Решение по делу № 2а-2263/2021 от 08.09.2021

Дело № 2а-2263/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2021 года город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Алексеевой К.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 6 по Ивановской области к Полуэктовой Кристине Александровне о взыскании налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 6 по Ивановской области обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Полуэктовой К.А., ИНН , задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 13090 рублей, пени в размере 716,88 рублей за период с 04.12.2018 по 04.07.2019.

Исковые требования обоснованы тем, что Полуэктова К.А. является плательщиком транспортного налога. За налоговый период 2017 год в установленный законодательством срок, налогоплательщик обязанность по уплате налога на основании выставленного в его адрес налогового уведомления не исполнил, за просрочку уплаты ему начислены пени. Не было исполнено Полуэктовой К.А. и требование об уплате недоимки, также направленное в ее адрес.

Мировым судьей судебного участка № 3 Ивановского судебного района в Ивановской области вынесен судебный приказ по делу № 2а-1987/2019 от 09.10.2019 о взыскании с Полуэктовой К.А. настоящей недоимки, который отменен определением того же мирового судьи от 05.03.2021 на основании возражений должника.

Учитывая изложенное, административный истец, ссылаясь на положения ст. ст. 31, 48, 75 НК РФ, заявив о восстановлении пропущенного срока для предъявления настоящих требований, обратился с ними в суд.

Как следует из содержания п. 4 ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: 1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным; 2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела; 3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей; 4) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч. 7 ст. 150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

В данном случае ввиду неявки лиц, участвующих в деле, для участия в судебном заседании суд, руководствуясь положениями п. 4 ч. 1 ст. 291 и ч. 7 ст. 150 КАС РФ, считает возможным разрешить настоящий спор в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив административное исковое заявление, заявление о восстановлении пропущенного срока для предъявления административного иска, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает обязанность каждого уплатить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

По смыслу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.

В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (п.п. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ).

Как следует из содержания ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается и вводится в действие настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 28 НК РФ.

В силу ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статья 358 НК РФ говорит о том, что объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положений ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ (ч. 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (ч. 2).

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ).

Соответственно налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (ч. 1 ст. 361 НК РФ).

Законом Ивановской области от 28.11.2002 № 88-ОЗ «О транспортном налоге» на территории Ивановской области установлен и введен в действие транспортный налог. Ставки для уплаты транспортного налога закреплены в ст. 2 названного нормативного правового акта.

В силу п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог физическими лицами уплачивается за налоговый период 2017 год не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Аналогичным сроки были установлены и положениями местного законодательства.

В соответствии с ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Порядок направления налогового уведомления предусмотрен ст. 52 НК РФ, согласно которой, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом, налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

На основании п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном ст.ст. 69, 70 НК РФ.

В соответствии с ч.ч. 1,2, 4 и 6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

При этом ч. 1 ст. 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ при уплате налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, на налогоплательщика возложена обязанность по уплате пени, которая в соответствии с п.3 и п.4 той же статьи начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Согласно п.6 ст. 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика физического лица в порядке, предусмотренном ст. 48 названного кодекса.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

На основании п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как следует из содержания ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Судом установлено, что Полуэктовой К.А. с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит транспортное средство <данные изъяты>, г/н , что следует из предоставленной УМВД России по Ивановской области по запросу суда карточки учета транспортного средства.

На основании ст.ст. 31, 32 НК РФ, МИФНС России № 6 по Ивановской области налогоплательщику был начислен транспортный налог за 11 месяцев 2017, который составил 13090 рублей.

Суду представлено налоговое уведомление № 59498735 от 05.09.2018, адресованное административному ответчику об уплате вышеуказанного налога, согласно которого Полуэктовой К.А. необходимо уплатить транспортный налог за 11 месяцев 2017 год в срок до 03.12.2018. Данное уведомление направлено в ее адрес 24.09.2018, что подтверждается списком исходящей корреспонденции, представленным суду, и получено адресатом 28.09.2018 согласно отчета с официального сайта Почты России в сети Интернет, имеющегося в деле.

В установленный законом срок, указанный в уведомлении, налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил.

В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 НК РФ налоговым органом в адрес налогоплательщика 11.07.2019 направлено требование № 14726 от 05.07.2019 об уплате налога и пени, в соответствии с которым ответчику в срок до 13.08.2019 необходимо уплатить, в том числе задолженность по транспортному налогу за 11 месяцев 2017 года в размере 13090 рублей и пени с размере 716,88 рублей, тогда как такое требование должно было быть направлено в адрес налогоплательщика не позднее трех месяцев с даты выявления недоимки, которые истекли 04.03.2019 (поскольку 03.03.2019 являлось выходным днем), соответственно последним днем для его исполнения должно быть являться 25.03.2019. Таким образом, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган должен был обратиться к мировому судье не позднее 25.09.2019, тогда как сделал это только 04.10.2019, пропустив срок для его подачи на 9 дней.

Факт направления требования подтверждается списком исходящей корреспонденции, имеющимся в деле.

Обязанность по уплате налога и пени не была исполнена Полуэктова К.А. и после направления в ее адрес требования, указанного выше, что подтверждается карточкой расчета с бюджетом.

09.10.2019 Мировым судьей Судебного участка № 3 Ивановского судебного района в Ивановской области был выдан судебный приказ о взыскании настоящей недоимки, копия которого имеется в материалах дела (дело № 2а-1987/2019).

05.03.2021 названным мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа от 09.10.2019, соответственно с настоящим иском в районный суд налоговый орган должен был обратиться не позднее 05.09.2021.

Административный иск Инспекция сдала на почтовое отделение связи для направления в Ивановский районный суд Ивановской области согласно штампа, имеющегося на конверте, – 06.09.2021, поскольку 05.09.2021 являлось выходным днем, то есть в пределах 6 месяцев с даты отмены судебного приказа.

Следовательно, сроки обращения в суд с настоящим административным иском Инспекцией соблюдены.

Административный истец, заявляя о восстановлении пропущенного срока для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, ссылается на большой объем работы и большое количество налогоплательщиков, имеющих задолженность, при том, что в отделе урегулирования задолженности и в правовом отделе имеется только по 2 сотрудника, занимающихся направлением заявлений в суд по взысканию недоимок с физических лиц в соответствии со ст. 48 НК РФ. Так, в 2019 году направлено около 5000 заявлений, количество должников – физических лиц составляло на около 50000 человек.

Разрешая данное заявление, суд приходит к следующему.

Перечень конкретных обстоятельств, при которых причины пропуска срока могут быть признаны уважительными, законодателем не определены. Процессуальным законодательством также не установлены критерии, по которым причины пропуска срока признаются уважительными или неуважительными.

Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.

Суд, учитывая, незначительность пропуска срока для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, соблюдение Инспекцией срока на обращение в суд с настоящим административным иском, а также совершение Инспекцией в целях взыскания с Полуэктовой К.А. недоимки по налогам последовательных действий, обусловленных защитой интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платежей, считает заявленное ходатайство подлежащим удовлетворению.

Таким образом, с Полуэктовой К.А. в пользу Инспекции подлежат взысканию недоимка за 2017 год по транспортному налогу в размере 13090 рублей, пени в размере 716,88 за период с 04.12.2018 по 04.07.2019. Удовлетворяя требование административного истца, суд исходит и из того, что на дату разрешения спора, заявленная к взысканию сумма недоимки, в бюджет не поступила, доказательств обратного в материалы дела не представлено, как не представлено и доказательств существования недоимки в меньшем размере.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с тем, что административный истец на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, государственная пошлина, которая составляет 552 рублей, подлежит взысканию с административного ответчика в бюджет Ивановского муниципального района Ивановской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административный иск МИФНС России № 6 по Ивановской области к Полуэктовой Кристине Александровне о взыскании налога и пени удовлетворить.

Взыскать с Полуэктовой Кристины Александровны, ИНН , задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 13090 рублей, пени в размере 716,88 за период с 04.12.2018 по 04.07.2019.

Взыскать с Полуэктовой Кристины Александровны в бюджет Ивановского муниципального района Ивановской области государственную пошлину в размере 552 рублей.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья К.В.

2а-2263/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МИФНС № 6 по Ивановской области
Ответчики
Полуэктова Кристина Александровна
Суд
Ивановский районный суд Ивановской области
Судья
Алексеева Ксения Валерьевна
Дело на странице суда
ivanovsky.iwn.sudrf.ru
08.09.2021Регистрация административного искового заявления
08.09.2021Передача материалов судье
13.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Судебное заседание
16.11.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
16.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее