дело №2а-300/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2017 года пгт. Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Плесовской Н.В.,
при секретаре Поповой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми к Федорову В.И. о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогам и пеням,
установил:
Межрайонная ИФНС России №3 по РК (далее истец, инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федорову В.И. о взыскании задолженности по налогам и пеням за 2015 год в размере 18 312 руб. 75 коп., из которых: 651 руб. 00 коп. – задолженность по налогу на имущество физических лиц, 3 руб. 04 коп. – пени по налогу на имущество физических лиц; 10 200 руб. – задолженность по транспортному налогу с физических лиц, 7 030 руб. – пени по транспортному налогу с физических лиц, 424 руб. – задолженность по земельному налогу с физических лиц, 4 руб. 53 коп. – пени по земельному налогу с физических лиц. В обоснование требований указано, что ответчик является плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, однако в установленный законом срок, до 01.12.2016, обязанность по уплате налогов согласно направленному уведомлению от 16.09.2016 не исполнил, в связи с чем, на сумму просроченной задолженности начислены пени; предъявленные налоговым органом требования от 13.12.2016 и 16.12.2016 об уплате налогов и пеней ответчик также не выполнил.
Требования мотивированы тем, что в 2015 году ответчик являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов, поскольку имел в собственности объект недвижимости, расположенный по адресу: РК, <адрес>, с кадастровым (условным) номером №, а также являлся собственником земельного участка с кадастровым (условным) номером №, расположенного по адресу: РК, <адрес> того, на его имя зарегистрирован буксировочный теплоход, имеющий рег. знак №, мощностью 170 л.с.
В дальнейшем, 16.11.2017 в суд поступило заявление административного истца об уточнении суммы исковых требований, в котором указано, что в связи с перерасчетом налога на имущество физических лиц истец считает необходимым уточнить заявленные требования, и просит взыскать с Федорова В.И. задолженность по налогам и пени в размере 17 658 руб. 53 коп., из которых: 10 200 руб. – задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год, 7 030 руб. – пени по транспортному налогу с физических лиц, 424 руб. – задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2015 год, 4 руб. 53 коп. – пени по земельному налогу с физических лиц. Кроме того, из информации, направленной налоговым органом и поступившей в суд 23.11.2017, следует, что по состоянию на 17.11.2017 задолженность перед бюджетом по уплате налога на имущество физических лиц за Федоровым В.И. отсутствует.
Вышеуказанные уточненные исковые требования приняты к рассмотрению судом в заявленном объеме, о чем 23.11.2017 вынесено соответствующее определение.
В соответствии со ст. 2 Закона РК №110-РЗ «О транспортном налоге», ст. 361-362 НК РФ, определяющем налоговые ставки в зависимости от типа транспортного средства и мощности его двигателя, ответчику произведен расчет подлежащего уплате налога, который составил 10 200 рублей. На основании ст. 389-390, 394 НК РФ произведен расчет земельного налога, который составил 424 рубля. Налоговым органом Федорову В.И. направлялось уведомление от 16.09.2016, в котором предлагалось оплатить транспортный налог за 2015 год в сумме 10 200 рублей, а также земельный налог в сумме 424 рубля в срок до 01.12.2016.
Поскольку добровольно ответчиком налог уплачен не был, 20.12.2016 истец направил налоговое требование № от 13.12.2016 об уплате транспортного налога за 2015 год в сумме 10 200 рублей и пеней в сумме 37 руб. 40 коп., рассчитанных на задолженность, имеющуюся у Федорова В.И. по другим периодам, взысканную на основании судебных решений и не погашенную на период формирования налогового требования, а также требование об уплате земельного налога в сумме 424 руб. 00 коп. и пеней в сумме 1 руб. 55 коп.
Кроме того, налоговым органом Федорову В.И. 23.12.2016 направлялось требование № от 16.12.2016 об уплате транспортного налога за 2015 год в сумме 10 200 рублей и пеней в сумме 6993 руб. 90 коп., рассчитанных на задолженность, имеющуюся у Федорова В.И. по другим периодам, взысканную на основании судебных решений и не погашенную на период формирования налогового требования, а также требование об уплате земельного налога в сумме 424 руб. 00 коп. и пеней в сумме 2 руб. 98 коп
Поскольку и после направления налоговых требований обязанность по уплате указанных налогов и пеней ответчиком не исполнена, истец был вынужден обратиться в суд о принудительном взыскании недоимки по налогам и пеней.
В соответствии с приказом ФНС России от 01.02.2017 года № ММВ-7-4/157 с 10.05.2017 произведена реорганизация Межрайонной ИФНС России №4 по Республике Коми путем присоединения к Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми.
В судебное заседание представитель административного истца и административный ответчик, извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились. Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России №3 по РК о причинах своей неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. Административный ответчик Федоров В.И. представил в суд заявление от 14.12.2017 с просьбой отложить судебное заседание по данному делу, назначенное на 19.12.2017 в 15.00 часов, назначив его рассмотрение на январь 2018 года, указав, что в настоящее время запрещен переезд и транспортное сообщение через реку Печора, а добираться из пст. Знаменка до пгт. Троицко-Печорск на автобусе для него проблематично в силу возраста.
С учетом указанных обстоятельств, в том числе заблаговременного извещения административных истца и ответчика о времени и месте судебного заседания, суд полагает, что причины неявки сторон в судебное заседание являются неуважительными. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
От административного ответчика в суд поступили письменные возражения на иск, в которых Федоров В.И. указывает, что из представленных административным истцом документов неясно, за какой период времени и в отношении каких объектов налогообложения заявлены исковые требования. Полагает, что они предъявлены в отношении несуществующего буксирного теплохода, поскольку им приобретался лишь катер <данные изъяты> который на соответствующий учет им поставлен не был. Отмечает, что вся документация по регистрации катера <данные изъяты> находится в Центре государственной инспекции по маломерным судам, являющейся правопреемником Северного Управлении государственного и речного надзора, расположенного в Архангельской области. В связи с чем, расчет транспортного налога по данному маломерному транспортному средству может быть произведен лишь ФНС России №1 по Архангельской области, расположенной по месту нахождения органа, осуществляющего постановку на учет транспортного средства, а не Межрайонными ИФНС №3 и №4 по Республике Коми. Полагает требования административного истца в отношении заявленного к взысканию транспортного налога не обоснованными. Кроме того, истец считает не обоснованными также требования о взыскании с него задолженности по земельному налогу с физических лиц и пени, поскольку в настоящее время не возделывает земельный участок, в связи с использованием которого ему начислена задолженность по земельному налогу с физических лиц и пени за 2015 год.
Исследовав и проанализировав материалы настоящего дела, а также материалы гражданских дел №2-268/2010, №2-12/2012, №2-436/2013, №2-44/2015, №2-1256/2015, №2а-68/2016, №2а-398/2016, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность корреспондирует с обязанностью предусмотренной пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ).
Частями 1-2, пунктами ч. 3, 5 части 3 статья 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Согласно ч. 1, 3, 8 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участником консолидированной группы налогоплательщиков, если иное не предусмотрено п. 4 настоящей статьи: 1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; 1.1) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления; 3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
В силу положений ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, не превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В силу положений ч. 1, 2, 4, 6, 8 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
В соответствии с положениями ч. 1, 3-5 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии со ст. 357, 358 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно сведениям Межрайонной ИФНС №3 за Федоровым В.И. числится зарегистрированное транспортное средство – буксирный теплоход №, мощностью 170 л/с., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичная информация содержится в сообщении ФБУ «Администрации Печорского бассейна внутренних водных путей» от 15.11.2017, согласно которой самоходное судно <данные изъяты> №, 1986 года постройки, идентификационный номер №, 170 л/с принадлежит на праве собственности (100%) Федорову В.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме этого, факт регистрации данного самоходного судна на ответчика отражен в многочисленных судебных актах, вступивших в законную силу.
Так, решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 15.02.2012 Федорову В.И. отказано в удовлетворении исковых требований о признании недействительной записи в государственном судовом реестре о регистрации на его имя буксирного теплохода. При рассмотрении дела суд пришел к выводу, что совокупность исследованных доказательств подтверждает осуществление регистрации буксирного теплохода на имя Федорова В.И. на основании его заявления и представленных документов.Многочисленными решениями Троицко-Печорского районного суда РК от 19.08.2010 по делу №2-268/2010, от 25.05.2012 по делу №2-12/2012, от 01.11.2013 по делу №2-436/2013, от 12.03.2015 по делу №2-44/2015, от 09.02.2016 по делу №2а-68/2016, от 27.05.2016 по делу №2а-398/2016 установлено, что собственником буксирного теплохода является именно ответчик Федоров В.И.
При этом, законность решений Троицко-Печорского районного суда РК (дела №2-12/2012, №2-436/2013 и №2а-398/2016) была предметом проверки суда апелляционной инстанции, который признал их законность и обоснованность, согласившись с мотивами, по которым суд первой инстанции пришел выводам, в том числе касающимся принадлежности Федорову В.И. спорного буксирного теплохода.
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ выводы судов о принадлежности Федорову В.И. данного буксирного теплохода на праве собственности имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, поэтому факт принадлежности ответчику буксирного теплохода на праве собственности суд находит доказанным. Доводы административного ответчика относительно того, что требования о взыскании с него транспортного налога могут предъявляться территориальным налоговым органом по Архангельской области, расположенным по месту нахождения органа, осуществляющего постановку на учет транспортного средства, признаются судом не основанными на законе, в связи с чем, во внимание при принятии решения судом не принимаются.
В соответствии с требованиями ст. 62 КАС РФ Федоровым В.И. в рамках рассмотрения настоящего дела не представлено доказательств того, что в 2015 году он не являлся собственником буксирного теплохода, либо данный теплоход снимался им с учета до начала течения налогового периода.
Таким образом, совокупность представленных суду доказательств, свидетельствует о том, что транспортное средство (буксирный теплоход) в спорный период (2015 год) являлось объектом налогообложения, а ответчик являлся соответственно плательщиком транспортного налога.
Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 20 рублей. Вышеуказанные налоговые ставки, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.
Статьей 2 Закона РК №110-РЗ «О транспортном налоге» от 26.11.2002 с изменениями в 2014 году применительно к катерам, моторным лодкам и другим водным транспортным средствам с мощностью двигателя свыше 100 л.с., была установлена ставка транспортного налога в размере 60 рублей на одну лошадиную силу мощности двигателя.
Статьей 362 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Административный истец представил суду копию налогового уведомления № от 16.09.2016, адресованного ответчику, на уплату транспортного налога за 2015 год в сумме 10 200 рублей.
Как следует из налогового уведомления, истец исчислил сумму налога, подлежащую уплате ответчиком за 2015 год в размере 10 200 рублей (170 л.с. х 60 рублей х 12 месяцев), что подтверждается его копией и списком почтовых отправлений. Налоговым уведомлением ответчику предлагалось уплатить налог в срок до 01.12.2016.
Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Пунктом 2 статьи 363 НК РФ установлено, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В связи с неуплатой ответчиком транспортного налога в срок, указанный в налоговом уведомлении, инспекцией направлялось требование №, которым административному ответчику предлагалось оплатить задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 10 200 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в размере 37 рублей 40 копеек и требование № об уплате указанной задолженности и пени за несвоевременную уплату налога в размере 6993 рублей 90 копеек. Срок уплаты недоимки по налогу и пени установлен налоговым органом ответчику соответственно до 23.01.2017 и до 24.01.2017. Налоговое требование № направлено Федорову В.И. 20.12.2016 года, а требование № – направлено 23.12.2016.
Кроме того, ч. 1-2 ст. 387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В силу ч. 1 ст. 388-389 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (ст. 390 НК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 391, 397 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Административному ответчику с 01.02.1996 принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: РК, <адрес>, кадастровой стоимостью в размере 28 263 рублей.
Согласно положениям пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Согласно п. 3 вышеуказанной статьи в случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 настоящей статьи.
Абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 г. №347-ФЗ, от 29.11.2014 г. №379-ФЗ) в отношении налогового периода 2015 года была предусмотрена обязанность по уплате налогоплательщиками – физическими лицами земельного налога в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как отмечалось судом выше, ответчику наряду с уплатой транспортного налога в налоговом уведомлении № предлагалось уплатить земельный налог за 2015 год в размере 424 рублей в срок до 01.12.2016. Требованием №, выставленным ответчику 13.12.2016, предлагалось уплатить указанный налог в срок до 23.01.2017, а требованием № от 16.12.2016 – в срок до 24.01.2017.
Заявленные административным истцом требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1-2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу положений ч. 4, 6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу требований ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как отмечалось судом выше, требование об уплате транспортного и земельного налогов за 2015 год направлялось административному ответчику с предоставлением срока для уплаты до 23.01.2017 и 24.01.2017.
Межрайонная ИФНС России №4 по Республике Коми обращалась в Троицко-Печорский судебный участок Республики Коми с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Федорова В.И. задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогу с физических лиц и пени в размере 18 312 руб. 75 коп., по результатам рассмотрения которого мировым судьей данного судебного участка 10.04.2017 вынесен судебный приказ №2а-529/2017 о взыскании с Федорова В.И. указанной денежной суммы. Однако, в связи с поступившими от должника возражениями относительно порядка его исполнения, данный судебный приказ отменен определением мирового судьи Троицко-Печорского судебного участка Республики Коми от 25.04.2017.
С рассматриваемым иском налоговый орган обратился в суд 21.09.2017, то есть в установленный налоговым законодательством шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, который истекал 26.10.2017, в связи с чем, он не является пропущенным.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из сведений, представленных административным истцом, следует, что в требовании № от 13.12.2016 в сумму пеней по транспортному налогу с физических лиц в размере 37 руб. 40 коп. включены пени, исчисленные за период со 02.12.2016 по 12.12.2016 на недоимку по налогу в размере 10 200 руб., а в сумму пеней по земельному налогу с физических лиц в размере 1 руб. 55 коп. включены пени, исчисленные за аналогичный период просрочки уплаты налога на недоимку по налогу в размере 424 руб.
Административным истцом также представлены сведения, из которых следует, что в требовании № от 16.12.2016 в сумму пеней по транспортному налогу с физических лиц в размере 6993 руб. 90 коп. включены пени, исчисленные за период с 01.12.2015 по 15.12.2016 на недоимку по налогу в размере 10 200 руб., а в сумму пеней по земельному налогу с физических лиц в размере 2 руб. 98 коп. включены пени, исчисленные за период с 04.12.2015 по 15.12.2016 на недоимку по налогу в размере 424 руб. 00 коп.
Таким образом, сумма пеней по транспортному налогу в соответствии с вышеуказанными требованиями составляет 7031 руб. 30 коп. (6993,90+37,40), а сумма пеней по земельному налогу составляет 4 руб. 53 коп. (1,55+2,98). К взысканию же административным истцом заявлены пени – по транспортному налогу в размере 7030 руб. и по земельному налогу в размере 4 руб. 53 коп.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Взыскание пеней при наличии неисполненных требований об уплате налога подлежит начислению до дня фактического исполнения обязанности по уплате налога.
Представленными суду доказательствами подтверждено нахождение в собственности административного ответчика указанных выше объектов налогообложения в период 2015 года.
Проверив представленный административным истцом расчет сумм задолженности по налогам и пеней, суд признает его обоснованным с учетом указанных уточнений относительно сумм пеней, подлежащих взысканию, поскольку такой расчет произведен в строгом соответствии с требованиями налогового законодательства (ст. 75 НК РФ). Административным ответчиком не представлено суду доказательств не соответствия сумм налогов и пеней, подлежащих уплате, определенных истцом к взысканию за 2015 год. В связи с чем, при рассмотрении дела, суд исходит из того, что суммы налогов, подлежащие уплате и не исполненные административным ответчиком на момент вынесения данного решения, составляют – по транспортному налогу 10 200 рублей и пеней 7030 рублей, поскольку суд не вправе выходить за пределы заявленных истцом требований, несмотря на то, что размер пеней по транспортному налогу фактически составляет 7031 рубль 30 копеек, а по земельному налогу 424 рубля и пеней 4 рубля 53 копейки.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание положения ст. 289-290 КАС РФ, суд приходит к выводам, что обстоятельства, послужившие основанием для взыскания налога и пеней административным истцом в отношении ответчика, нашли свое полное подтверждение представленными доказательствами, достоверность которых сомнений у суда не вызывает, в связи с чем, заявленные истцом исковые требования подлежат удовлетворению.
При обращении в суд, административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому в соответствии со ст. 111, 113 КАС РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в соответствии с пп. 1 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в сумме 706 рублей 34 копеек.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Коми к Федорову В.И. о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогам и пеням за 2015 год в размере 17 658 рублей 53 копейки удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Федорова В.И. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Коми:
задолженность по уплате транспортного налога за 2015 год в сумме 10 200 рублей;
пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год, начисленные за период с 01.12.2015 по 15.12.2016 в сумме 7030 рублей;
задолженность по уплате земельного налога за 2015 год в сумме 424 рубля;
пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год, начисленные за период с 04.12.2015 по 15.12.2016 в сумме 4 рубля 53 копейки.
Взыскать с Федорова В.И. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 706 рублей 34 копейки.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.В. Плесовская
Мотивированное решение составлено 22 декабря 2017 года.