Решение по делу № 2а-6453/2021 от 28.05.2021

                                                                                                          № 2а-6453/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Одинцово                                                                             10 августа 2021 года

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Селина Е.А.,

при секретаре Шаварновском Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ревенко Иона к УМВД России по Одинцовскому городскому округу, ГУ МВД России по Московской области об оспаривании решения, обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с требованиями к административным ответчикам о признании незаконным и отмене отказа УМВД России по Одинцовскому городскому округу в регистрации Ревенко И. по месту жительства в жилом помещении (квартире), расположенной по адресу: АДРЕС; обязании зарегистрировать Ревенко И. по данному адресу по месту жительства.

В обоснование требований административный истец указал, что он является собственником ? доли квартиры, расположенной по адресу: АДРЕС, АДРЕС, АДРЕС. При обращении в УМВД России по Одинцовскому городскому округу в регистрации Ревенко И. по месту жительства в жилом помещении (квартире) было отказано ввиду не предоставления согласия на регистрацию всех собственников квартиры. Административный истец считает данный отказ незаконным, поскольку он нарушает его права, предусмотренные законодательством РФ, в связи с чем, административный истец вынужден обратится с настоящими требованиями в суд.

Согласно возражений на административный иск стороной административного ответчика указано, что административному истцу принадлежит ? доли в праве собственности на квартиру, в которой он хочет зарегистрироваться, ? доли принадлежат иным лицам. О вселении гражданина в жилое помещение необходимо письменное согласие всех участников долевой собственности. Соглашения о порядке пользования квартирой между собственниками также не заключалось. Оформление регистрации в квартире без согласия всех собственников квартиры законодательством не предусмотрено.

Административный истец, его представитель в судебное заседание явились, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержали, просили иск удовлетворить.

Административные ответчики в суд направили своего представителя, который представил возражения на административный иск, мотивы, по которым административному истцу отказано в регистрации, поддержал, в удовлетворении требований просил отказать.

Заинтересованное лицо Ревенко Т.И. в судебном заседании против удовлетворения требований не возражала.

Заинтересованные лица ФИО2, ФИО5 в судебное заседание не явились, будучи извещенными о судебном разбирательстве надлежащим образом.

В силу ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения административного истца, представителей сторон, заинтересованного лица, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 КАС РФ суд проверяет законность оспариваемых актов в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет юридически значимые обстоятельства, в полном объеме.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. В свою очередь, административный истец обязан подтвердить сведения о том, что оспариваемым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы, законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения (ст. ст. 62, 226 КАС РФ).

По смыслу ст. 227 КАС РФ в случае установления соответствия оспариваемого акта, решения, действия требованиям закона и (или) отсутствия факта нарушения прав, свобод или законных интересов административного истца, по результатам рассмотрения административного дела выносится решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Вопросы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации урегулированы Законом Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», Приказом МВД России от 31.12.2017 г. № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», нормы которых являются специальными по отношению к порядку рассмотрения обращений, установленному Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с данными нормативными правовыми актами регистрация по месту жительства представляет собой постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксацию в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1); при регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют в органы регистрационного учета (территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел) заявления по установленной форме и иные документы, предусмотренные Законом и Правилами регистрации (в частности, паспорт и документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение) (статьи 3 и 4 названного закона).

Согласно п. 3 Правил регистрации местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статьей 3 которого установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно статье 6 названного Закона при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила).

П. 16 (абз. первый) Правил установлено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Из материалов дела следует, что административный истец 17.02.2021г. получил паспорт гражданина Российской Федерации (л.д. 41-42).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 (мать ФИО10) и ФИО10, ФИО11 заключен договор дарения ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: АДРЕС, АДРЕС, согласно которого ФИО2 дарит свою долю (?) родной дочери ФИО10 и ФИО11 (л.д. 25-31).

Право собственности ФИО10, ФИО11 (по ?) зарегистрировано в установленном законом порядке, еще одним собственником в ? доле является ФИО3 (отец ФИО10), что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 15-24).

Исходя из выписки из домовой книги, в указанной выше квартире зарегистрированы: ФИО3, ФИО2, ФИО10, ФИО6, ФИО7, ФИО8 (л.д. 44).

Административный истец обратился с заявлением к административному ответчику о регистрации ФИО11 по месту жительства в жилом помещении (квартире), расположенной по адресу: АДРЕС, АДРЕС, АДРЕС.

02.03.2021г. УМВД России по Одинцовскому городскому округу направлен ответ, в котором указано о невозможности регистрации по месту жительства без согласия других собственников жилого помещения. При предоставлении согласия других собственников либо решения суда об определении порядка пользования жилым помещением вопрос о регистрации по месту жительства будет решен положительно (л.д. 14).

Сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, а также порядок их взаимодействия с иными органами и лицами при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определены Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31.12.2017 г. № 984 (далее - Административный регламент).

Согласно п. 48 Административного регламента для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6 и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.

П. 49.4 Административного регламента предусмотрено, что одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет, в частности письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости).

Вопрос о наличии такой необходимости должен решаться с учетом положений п. 57.1 Административного регламента, которыми запрещается требовать от гражданина представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

Исходя из приведенных положений п. п. 49.4, 57.1 Административного регламента одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель должен представлять письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от всех участников долевой собственности только в том случае, если такая необходимость предусмотрена нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в том числе на праве общей долевой собственности, регулируются нормами жилищного и гражданского законодательства о вселении в жилое помещение, о владении и пользовании им, поскольку право быть зарегистрированным по месту жительства в жилом помещении является производным от права вселиться, владеть и пользоваться этим жилым помещением.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума № 14 от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (п. 7), объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ.

В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Положениями ч. 1 и ч. 2 ст. 288 ГК РФ, а также ч. 1 ст. 30 ЖК РФ установлено, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением - для проживания.

Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены этим Кодексом.

При наличии нескольких сособственников жилого помещения положения ст. 30 ЖК РФ о правомочиях собственника жилого помещения владеть и пользоваться принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением подлежат применению в нормативном единстве с положениями ст. 247 ГК РФ о владении и пользовании имуществом, находящимся в долевой собственности.

Административный истец указывает на то, что им в УМВД России по Одинцовскому городскому округу представлены все необходимые документы для регистрации по месту жительства (договор дарения, выписка из ЕГРН, согласие ФИО2)

Из представленного согласия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 дает согласие на регистрацию по месту пребывания (временную регистрацию) сроком на 3 года ФИО11 (л.д. 45).

Согласия ФИО2 на постоянную регистрацию ФИО11 представлено не было, материалы дела обратного не содержат, указанный факт сторонами в судебном заседании не оспорен.

При данных обстоятельствах, суд полагает, что отказ ОВМ УМВД России по Одинцовскому городскому округу в регистрации ФИО11 по месту жительства в жилом помещении (квартире), расположенной по адресу: АДРЕС, АДРЕС, АДРЕС, является обоснованным.

Довод административного истца о том, что он с семьей проживает в квартире по адресу: АДРЕС, АДРЕС, АДРЕС, несет бремя ее содержания, не порождает автоматически правового обоснования для регистрации по месту жительства ввиду вышеуказанных обстоятельств отсутствия согласия всех сособственников жилого помещения, обусловленных приведенными нормами закона.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Принимая решение, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Нормами КАС РФ на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Доказательств нарушения прав и законных интересов Ревенко И. действиями административных ответчиков стороной административного истца представлено не было, напротив, представителем административных ответчиков приведены обоснованные доводы и представлены надлежащие доказательства соблюдения установленных положений законодательства и нормативно-правовых актов при принятии оспариваемого решения.

Таким образом, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований Ревенко И. не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 179-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ревенко Иона к УМВД России по Одинцовскому городскому округу, ГУ МВД России по Московской области об оспаривании решения, обязании совершить действия – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24.08.2021г.

Судья                                                                                                        Е.А. Селин

2а-6453/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ревенко Ион
Ответчики
ГУ МВД РФ по МО
УМВД РФ по Одинцовскому городскому округу
Другие
Гордиенко Игорь Валерьевич
Умярова Е.А.
Ревенко Татьяна Игоревна
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Судья
Селин Е.А.
Дело на странице суда
odintsovo.mo.sudrf.ru
28.05.2021Регистрация административного искового заявления
28.05.2021Передача материалов судье
31.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2021Подготовка дела (собеседование)
25.06.2021Рассмотрение дела начато с начала
21.07.2021Судебное заседание
10.08.2021Судебное заседание
24.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее