<данные изъяты> Дело №2а-1007/2019 <данные изъяты>
<данные изъяты> Дело №33а-1347/2020 19 февраля 2020 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Брагина А.А.,
судей Рассошенко Н.П., Рудь Т.Н.,
при секретаре Ткаченко С.В.,
с участием прокурора Малышева Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 февраля 2020 года в городе Архангельске административное дело по апелляционной жалобе Веселкова В.Н. на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 17 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
установила:
федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ИК-29) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Веселкову В.Н. об установлении административного надзора.
Требования мотивированы тем, что Веселков В.Н. отбывает наказание в ИК-29 за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 161, п. «а» ч. 3 ст. 158, п. «а» ч. 2 ст. 158, ч. 3 ст. 69 УК РФ, в приговоре установлен особо опасный рецидив преступлений, был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Просит установить в отношении Веселкова В.Н. административный надзор на срок до окончания погашения судимости, административные ограничения в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства.
Административный истец своего представителя в судебное заседание не направил.
Веселков В.Н. в судебном заседании заявленные требования не признал, просил уменьшить количество явок на регистрацию.
Участвующий в деле прокурор Варламов А.А. в своем заключении полагал заявленные требования обоснованными.
Суд принял решение, которым постановлено: «административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония №29 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области удовлетворить.
Установить в отношении Веселкова В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, административный надзор на срок по 28 июня 2028 года включительно со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении Веселкова В.Н. административное ограничение в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации».
С данным решением не согласился Веселков В.Н. и в поданной апелляционной жалобе просит снизить количество явок в орган внутренних дел до двух раз в месяц, считает, что установленное судом количество явок лишит его возможности трудоустроиться.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы участвующий в деле прокурор Варламов А.А. просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав административного ответчика Веселкова В.Н., заключение прокурора Малышева Я.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления, осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, регулируются гл. 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно ст. 1 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Задачей административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в ст. 3 указанного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 3 Закона, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 3 Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: 1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); 2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; 3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; 4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (ч. 3 ст. 3).
Частью 1 ст. 4 Закона определено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.В силу п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судом установлено, что Веселков В.Н. осужден приговором Котласского городского суда Архангельской области от 30 сентября 2016 года (с учетом постановления Плесецкого районного суда Архангельской области от 11 мая 2017 года) по ч. 1 ст. 161 УК РФ (в редакции законов от 7 декабря 2011 года и 28 декабря 2013 года), п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ (в редакции законов от 7 декабря 2011 года и 28 декабря 2013 года) УК РФ с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. В приговоре суда в действиях Веселкова В.Н. признано наличие особо опасного рецидива преступлений.
Срок наказания исчислен с 30 сентября 2016 года, в срок отбывания наказания зачтено время содержания под стражей в период с 30 июня 2016 года по 29 сентября 2016 года.
Конец срока отбывания наказания – 29 июня 2020.
В соответствии с положениями ст. 15 УК РФ одно из преступлений, совершенное Веселковым В.Н., относится к категории тяжких.
За период отбывания наказания осужденный Веселков В.Н. характеризуется отрицательно, имеет 68 неснятых и непогашенных взысканий, по 3 фактам нарушений УПОН проведены профилактические беседы, поощрений не имеет. Решением комиссии учреждения от 6 ноября 2019 года был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен в строгие условия отбывания наказания.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права и разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», исходя из указанных обстоятельств административного дела и совершенного преступления, учитывая данные о личности осужденного, пришел к правильному выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания для установления в отношении Веселкова В.Н. административного надзора, административных ограничений в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Вышеуказанное административное ограничение соответствует целям и задачам административного надзора, является разумным. Оснований для снижения количества явок, вопреки доводам жалобы, не имеется.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор Веселкову В.Н. установлен на срок погашения его судимости за совершение тяжкого преступления – 8 лет, предусмотренный п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ, в редакции закона, действующей на момент совершения преступления, то есть по 28 июня 2028 года включительно.
С учетом положений п. 1 ч. 3 ст. 5 вышеуказанного Закона срок административного надзора следует исчислять Веселкову В.Н. со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Примененная к административному ответчику мера административного надзора (административное ограничение) не носит произвольного характера, направлена на выявление, устранение причин и условий, способствующих совершению осужденным преступлений или административных правонарушений, а также оказание на него воспитательного воздействия в целях недопущения совершения этих правонарушений или антиобщественного поведения, позволят более эффективно способствовать его исправлению.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что установленное в отношении Веселкова В.Н. ограничение является временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы. Орган внутренних дел или поднадзорное лицо в течение срока надзора вправе обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, содержащихся в ч. 3 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Закона – с заявлением о досрочном прекращении.
Суждение Веселкова В.Н. о том, что установленное количество явок лишит его возможности трудоустроиться, носит исключительно предположительный характер и какими-либо доказательствами не подтверждено.
Кроме того, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 12 Федерального закона орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с определенными исключительными личными обстоятельствами. В частности, такое разрешение может быть дано в связи с необходимостью решения вопросов при трудоустройстве (пункт 6).
В связи с тем, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, материальный закон применен правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 17 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Веселкова В.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Брагин
Судьи Н.П. Рассошенко
Т.Н. Рудь