Егорлыкский районный суд Ростовской области.
Дело № 2-740/2024, УИД: 61RS0031-01-2024-000721-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2024 года ст. Егорлыкская Ростовской области
Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Гвоздикова В.А.,
при секретаре судебного заседания Ковалевской Е.А.,
с участием представителей истца: Алейниковой С.В., Деменчук Л.Б.,
представителя ответчика: Яшаровой Е.С.
представителя МУП «Коммунальник»: Угроватого В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Сальском, Песчанокопском, Целинском, Егорлыкском, Орловском, Пролетарском (с) районах к Администрации Егорлыкского района Ростовской области об обязании принять меры по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ЕМУП «Коммунальник»,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Сальском, Песчанокопском, Целинском, Егорлыкском, Орловском, Пролетарском (с) районах (далее по тексту - Роспотребнадзор) обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Егорлыкского района с требованием, с учетом окончательного уточнения, обязать по истечении 5 лет со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований, т.е. привести качество питьевой воды по показателям общая жесткость, сухой остаток, хлориды, магний в ст. Егорлыкской Ростовской области в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее СанПиН 1.2.3685-21), СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий (далее СанПиН 1.2.3684-21).
В обоснование требований указано, что по результатам лабораторных исследований проб воды из источников водоснабжения, резервуаров и распределительной водопроводной сети в ст. Егорлыкской Ростовской области, пробы питьевой воды не соответствуют требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям, в 2022 и 2023 годах 100% исследуемых проб не соответствовали по показателям общей жесткости, сухого остатка, хлоридов, магния. Техническое задание на разработку инвестиционной программы в сфере водоснабжения, водоотведения Егорлыкского МУП «Коммунальник» на 2024 – 2030 годы, утвержденное Постановлением Администрации Егорлыкского района от 28 марта 2023 года № 321 «Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы в сфере водоснабжения, водоотведения Егорлыкского МУП «Коммунальник» на 2024-2030 годы», с учетом изменений внесенных на основании постановления Администрации Егорлыкского района от 27 февраля 2024 года № 163, не содержит конкретных мероприятий, направленных на устранение в питьевой воде, подаваемой населению ст. Егорлыкской Ростовской области по централизованным сетям, несоответствия санитарно-химических показателей требованиям гигиенических нормативов.
Представители истца в судебном заседании заявленные требования иска поддержали и с учетом окончательного уточнения, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Администрации Егорлыкского района возражал относительно удовлетворения требований истца, ссылаясь на невозможность приведения поставляемую населению ст. Егорлыкской Ростовской области по централизованным сетям воду в соответствие с требованиями СанПиН, поддержав предоставленные в материалы дела письменные возражения.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения иска, указав, что реагентным способом приведение воды центрального водоснабжения ст. Егорлыкской в соответствии с требованиями СанПиНов невозможно, иные способы являются чрезмерно затратными и их реализация в предлагаемый истцом пятилетний срок невозможно, более того это приведет к значительному увеличению тарифа на поставляемую воду, что не соответствует интересам местного населения.
Дело рассмотрено в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, с участием представителей истца, ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено и следует из материалов дела: искового заявления (л.д. 1-3), уведомлений (л.д. 4, 36-40, 47-49), протоколов испытаний (л.д. 5-30, 50-52), постановлений администрации (л.д.31-34, 71, 84-95, 153,. 162), выписки из ЕГРЮЛ (л.д.41-46), устава МУП «Коммунальник» (л.д. 72-83), протокола лабораторных испытаний и заключения (л.д. 148-152), муниципального контракта (л.д. 157-160), а также ответа ООО «Научно-производственное предприятие» на запрос руководителя МУП «Коммунальник», водоснабжение на территории ст. Егорлыкской Ростовской области осуществляет МУП «Коммунальник», по результатам лабораторных исследований воды централизованных систем водоснабжения в ст. Егорлыкской Ростовской области не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3684-21 и СанПиН 1.2.3685-21.
Представители ответчика и третьего лица не отрицали, что подаваемая питьевая вода в существующие системы водоснабжения в ст. Егорылкской Ростовской области не соответствует качеству питьевой воды, указав, что вода, поставляемая населению по системе центрального водоснабжения отстаивается в резервуарах, а после подается для водоснабжения, без каких-либо использований очистных сооружений.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что Администрацией муниципального образования «Егорлыкский район» нарушается право неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, так как подача потребителям воды, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, создает реальную угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки, тем самым ответчиком нарушены требования п. 1, 2 ст. 19, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 75 СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 4 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28 декабря 2005 года № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» к вопросам местного значения Администрации Егорлыкского района относится организация в границах муниципального района, в том числе водоснабжения населения.
Согласно ч. 1, 1.1 ст.6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) определено, что к полномочиям органов местного самоуправления предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из положений ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей ст. и ч. 7 ст. 8 настоящего Федерального закона (часть 1).
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2).
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (часть 4).
В соответствии с ч. 9 ст. 7 Федерального закона № 416-ФЗ, п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 (далее - Правила № 644), в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют централизованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ, п. 73 Правил № 644 забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21, в котором установлены нормативы качества и безопасности воды.
Проанализировав положения Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона № 416-ФЗ, суд приходит к выводам, что обязанность по организации водоснабжения действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, при этом Администрация Егорлыкского района ненадлежащим образом осуществляет решение вопросов местного значения, что выражается в недостаточном принятии мер по организации водоснабжения населения питьевой водой ст. Егорлыкской Ростовской области, а потому именно Администрация Егорлыкского района несет ответственность за принятие необходимых мер по организации водоснабжения населения.
При этом каких-либо убедительных доводов, опровергающих вышеуказанные выводы не приведено, доказательств, указывающих на необоснованность заявленных истцом требований не представлено.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, заявленный в иске срок, необходимый для устранения Администрацией Егорлыкского района выявленных нарушений, суд полагает достаточным и разумным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Сальском, Песчанокопском, Целинском, Егорлыкском, Орловском, Пролетарском (с) районах к Администрации Егорлыкского района Ростовской области об обязании принять меры по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой, удовлетворить.
Возложить на Администрацию Егорлыкского района, ИНН 6109001268 обязанность по истечении 5 лет со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований, путем приведения качества питьевой воды по показателям общая жесткость, сухой остаток, хлориды, магний в ст. Егорлыкской Ростовской области в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.А. Гвоздиков
Решение принято в окончательной форме 27 сентября 2024 года.