УИД 45RS0026-01-2021-007784-29
Дело № 2-5350/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 июля 2021 года г. Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Чирковой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономаревой Э.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане гражданское дело по иску Администрации г.Кургана к Качесовой Наталье Владимировне и Качесовой Полине Евгеньевне об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд,
установил:
Администрация г.Кургана обратилась в суд с иском к Качесовой Н.В. и Качесовой П.Е. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд.
В обоснование иска указано, что ответчикам принадлежит на праве собственности по 1/2 доли жилого помещения площадью 28,1 кв.м. по адресу: <адрес>. Заключением Межведомственной комиссии при Администрации г.Кургана №1228 от 10.06.2016 дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время на территории города Кургана реализуется II этап (2020-2021 годы) муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в городе Кургане на период 2019-2025 годы». В рамках реализации Программы Качесовым взамен жилого помещения № 5 общей площадью 28,1 кв.м., расположенного в аварийном доме по <адрес>, были предложены два варианта переселения: однокомнатная квартира № 5, общей площадью 35,2 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> и однокомнатная квартира № 9 общей площадью 36,2 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. От помещения № 5 по вышеуказанному адресу ответчики отказались. На осмотр помещения № 9 не явились, о причинах неявки Департамент ЖКХ не уведомили, что расценивается как отказ от квартиры. Администрацией г.Кургана принято постановление от 02.06.2020 № 3030 «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества по улице Советская, 102 в городе Кургане для муниципальных нужд». ООО ОК "Гудвилл" проведена оценка изымаемого жилого помещения и доли земельного участка, 27.10.2020 года Качесовым, как собственникам помещения <адрес> направлен проект соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд, для принятия решения.
В ходе рассмотрения дела требования уточнили, обоснование иска оставили прежним, в окончательном варианте просили суд изъять у Качесовой Н.В. 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности и земельный участок с кадастровым номером № с уплатой выкупной цены в размере 538 729 руб. за счет средств муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в городе Кургане на период 2019-2025 годы»; изъять у Качесовой П.Е. 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности и земельный участок с кадастровым номером № с уплатой выкупной цены в размере 538 729 руб. за счет средств муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в городе Кургане на период 2019-2025 годы»; прекратить право собственности Качесовой Н.В. на 1/2 долю квартиры, расположенной по адресу: г. Курган, ул. Советская, д. 102, кв. 5 и земельный участок с кадастровым номером №; прекратить право собственности Качесовой П.Е. на 1/2 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес> и земельный участок с кадастровым номером №; признать право муниципальной собственности города Кургана на квартиру № 5, расположенную по адресу: <адрес> и на земельный участок с кадастровым номером №.
Представитель истца Быбина В.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала, дала пояснения согласно доводов, изложенных иске.
Ответчик Качесова Н.В., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетней Качесовой П.Е., ее представитель Мельникова М.А., действующая на основании устного ходатайства, в судебном заседании не возражали против выкупа жилого помещения для муниципальных нужд, но оспаривали выкупную стоимость, указанную истцом в иске, просили суд установить выкупную стоимость в соответствии с заключением независимой судебной экспертизы.
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, другие письменные материалы дела, заключение независимой судебной экспертизы № 06.02-010/2021 эксперта ИП Ломакина В.В. от 11.06.2021, суд приходит к следующему.
Установлено, что Качесова Н.В. и Качесова П.Е. являются собственниками в 1/2 доле каждый жилого помещения - квартиры с кадастровым номером № площадью 28,1, расположенной по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРН.
Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью 737 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома.
Заключением межведомственной комиссии при Администрации города Кургана № 1228 от 10.06.2016 дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Администрацией города Кургана 02.06.2020 принято постановление № 303 «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества по <адрес> для муниципальных нужд, из приложения к которому следует, что изъятию подлежит и принадлежащее ответчикам жилое помещение.
08.06.2020 Качесовым, как собственникам недвижимого имущества по адресу: <адрес>, направлена копия постановления об изъятии указанного имущества для муниципальных нужд путем выкупа. Факт получения уведомления ответчиками в судебном заседании не оспаривался.
В рамках реализации II этапа (2020-2021 годы) муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в городе Кургане на период 2019-2025 годы» Качесовым взамен жилого помещения № 5 общей площадью 28,1 кв.м., расположенного в аварийном доме по <адрес>, были предложены варианты переселения, на которые ответчики не согласились.
27.10.2020 года ООО ОК "Гудвилл" проведена оценка изымаемого жилого помещения и доли земельного участка, рыночная стоимость объекта оценки на дату определения стоимости составила 1077458 руб.
27.10.2020 Качесовым направлен проект соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд для подписания.
Поскольку Качесовы отказались от подписания соглашения об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд, Администрация г.Кургана обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно пункта 3 статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В соответствии с ч.4 ст.32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В силу ч.ч.6,7 и 8 ст.32 ЖК РФ возмещени за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В соответствии с ч.2 ст.32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п.1,2 ст.279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
В силу п.3 ст.279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно п.1 ст.281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
В соответствии со ст.282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
В силу абз.8 п.2 ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно ч.10 ст.56.6 ЗК РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; 3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав.
В силу п.13 ст.56.6. ЗК РФ решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия. Согласно п.2 ст.56.9. ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества.В соответствии с п.1 ст.56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи).
Согласно п.2 ст.56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В силу п.10 ст.56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Изучив представленное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Администрации г.Кургана являются обоснованными и подлежат удовлетворению, процедура изъятия истцом соблюдена, указанное ответчиками не оспаривалось в судебном заседании.
Согласно п.13 ст.56.10 ЗК РФ возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации.
Поскольку определенную в отчете ООО «Гудвилл» от 25.08.2020 стоимость изымаемого для муниципальных нужд имущества ответчики оспаривали, на основании ходатайства Качесовой Н.В. судом назначено проведение независимой судебной оценочной экспертизы.
В соответствии с заключением эксперта ИП Ломакина В.В. № 06.02-010/21 от 11.06.2021, рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом рыночной стоимости долей ответчиков в праве общей долевой собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе стоимости земельного участка, на котором расположен дом, на дату экспертизы составляет 1331280 руб.
Рыночная стоимость размера убытков, вызванных изъятием у ответчиков жилого помещения для муниципальных нужд, включая убытки, которые они понесут в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, на дату экспертизы составляет 71580 руб.
Суд принимает заключение судебной экспертизы, проведенной ИП Ломакиным В.В., поскольку оно дано экспертом, имеющим соответствующие уровень образования, квалификацию, большой опыт работы, в том числе в области судебных экспертиз, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, и при этом судебная экспертиза в отличие от оценки, представленной Администрации г.Кургана, проведена с осмотром объекта оценки, аналоги подобраны верно.
В связи с указанным, суд находит, что требования Администрации г.Кургана подлежат удовлетворению с установлением выкупной цены каждому в размере 1/2 доли от стоимости изымаемого жилого помещения с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и определенных заключением убытков, установленных ч.7 ст.32 ЖК РФ, а именно по 701 430 руб. за счет средств муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фона в городе Кургане на период 2019-2025 годы».
В связи с выкупом право собственности Качесовой Н.В., Качесовой П.Е. на квартиру 5 с кадастровым номером № площадью 28,1 кв.м., расположенную по адресу <адрес> и долю в праве общей долевой собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 737 кв.м., расположенный по адресу <адрес> после выплаты ему выкупной стоимости подлежит прекращению (п.3.2. ч.2 ст.235 ГКРФ), с одновременной регистрацией права собственности на указанное недвижимое имущество муниципального образования город Курган.
На основании ст.103 ГПК РФ в связи с удовлетворением иска Администрации г.Кургана с Качесовой Н.В., Качесовой П.Е. в доход бюджета муниципального образования город Курган подлежит взысканию государственная пошлина по 150 руб. с каждого, от уплаты которой истец освобожден законом.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Изъять у Качесовой Натальи Владимировны и Качесовой Полины Евгеньевны принад-лежащие каждому из них на праве собственности 1/2 доли квартиры № 5 с кадастровым номе-ром № общей площадью 28,1 кв.м., расположенной по адресу <адрес> и долю в праве общей долевой собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе земельный участок с кадаст-ровым номером № общей площадью 737 кв.м., расположенный по адресу <адрес> пропорционально площади доли в квартире № 5 для муниципаль-ных нужд с уплатой выкупной цены каждому в размере 701 430 руб. за счет средств муници-пальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фона в городе Кургане на период 2019-2025 годы».
Прекратить право собственности Качесовой Натальи Владимировны и Качесовой Полины Евгеньевны на принадлежащие каждой 1/2 доли квартиры № 5 с кадастровым номером № площадью 28,1 кв.м., расположенной по адресу <адрес> и долю в праве общей долевой собственности на общее имущество собственников поме-щений в многоквартирном доме, в том числе земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 737 кв.м., расположенный по адресу <адрес>
Признать право муниципальной собственности города Кургана на квартиру № 5 с кадастровым номером № площадью 28,1 кв.м., расположенную по адресу <адрес> и долю в праве общей долевой собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме пропорционально площади квартиры № 5, в том числе на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 737 кв.м., расположенный по адресу <адрес> после выплаты Качесовой Наталье Владимировне и Качесовой Полине Сергеевне выкупной цены.
Взыскать с Качесовой Натальи Владимировны и Качесовой Полины Евгеньевны государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Курган по 150 руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционную инстанцию Курганского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд.
Судья Е.А. Чиркова
Мотивированное решение изготовлено 23.07.2021.