Решение по делу № 2-1395/2016 (2-7413/2015;) от 25.12.2015

дело № 2-1395/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Пушкино 25 февраля 2016 года

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Золотаревой О.В.

при секретаре Щ.

с участием прокурора М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пушкинского городского прокурора в интересах Л. к Государственному учреждению – Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия,

                    у с т а н о в и л:

Пушкинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Л., мотивируя требования тем, что в ходе прокурорской проверки деятельности филиала ГУ – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – филиал отделения Фонда) установлено, что Л. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию. В 2015 году в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида ей были необходимы: слуховой аппарат средней мощности на правое ухо, слуховой аппарат средней мощности на левое ухо, индивидуальный вкладыш 2 шт., в связи с чем, <дата> Л. обратилась в филиал отделения Фонда с заявлением об обеспечении ее указанными средствами реабилитации. На период прокурорской проверки заявление инвалида не исполнено.

В ходе рассмотрения дела прокурором уточнен субъектный состав ответчиков, с учетом полномочий заявленных первоначально организаций -ответчиков, установленных, в том числе, Положением о филиале ГУ-Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ, все исковые требования заявлены к надлежащему ответчику - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал отделения Фонда привлечен к участию в деле в качестве 3-лица.

В судебном заседании прокурор М. иск поддержала, просила признать незаконным бездействие ГУ-МО РО ФСС РФ, обязать ответчика обеспечить Л. предусмотренными индивидуальной программой реабилитации техническими средствами, выдать направление на их получение.

Представитель ГУ-МО РО ФСС РФ и филиала отделения Фонда по доверенности К. оставила разрешение спора на усмотрение суда, фактические обстоятельства, изложенные прокурором, не отрицала, при этом пояснила, что неисполнение обязательств ответчика перед инвалидом вызвано тем, что его обеспечение не было охвачено объемами тех государственных контрактов, которые были заключены ответчиком на 2015 год.

Л. в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена (л.д.26).

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации, гарантирует каждому также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).

Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон) предусмотрена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В статье 9 Закона дается понятие реабилитации инвалидов и определяются ее основные направления. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В статье 10 Закона конкретизируется, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, который утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11, 11.1 Закона установлено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и друг реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсации способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, согласно которым на уполномоченный орган возложена обязанность рассматривать заявление инвалида о предоставлении средств реабилитации в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомлять инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (пункт 5 Правил).

Согласно пункту 15.1 названных Правил, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.Таким образом, действующими нормативными документами определены две формы порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее ТСР): путем оформления направления уполномоченным органом для последующего получения инвалидом ТСР у поставщика; и самостоятельное приобретение инвалидом ТСР с последующей выплатой компенсации уполномоченным органом фактически понесенных расходов на основании документов, подтверждающих эти расходы.

В соответствии с пунктом 16 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.

В ходе рассмотрения дела судом установлено.

Л. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию. В 2015 году в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида ей были необходимы: слуховой аппарат средней мощности на правое ухо, слуховой аппарат средней мощности на левое ухо, индивидуальный вкладыш 2 шт., в связи с чем, <дата>. Л. обратилась в филиал отделения Фонда с заявлениями об их предоставлении (л.д.8, 10-11).

Постановлением Правительства МО от 20.10.2010 N 913/48 утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Правительству Московской области передана часть полномочий Российской Федерации по обеспечению имеющих место жительства в Московской области:

лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, нуждающихся в технических средствах реабилитации в соответствии с программами реабилитации пострадавшего), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид" (далее - инвалиды), в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, техническими средствами реабилитации, услугами, включенными в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р;

отдельных категорий граждан из числа ветеранов, указанных в статьях 15-19 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", не являющихся инвалидами (далее - ветераны), протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - протезы) в соответствии с заключениями об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветеранов, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам, а также услугами по ремонту протезов;

граждан, указанных в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих I группу инвалидности, и детей-инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Таким образом, ответчик Государственное учреждение – Московское областное региональному отделение Фонда социального страхования РФ является лицом, обязанным к обеспечению техническими средствами реабилитации указанной категории лиц, к которой относится Л. в силу требований законодательства.

Исполнение этого обязательства осуществляется, в том числе, в лице территориальных органов, в данном случае - филиал ГУ–Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ФСС РФ.

До настоящего времени направления на получение технических средств реабилитации инвалиду не выданы, индивидуальная программа реабилитации инвалида не исполнена, что лишает его возможности социальной адаптации в обществе, ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

Со стороны ответчика доказательств, свидетельствующих о принятии мер по своевременному обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, с момента его обращения в ходе рассмотрения дела не представлено.

Заявленные доводы представителя ответчика судом отклоняются, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования, процедур проведения аукционов и заключения контрактов.

Неисполнение обязанности по своевременному предоставлению средств реабилитации в отчетный период не прекращает такую обязанность ответчика либо соответствующее право инвалида.

Учитывая, что социальные гарантии, предоставляемые гражданам-инвалидам, предполагают обязанность при наличии соответствующих показаний своевременно обеспечивать граждан - инвалидов техническими средствами реабилитации, независимо от их функционального назначения, наименования и иных обстоятельств, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Поскольку по делу установлено, что заявление Л. было подано ответчику <дата>., а вышеуказанными нормативными актами предусмотрена обязанность ответчика по его рассмотрению в течение 15 дней, суд полагает, что исполнение настоящего судебного решения должно производиться незамедлительно по вступлению его в законную силу без установления месячного срока, заявленного прокурором.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Пушкинского городского прокурора в интересах Л. к Государственному учреждению – Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Государственного учреждения – Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившееся в необеспечении Л. техническими средствами реабилитации.

Обязать Государственное учреждение – Московское областное региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Л. техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации.

Обязать Государственное учреждение – Московское областное региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиал ГУ – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выдать Л. направление на их получение.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.

Судья:

2-1395/2016 (2-7413/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Леонова А.А.
Пушкинский городской прокурор
Ответчики
Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
pushkino.mo.sudrf.ru
25.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2015Передача материалов судье
29.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2016Подготовка дела (собеседование)
28.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2016Судебное заседание
04.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2016Дело оформлено
08.04.2016Дело передано в архив
25.02.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее