Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 ноября 2015 года г.Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Непопалов Г.Г.,
с участием прокурора Сафроновой Е.О.,
при секретаре Анцуповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4669/15 по иску Столярова ФИО10 к ГУ МВД России по Самарской области о взыскании задолженности по выплатам в счет возмещения вреда здоровью,
У С Т А Н О В И Л:
Столяров А.Е. обратился в Сызранский городской суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что в период с <дата> по <дата> он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, доза полученного облучения составляет 21,6 Р. В последующем истец проходил службу в органах внутренних дел, уволен со службы <дата>.
Заключением ВВК МСЧ ГУВД по Самарской области от <дата> № *** у Столярова А.Е. установлено наличие заболевания, которое было получено в период военной службы, в связи с чем <дата> истцу впервые установлена инвалидность третьей группы. Однако, по вине ВВК МСЧ ГУВД по Самарской области в указанном выше заключении не была установлена причинно-следственная связь между имевшимся у Столярова А.Е. заболеванием и воздействием на истца радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с ухудшением состояния здоровья <дата> Столярову А.Е. установлена вторая группа инвалидности также без указания на наличие причинно-следственной связи между имевшимся у него заболеванием и воздействием на истца радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета ФГБУ ВЦЭРМ им. Никифорова МЧС России от <дата> № *** установлено, что инвалидность истца связана с воздействием на него радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. <дата>, после очередного переосвидетельствования, Столярову А.Е. установлена бессрочно вторая группа инвалидности по причине заболевания, полученного при исполнении обязанности военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
Заключением ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области» от <дата> № *** исправлена ранее допущенная ошибка, отменено заключение ВВК МСЧ ГУВД по Самарской области от <дата> № *** в части, касающейся заболевания и причинной связи, установлено, что на момент увольнения истца из органов внутренних дел у него имелось радиационно обусловленное заболевание, которое получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
В связи с этим, Столяров А.Е. считает, что у него возникло право на возмещение вреда здоровью, а также на получение установленных законом ежемесячных и ежегодных компенсаций за период с <дата>, т.е. с момента первичного установления ему инвалидности, по <дата> (дата фактического назначения ответчиком указанных выше выплат). Истец обратился в ГУ МВД России по Самарской области с заявлением о выплате недополученных денежных средств в счет возмещения вреда здоровью, однако, ответчиком ему было отказано в этом.
Столяров А.Е. полагает, что в выплате недополученных денежных средств в счет возмещения вреда здоровью ему отказано незаконно и необоснованно, в нарушение ст.ст. 7, 15, 19 и 42 Конституции РФ, а также ст.ст. 3, 13 и 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от <дата> № ***, поскольку инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Право пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на получение в полном объеме полагающихся денежных выплат, возмещающих потерю ими заработка (части заработка) за весь подтвержденный период утраты профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт ее утраты, было подтверждено определением Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2005 года № 460-0. Выраженная в названном выше определении Конституционного Суда РФ правовая позиция, принцип полноты и гарантированности возмещения причиненного вреда предполагают защиту нарушенных прав в полном объеме. Применительно к правоотношениям по возмещению вреда здоровью, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС, Конституционный суд РФ в постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П сформулировал правовую позицию, согласно которой вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно-загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению.
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, позволяет сделать вывод, что выплата сумм в счет возмещения вреда здоровью лицам, на которых распространяется действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», должна производится с момента подачи такими лицами заявления со всеми необходимыми документами, но за весь период с момента назначения инвалидности и связи ее возникновения с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, поскольку при реализации ст. 42 Конституции РФ, предусматривающей право каждого на возмещение ущерба, государство обязано гарантировать стабильность, которая в сфере конституционно-правовых отношений между государством и гражданами не должна быть меньшей по своему уровню, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства.
На основании изложенного, Столяров А.Е. просит суд взыскать с ГУ МВД России по Самарской области в его пользу: задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации, установленной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», – 455 837 рублей 43 копейки; задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации, установленной п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», – 102 715 рублей; задолженность по выплате ежегодно денежной компенсации, установленной ч. 1 ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», – 885 рублей 73 копейки; расходы по оплате услуг представителя – 10 000 рублей, а всего – 569 438 рублей 16 копеек.
В судебном заседании Столяров А.Е. и его представитель по доверенности Мельников В.М. иск поддержали, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представители ГУ МВД России по Самарской области Вдовина С.Н. и Федорова Г.Н. иск не признали, пояснили, что в период с <дата> по <дата> Столяров А.Е. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем приобрел право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для указанной категории граждан, о чем <дата> ему было выдано соответствующее удостоверение серии Р № ***, которое дало ему право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
В соответствии с п. 5 «Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 607, для назначения компенсации надлежит представить пакет документов, состоящий из: заявления о выплате денежной компенсации; копии специального удостоверения инвалида; копии справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности; копии заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Согласно п. 7 названого выше «Порядка…» денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях – с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
В силу ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на предусмотренные данным законом льготы и компенсации дается с момента обращения на основании специального удостоверения инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Таким образом, доводы истца о том, что право на получение выплат, предусмотренных для инвалидов, возникло у него с момента первичного освидетельствования, противоречат приведенным выше положениям закона.
Основанием для выполнения государством обязанности по возмещении вреда конкретному лицу, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией. В связи с этим, приобретение специального правового статуса «инвалид вследствие чернобыльской катастрофы» осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено ч. 7 ст. 24 названного выше Закона.
Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и на получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Таким образом, ч. 4 ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обусловливающая возможность предоставления соответствующих мер социальной поддержки инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы предъявлением ими специальных удостоверений инвалидов, направлена на обеспечение адресности социальной защиты, предоставляемой гражданам, в наибольшей степени пострадавшим от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и ликвидацией ее последствий, а потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права истца.
<дата> Столяров А.Е. уволен из органов внутренних дел. <дата> истец обратился в ГУ МВД России по Самарской области с заявлением о выдаче удостоверения инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, однако, ему было отказано в выдаче названного удостоверения.
Решением Сызранского городского суда от <дата>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от <дата>, действия ГУ МВД России по Самарской области, выразившиеся в отказе в выдаче Столярову А.Е. указанного выше удостоверения, признаны незаконными, ответчик обязан выдать истцу удостоверение инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Названное удостоверение получено Столяровым А.Е. <дата>.
Вместе с тем, из материалов пенсионного дела усматривается, что с 2011 года истец был получателем льгот, предусмотренных для ликвидаторов, а с момента получения удостоверения ему назначена ежемесячная денежная компенсация в соответствии со ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Следовательно, предусмотренные законом основания для перерасчета выплат в возмещение вреда здоровью Столярова А.Е. с момента первичного освидетельствования отсутствуют.
Суд, проверив дело, заслушав объяснения истца и его представителя, представителей ответчика, заключение прокурора, полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, считает необходимым исковые требования Столярова А.Е. оставить без удовлетворения по следующим основаниям.
Статьей 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от <дата> № *** установлено, что гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки…
Согласно ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
…2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;…
В соответствии со ст. 14 названного выше Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:
…13) ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей;…
…15) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:
инвалидам I группы – 5 000 рублей;
инвалидам II группы – 2 500 рублей;
инвалидам III группы – 1 000 рублей…
…Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации…
В силу ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере:
инвалидам I и II групп – 500 рублей;
инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, – 400 рублей…
Статьей 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Из ст. 24 названного выше Закона следует, что настоящим Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.
Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями…
…Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно п. 1 «Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 607, настоящий Порядок, разработанный в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», регулирует вопросы выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее именуется – денежная компенсация).
В соответствии с п. 5 названного выше «Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации …» для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии): заявление о выплате денежной компенсации; копия специального удостоверения инвалида; копия справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности; копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
В силу п. 7 «Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации…», утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 607, денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях – с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Судом установлено, что в период с <дата> по <дата> Столяров А.Е. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, доза полученного облучения составляет 21,6 Р. В последующем истец проходил службу в органах внутренних дел, уволен со службы <дата>.
Заключением ВВК МСЧ ГУВД по Самарской области от <дата> № *** у Столярова А.Е. установлено наличие заболевания, которое было получено в период военной службы, в связи с чем <дата> истцу впервые установлена инвалидность третьей группы. В последующем, в связи с ухудшением состояния здоровья, <дата> Столярову А.Е. установлена вторая группа инвалидности.
Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета ФГБУ ВЦЭРМ им. Никифорова МЧС России от <дата> № *** установлено, что инвалидность истца связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В связи с этим, <дата>, после очередного переосвидетельствования, Столярову А.Е. установлена бессрочно вторая группа инвалидности по причине заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
Заключением ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области» от <дата> № *** отменено заключение ВВК МСЧ ГУВД по Самарской области от <дата> № *** в части, касающейся заболевания и причинной связи, установлено, что на момент увольнения истца из органов внутренних дел (<дата>) у него имелось радиационно обусловленное заболевание – «Первичный гипотиреоз, медикаментозно компенсированный», которое получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Вместе с тем, заключением ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области» от <дата> № *** отменено заключение ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области» от <дата> № *** в части, касающейся заболевания и причинной связи, установлено, что на момент увольнения Столярова А.Е. из органов внутренних дел (<дата>) у него имелось радиационно обусловленное заболевание – «Пострадиационный (лучевой) гипотиреоз, медикаментозно компенсированный», которое получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Судом также установлено, что поскольку Столяров А.Е. относился к категории граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, <дата> ему было выдано соответствующее удостоверение серии Р № ***. На основании данного удостоверения истцу были назначены и выплачивались предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для данной категории граждан выплаты в счет возмещения вреда здоровью и предоставления иных мер социальной поддержки.
<дата> Столяров А.Е. обратился в ГУ МВД России по Самарской области с заявлением о выдаче удостоверения инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, однако, ему было отказано в выдаче названного удостоверения.
Решением Сызранского городского суда от <дата>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от <дата>, действия ГУ МВД России по Самарской области, выразившиеся в отказе в выдаче Столярову А.Е. указанного выше удостоверения, признаны незаконными, ответчик обязан выдать истцу удостоверение гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, ставшего инвалидом.
<дата> Столярову А.Е. выдано удостоверение инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. В тот же день он обратился в ГУ МВД России по Самарской области с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной компенсации на основании п. 13 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Выплата названной выше ежемесячной денежной компенсации производится ответчиком истцу с <дата>.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета ФГБУ ВЦЭРМ им. Никифорова МЧС России от <дата> № ***, справками Бюро МСЭ № *** от <дата> серии МСЭ-2007 № ***, от <дата> серии МСЭ-2011 № ***, от <дата> серии МСЭ-2012 № ***, от <дата> серии МСЭ-2012 № *** и от <дата> серии МСЭ-2013 № ***, заключением ВВК МСЧ ГУВД по Самарской области от <дата> № ***, заключениями ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области» от <дата> № *** и от <дата> № ***, справкой отдела военного комиссариата Самарской области по г.г. Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и <адрес>м от <дата> № ***, копией удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году от <дата> серии Р № ***, копией удостоверения инвалида вследствие чернобыльской катастрофы от <дата> серии Б № ***, заявлениеми Столярова А.Е. от <дата> и от <дата>, ответами ГУ МВД России по Самарской области от <дата> № ***-С-11 и от <дата> № ***-С-13, свидетельствами о рождении Столяровой Н.А. и Столярова И.А., решением Сызранского городского суда от <дата>, выписками из пенсионного дела Столярова А.Е., а также объяснениями сторон по делу в судебном заседании.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, основаниями для выполнения государством обязанности по возмещению вреда конкретному лицу, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (постановления от 1 декабря 1997 года № 18-П и от 19 июня 2002 года № 11-П; определение от 4 декабря 2007 года № 960-О-П). В связи с этим приобретение специального правового статуса «инвалид вследствие чернобыльской катастрофы» осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено ч. 7 ст. 24 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года № 1085-О-П).
Часть четвертая статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обусловливающая возможность предоставления соответствующих мер социальной поддержки инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы предъявлением ими специальных удостоверений инвалидов, направлена на обеспечение адресности социальной защиты, предоставляемой гражданам, в наибольшей степени пострадавшим от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и ликвидацией ее последствий.
Таким образом, право на льготы и компенсации, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», дается с момента обращения лица на основании специального удостоверения инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. (Аналогичная правовая позиция содержится в определении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 года № 330-О и в решении Верховного Суда РФ от 23 октября 2001 года № ГКПИ 2001-1514.)
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым иск Столярова А.Е. к ГУ МВД России по Самарской области о взыскании задолженности по выплатам в счет возмещения вреда здоровью оставить без удовлетворения, поскольку, в силу приведенных выше положений закона, право на получение заявленных истцом выплат в возмещение вреда здоровью возникло у Столярова А.Е. с момента установления инвалидности вследствие радиационно обусловленного заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, и подачи заявления со всеми необходимыми документами для данных выплат, а потому предусмотренные законом основания для удовлетворения настоящего иска отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Столярова ФИО11 к ГУ МВД России по Самарской области о взыскании задолженности по выплатам в счет возмещения вреда здоровью оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Непопалов Г.Г.