Мотивированное решение суда
составлено 28.09.2021 года
Дело № 2-1671/2021
25RS0010-01-2021-001302-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2021 года г. Находка Приморского края
Находкинский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Иващенко В.А.,
при секретаре Ильиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Метелица Оксаны Николаевны к Краевому государственному унитарному предприятию «Приморский экологический оператор» об освобождении от оплаты задолженности за не оказанную коммунальную услугу по вывозу мусора,
УСТАНОВИЛ:
Метелица О.Н. обратилась в суд с иском к КГУП «Приморский экологический оператор» об освобождении от оплаты задолженности за не оказанную коммунальную услугу по вывозу мусора, в обоснование которого указала, что она проживает в частном доме с 1996 г. по адресу: <.........>. Все отходы утилизирует самостоятельно. В районе ее дома отсутствуют специализированные мусорные баки. Коммунальная услуга – вывоз мусора ей не оказывалась и не предоставлялась, однако КГУП «Приморский экологический оператор» выставлен долг за не предоставляемую услугу в размере 13 141,52 руб. за период с января 2020 г. Просит освободить ее от не предоставленной услуги КГУП «Приморский экологический оператор», снять с нее задолженность перед КГУП «Приморский экологический оператор» за не предоставленную услугу в размере 14 210,67 руб.
Протокольным определением Находкинского городского суда от ДД.ММ.ГГ. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Находкинского городского округа.
Истец Метелица О.Н. в судебном заседании увеличила исковые требования, просила снять с нее задолженность КГУП «Приморский экологический оператор» за не предоставленную услугу в размере 18 487,27 руб., пояснив, что согласно утвержденному регламенту контейнеры установлены на расстоянии 700 м по адресу: <.........>, к ним необходимо переходить через дорогу, что ей делать затруднительно. Задолженность ей начислена с января 2020г, при том, что согласно ответам на ее обращения, контейнерная площадка будет установлена в период с 2021 г. по 2023 г., что говорит о непредоставлении коммунальной услуги в настоящее время, однако начисления производятся ежемесячно. Поскольку коммунальная услуга по вывозу мусора ответчиком ей не оказывается, мелкий бытовой мусор она утилизирует самостоятельно путем сжигания в печи или переработке, считает, что задолженность за не оказываемую коммунальную услугу должна быть снята. Просит исковые требования удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика КГУП «Приморский экологический оператор» не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, в соответствии с поступившим в суд отзывом просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Из представленного в материалы дела отзыва следует, что в соответствии с нормами действующего законодательства все собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО, внесение платы за коммунальные услуги является обязанностью граждан и организаций. У Метелица О.Н. имеется задолженность по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 15 279,82 руб. ТКО образуются в процессе нормальной жизнедеятельности физических лиц, в связи с чем отказ от коммунальной услуги по обращению с ТКО не может быть принят. В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадка) накопления ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами, запрещается складирование ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов. Вывоз ТКО производится из специально оборудованных для складирования ТКО мест. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки. Ближайшая к дому № на <.........> контейнерная площадка расположена по адресу: <.........>. Сбоев в графике вывоза ТКО зафиксировано не было. Исходя из изложенного, услуга по вывозу ТКО оказывается в полном объеме. Кроме того, сжигание отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается, соответственно, сжигать ТКО в печи запрещено. Кроме того, действующее законодательство не предполагает произвольной возможности отказа от договора на оказание услуг по обращению с ТКО, такой договор обязателен как для потребителя, так и для регионального оператора. Просит в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание представитель администрации Находкинского городского округа не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку согласно действующему законодательству собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места накопления. Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, в связи с чем у истца возникла обязанность по оплате оказанных услуг за спорный период. Администрация Находкинского городского округа как орган местного самоуправления создает места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства, законодательства РФ.
Согласно ч.5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В силу п. 3, 4 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которыми утвержден порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.С 01.01.2020 г. деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Приморского края осуществляет КГУП "Приморский экологический оператор".
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Судом установлено, что Метелица О.Н. является собственником жилого помещения - квартиры № по адресу: <.........>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 25-АВ № от ДД.ММ.ГГ..
Из пояснений истца следует, что в указанном жилом помещении она проживает с 1996 г.
Согласно выписке из лицевого счета № от ДД.ММ.ГГ. по указанному адресу за период с января 2020 г. по апрель 2021г. региональным оператором выставлены счета на оплату услуг ЖКХ, в том числе по обращению с ТКО. Задолженность по оплате счета составляет 15 279,82 руб., которая до настоящего времени потребителем не оплачена.
Обращаясь в суд, Метелица О.Н. указано на то, что письменный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором она не заключала, места (площадки) накопления ТКО на предусмотренном СанПиН расстоянии от дома, в котором она проживает, отсутствуют.
В соответствии с п. 5 раздела I Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ. N 641" договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8(4) раздела I(1)).
При этом, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
В соответствии с п. 1 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно п.13 типового договора потребитель обязан осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, а также производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором.
В соответствии с п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно материалам дела ближайшая к дому истца контейнерная площадка расположена по адресу: <.........>, что не оспаривалось истцом.
Из пояснений истца следует, что она не пользуется данной контейнерной площадкой для складирования в ней мусора и бытовых отходов в связи с ее отдаленностью от места проживания истца.
Статья 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относит создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (ст. 13.4).
Из материалов дела следует, что в период с января 2020 г. до обращения в суд с настоящим исковым заявлением Метелица О.Н. в орган местного самоуправления по вопросу создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по месту ее проживания не обращалась.
Доказательств обратного истцом суду не представлено.
Кроме того, доводы истца о том, что она не должна оплачивать услугу по вывозу ТКО, поскольку мелкий бытовой мусор она утилизирует самостоятельно путем сжигания в печи, находящейся на придомовой территории, суд находит не обоснованными, поскольку согласно положениям ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для освобождения истца от оплаты коммунальной услуги по вывозу ТКО не имеется.
Учитывая изложенное, суд находит необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В исковых требованиях Метелица Оксаны Николаевны к Краевому государственному унитарному предприятию «Приморский экологический оператор» об освобождении от оплаты задолженности за не оказанную коммунальную услугу по вывозу мусора – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.А. Иващенко