Дело № 3а-159/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2020 года г. Новосибирск
Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петруниной И.Н.
при секретаре ----
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости
установил:
<данные изъяты> обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости расположенных по адресу: <адрес>
- помещения, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № назначение: нежилое;
- помещения, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, назначение: нежилое;
- помещения, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № назначение: нежилое;
- помещения, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № назначение: нежилое, в размере их рыночной стоимости. В обоснование требований указав, что данные объекты недвижимости принадлежат ей на праве собственности.
Приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 28 ноября 2016 года № 3108 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Новосибирской области, согласно которым кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости составила:
- помещения с кадастровым номером № – <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
- помещения с кадастровым номером № – <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
- помещения с кадастровым номером № – <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
- помещения с кадастровым номером № – <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Ссылаясь на положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец полагает необходимым установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере рыночной, на основании № от ДД.ММ.ГГГГ выполненных оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Сибирское объединение оценщиков»: <данные изъяты> соответственно.
<данные изъяты> в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие и в отсутствие ее представителя.
Представитель Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Управления Росреестра по Новосибирской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Новосибирской области ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени, месте, дате судебного разбирательства, причину неявки суду не сообщили.
Явка истца и его представителя, административных ответчиков, заинтересованных лиц в судебное заседание обязательной не является и не признана судом обязательной.
В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при неявке в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представителей этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Судом установлено и следует из материалов дела, что <данные изъяты> является собственником объектов недвижимости расположенных по адресу: <адрес>
- помещения, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № назначение: нежилое;
- помещения, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № назначение: нежилое;
- помещения, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № назначение: нежилое;
- помещения, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № назначение: нежилое <данные изъяты>
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена Приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 28 ноября 2016 года № 3108 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Новосибирской области» методом массовой оценки.
Кадастровая стоимость нежилых помещений составила <данные изъяты>
- с кадастровым номером № – <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
- с кадастровым номером № – <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
- с кадастровым номером № – <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
- с кадастровым номером № – <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Нежилые помещения в силу подпункта 6 пункта 1 статьи 401 названного Кодекса являются объектами налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законом Новосибирской области от 31 октября 2014 года № 478-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Новосибирской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Новосибирской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
<данные изъяты> согласно положениям главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой оценки спорных нежилых помещений.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Таким образом, <данные изъяты> являясь собственником нежилых помещений, имеет законный интерес в установлении в отношении спорных объектов недвижимого имущества кадастровой стоимости в размере их действительной рыночной стоимости.
В силу статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет). Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости административным истцом представлены:
- Отчет № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Сибирское объединение оценщиков» в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 8 февраля 2016 года составила <данные изъяты> рублей;
- Отчет № от ДД.ММ.ГГГГ года, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Сибирское объединение оценщиков» в соответствии с которым рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № и № по состоянию на <данные изъяты>;
- Отчет № от ДД.ММ.ГГГГ выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Сибирское объединение оценщиков» в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Вышеназванные отчёты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости названных объектов недвижимости. Указанные в отчетах цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования – определение рыночной стоимости объектов оценки.
В отчетах присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.
Кроме того, в отчетах приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Доказательств несоответствия или недостоверности данных отчетов требованиям действующего законодательства административные ответчики суду не представили.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что Отчеты № от ДД.ММ.ГГГГ выполненные оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Сибирское объединение оценщиков» соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки (ФСО № № 1, 2, 3, 7) утвержденных Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 297, № 298, № 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 611, соответственно.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки используемых административным истцом нежилых помещений их рыночной стоимости.
В связи с чем, требования <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости спорных нежилых помещений в размере их рыночной стоимости на основании представленных Отчетов № от ДД.ММ.ГГГГ выполненных оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Сибирское объединение оценщиков», подлежат удовлетворению.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости расположенных по адресу: <адрес>
- помещения, площадью №, назначение: нежилое, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере - <данные изъяты>
- помещения, площадью №, назначение: нежилое, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере - <данные изъяты>
- помещения, площадью №, назначение: нежилое, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере - №
- помещения, площадью №, назначение: нежилое, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере - <данные изъяты>
Дата обращения <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Новосибирского областного суда, в соответствии со статьей 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Председательствующий по делу Петрунина И.Н.