соответствует вышеизложенным требованиям.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами и органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 2 Закона Республики Крым от 19.01.2015 № 71-ЗРК 2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее - Правила) определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно пункту 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Исходя из вышеприведенных норм, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, регулируют вопросы накопления отходов производства и потребления (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Как установлено судом, в ходе проведенной прокурорской проверки, в нарушение указанных выше правовых норм на территории муниципального района установлено, что органом местного самоуправления не в полном объеме исполняются требования законодательства по надлежащему обустройству мест (площадок) накоплений твердых коммунальных отходов.
Так, администрацией Советского сельского поселения <адрес> Республики ФИО1 сформированы и ведутся: Перечень мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Советского сельского поселения <адрес> Республики ФИО1 и Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Советского сельского поселения <адрес> Республики ФИО1.
Указанный реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования сформирован на основании уже существующих 38 мест накопления ТКО.
При проведении осмотра территории пгт. Советский в части содержания мест накопления ТКО, установлено, что органом местного самоуправления контейнерные площадки не оборудованы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- отсутствует ограждение контейнерных площадок (контейнеров) по <адрес> Республики ФИО1;
- отсутствует бетонированное (или асфальтированное) покрытие под контейнерами, расположенными по следующим адресам: <адрес> Республики ФИО1.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к выводу о возникновении у ответчиков обязанности по приведению контейнерных площадок, находящихся в собственности администрации <адрес> Республики ФИО1 и администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции основанным на правильном применении норм материального права и соответствующим фактическим обстоятельствам по делу только лишь в части возложения обязанностей на администрацию Советского сельского поселения Советского района Республики Крым.
В части возложения обязанностей на администрацию Советского района Республики Крым судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
В силу ч. 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Администрация Советского района Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Устава муниципального образования Советский район Республики Крым, принятого решением 4-ой (внеочередной) сессии Советского районного совета 1-го созыва от 10 ноября 2014 года №1 (с изменениями не момент выдачи оспариваемого предостережения), в состав территории района входят: Советское сельское поселение, Дмитровское сельское поселение, Заветненское сельское поселение, Ильичевское сельское поселение, Красногвардейское сельское поселение, Краснофлотское сельское поселение, Некрасовское сельское поселение, Прудовское сельское поселение, Пушкинское сельское поселение, Урожайновское сельское поселение, Чапаевское сельское поселение, Черноземненское сельское поселение.
При этом часть 1.1. вышеприведенной статьи данного Устава, содержит перечень населённых пунктов в сельских поселениях, входящих в состав муниципального образования Советский район Республики Крым.
Согласно пункту 1 статьи 42 Устава муниципального образования Советский район Республики Крым, принятого решением 4-ой (внеочередной) сессии Советского районного совета 1-го созыва от 10 ноября 2014 г. N 1, администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и республиканскими законами.
Пунктами 2 и 4 статьи 44 Устава определены полномочия администрации Советского района.
В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу ст. 2 Закона Республики Крым от 19.01.2015 N 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» за сельскими поселениями Республики Крым закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 6, 7.1,7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов), 22, 24, 26, 32, 33.1, 33.2, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся:
- участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления городского, сельского поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Кроме того, системный анализ законоположений Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) свидетельствует об отсутствии правовой коллизии в части возможного перераспределения полномочий по решению вопросов местного значения между муниципальными районами и сельскими поселениями (в том числе в сфере обращения с отходами производства и потребления) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В действующей редакции Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных образований, в частности сельских поселений и муниципальных районов, закрепленным в статьях 14, 15 Федерального закона N 131-ФЗ, относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территориях соответствующих городских поселений и муниципальных районов.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ закреплен перечень вопросов местного значения сельского поселения. Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ иные вопросы местного значения, закрепленные в части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 указанной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131 -ФЗ).
Вместе с тем пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Учитывая вышеуказанные положения закона, судебная коллегия считает доводы апелляционной жалобы обоснованными, поскольку проведение данных мероприятий относится к компетенции администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, так как суд, не разграничил полномочия администраций и не определил, решение каких именно вопросов относится к компетенции администрации Советского района Республики Крым и администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
апелляционную жалобу администрации Советского района Республики Крым – удовлетворить.
Решение Советского районного суда Республики Крым от 26 июня 2023 года отменить в части удовлетворения требований к администрации Советского района Республики Крым, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации Советского района Республики Крым.
В остальной части решение Советского районного суда Республики Крым от 26 июня 2023 года – оставить без изменений.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: Т.Г. Балема
Судьи: А.О. Корбут
А.А. Копаев